Top.Mail.Ru
Истории

Чингисхан, учитель, йогурт: зачем сотрудники Alibaba берут псевдонимы

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Крупнейшие технологические компании Китая обязуют сотрудников использовать псевдонимы вместо реальных имен. Ожидается, что это поможет избежать иерархии и сделает корпоративную культуру более американизированной. Однако это может отразиться на внутренних процессах и даже отдалить сотрудников.

Чингисхан, учитель, йогурт: зачем сотрудники Alibaba берут псевдонимы

Представьте, что вы работаете в крупной технологической компании в Китае. Вы стремитесь получить повышение и серьезно относитесь к своей работе. Но есть загвоздка: коллега, сидящий слева от вас, называет себя Йогуртом, ваш руководитель предпочитает отзываться на имя Чингисхан, а основателя вашей компании все знают как Фэн Цинъяна, вымышленного мастера фехтования из китайского романа о кунг-фу.

Это не история из жизни очередного стартапа. Это корпоративная культура Alibaba, китайского гиганта e-commerce.

В Alibaba у каждого сотрудника есть прозвище для внутренних коммуникаций. Каждый, кто устраивается на работу в технологические компании Китая, берет себе такой псевдоним (по-китайски huaming), который служит его уникальным идентификатором. Это не просто прихоть — это необходимость. В Alibaba считается, что такие прозвища помогают преодолеть иерархию и создать более расслабленную корпоративную культуру.

Другие китайские технологические компании предпринимают аналогичные попытки. В сентябре 2020 года NetEase, компания, специализирующаяся на стриминге игр и музыки, решила, что каждому сотруднику нужен псевдоним. Tencent, подражая западной корпоративной культуре, всегда требовала от сотрудников выбирать английское имя для внутренних коммуникаций. Основатель и CEO Tencent Ма Хуатэн известен как Пони Ма. Во внутренних системах этих компаний псевдонимы отображаются рядом с реальными именами сотрудников, поэтому каждый сам выбирает, какое имя использовать.

Гигант e-commerce Pinduoduo довел эту практику до новой крайности: сотрудникам даже не разрешается знать настоящие имена друг друга.

Существует более темная интерпретация корпоративных мотивов. Некоторые подозревают, что псевдонимы должны помешать сотрудникам развивать реальные дружеские отношения и организовывать собственные группы. «Это ничем не отличается от фабрик Foxconn в прошлом, — говорит Пун Нгай, профессор социологии Гонконгского университета. Устраиваясь в Foxconn, каждый получает удостоверение сотрудника. Работники дневной смены не разговаривают с работниками ночной смены. Если что-то пойдет не так, сотрудник должен столкнуться с этим в одиночку».

Эта практика началась с Alibaba в 2003 году, когда компания запустила Taobao, которая превратилась в крупнейшую площадку e-commerce. Его опыт весьма показателен. Один из первых сотрудников предложил всем использовать псевдонимы для взаимодействия с клиентами и увеличения онлайн-вовлеченности; основатель Джек Ма согласился и выбрал для себя Фэн Цинъяна, вымышленного мастера фехтования. Все первые сотрудники Alibaba, многие из которых сейчас стали руководителями высшего звена, также использовали вымышленные имена персонажей. С тех пор это вошло в традицию.

Согласно книге Чжао Сяньчао, бывшего журналиста, а ныне сотрудника Alibaba, к 2018 году в компании использовалось около 160 тысяч псевдонимов.

Поскольку каждое имя должно быть уникальным, литературные персонажи вскоре закончились, и имена стали более странными и случайными. Сейчас встречаются названия продуктов (соевое молоко, йогурт, яичница), исторические личности (Хубилай, Ли Бай, Ду Фу), обращения (Ваше величество, Старый пес) и даже словосочетания, которые не являются именами (Один день, Два дня и все варианты до Десяти дней).

В прошлом году новые сотрудники Alibaba наконец-то получили право использовать псевдонимы, принадлежавшие бывшим работникам. Поиск подходящего прозвища стал испытанием для новичков: им приходилось тратить часы на то, чтобы придумать оригинальное.

В компании объясняют правило желанием устранить иерархию. В Китае считается невежливым обращаться к учителю, старшим родственникам или менеджеру по имени. Большинство сотрудников по умолчанию используют фразы, в которых присутствуют фамилия человека и его должность, что-то вроде Босс Ма. Когда эти имена повторяются достаточно часто, это превращается в систему и мешает говорить на трудные темы.

Фото: SPhotograph / Shutterstock

Alibaba предприняла и другие шаги, чтобы препятствовать этому. Раньше корпоративная система внутренних коммуникаций DingTalk показывала «уровни работы» каждого сотрудника. С августа эта функция отключена.

Псевдонимы — интересная корпоративная история, но их применение ограничено.

Сотрудница Alibaba Чжан рассказывает: «Когда дело доходит до [Джека Ма], мы обычно называем его Учитель Ма. Мало кто назвал бы его Фэн Цинъян»

Учитель Ма — еще одно распространенное прозвище Джека Ма, отчасти из-за того, что раньше он работал учителем  английского.

Когда Чжан устроилась в Alibaba, она много думала о том, какой псевдоним выбрать. В конце концов она выбрала выражение, которое сигнализирует о личностном росте и звучит как имя исторического деятеля.

Но большинство людей все еще используют ее настоящее имя. «Мое настоящее имя довольно запоминающееся, поэтому люди просто называют меня так, и это тоже кажется душевнее, — говорит она. — Но я использую псевдоним во всех рабочих документах и подписях электронной почты».

Чжан добавляет, что китайская традиция уважения к старшим и почтения будет существовать всегда. И нововведения в корпоративной культуре ее не изменят.

Источник.

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Kuaishou: как миллениалы создали главного конкурента TikTok
  2. 2 Учеба и жизнь в Китае глазами русской: путь к сердцу любого китайца лежит через китайский язык
  3. 3 Почему корпоративная культура становится важнейшим аспектом бизнеса
  4. 4 Основатель Alibaba Джек Ма в 10 цитатах