В Китае уже наступило безналичное будущее

Вероника Елкина
Расскажите друзьям
Вероника Елкина

В Китае оплата покупок с помощью телефона уже давно стала привычным делом. Гораздо необычнее здесь увидеть, как кто-то расплачивается наличными.

За последние 15 лет мобильные платежи в Китае сформировали $16-триллионный рынок, на котором доминируют крупнейшие китайские техногиганты Tencent и Alibaba. В 2016 году объем мобильных платежей в Китае составил $9 триллионов, а в США — $112 миллиардов.

Мобильные платежи через WeChat Pay и AliPay принимают повсюду — от модных ресторанов и дорогих дизайнерских бутиков до уличных магазинчиков и такси. Через эти системы можно даже подать уличным попрошайкам.

Во время поездки в город Сиань, на северо-западе Китая, журналист Business Insider Харрисон Джейкобс увидел группу местных студентов, которые собрались послушать выступление уличных музыкантов. Обычно такие музыканты кладут на землю чехол от гитары, куда прохожие кидают деньги, но на этот раз чехла не было. Друзья музыкантов стояли рядом, держа в руках две таблички с QR-кодами для оплаты через Alipay и WeChat Pay. Несколько слушателей подняли свои телефоны, отсканировали счет и закинули на счет выступающих парочку юаней.

picФото: Харрисон Джейкобс/Business Insider

По словам журналиста, это было гениальным решением. Больше никаких ситуаций, когда хочешь подкинуть музыкантам мелочь, а на руках только крупная банкнота. Больше не придется проталкиваться через толпу, чтобы положить в чехол деньги. Все, что нужно, это сделать несколько кликов.

В крупных китайских городах в основном за все расплачиваются с телефона

Мобильными платежами пользуется не только молодежь, но и практически все население Китая.

У сервиса WeChat Pay 900 миллионов ежемесячных пользователей, а у его конкурента Alipay — более 500 миллионов. Почти все эти пользователи — жители Китая. Для сравнения: Apple Pay пользуется 127 миллионов человек по всему миру, а этот сервис есть в каждом iPhone.

Таблички с QR-кодами для оплаты через AliPay и WeChatPay есть даже на лавках с уличной едой. Наличными почти никто не расплачивается.

picФото: Харрисон Джейкобс/Business Insider

Такие же таблички журналист Business Insider обнаружил и на лотках с фруктами в Шэньчжэне и Пекине. В одной из пекинских кофеен даже не было кассы, только сканер для QR-кодов. Журналисту даже пришлось пойти в другое кафе, потому что в кофейне принимали только оплату через мобильные платежи.

С QR-кодами любой может стать торговцем. Вам не нужны устройства для считывания карты. Все, что вам понадобится, это счет и персональный QR-код. Распечатайте его на листе бумаге, и любой прохожий может дать вам денег. Или вы сами можете отсканировать чей-то код и перевести средства.

В 2017 году, во время опроса компании Penguin Intelligence, 92% жителей крупнейших городов Китая назвали своим основным методом оплаты WeChat Pay или AliPay. И ежемесячное количество средств, которое они тратят с помощью этого метода, продолжает расти.

За последние два года китайцы стали тратить на 10% меньше наличных денег. Молодые люди, с которыми удалось пообщаться журналисту Business Insider, сказали, что очень редко берут с собой кошелек или деньги. В них просто отпала необходимость, ведь проще расплатиться через телефон.

Rusbase рекомендует только проверенные компании, которые специализируются на сервисах для ритейла и ecom.

Почему мобильные платежи обрели такую популярность в Китае

Всему виной существующая инфраструктура. Кредитные карты никогда не были популярны в Китае, из-за слабого выбора вариантов и негативного отношения китайцев к долгам. Кроме того, государственные банки Китая известны тем, что с ними тяжело работать.

В 2004 году появился сервис AliPay для проведения денежных транзакций между покупателями и продавцами Taobao, популярной торговой площадки компании Alibaba. Сервис был надежным и создавал доверие между участниками сделки. К тому времени, как он превратился в полноценный сервис мобильных платежей, у него уже набралась огромная база пользователей. По сравнению с оформлением кредитной карты и работой с государственными банками AliPay был значительно проще в освоении и пользовании.

picФото: Харрисон Джейкобс/Business Insider

WeChat Pay — одна из функций мессенджера WeChat от компании Tencent, которым пользуется более 1 миллиарда людей. Некоторое время мессенджер был самым популярным приложением в Китае.

Функция платежей появилась в нем в 2014 году во время празднования Лунного нового года, когда китайцы по традиции дарят друзьям и родственникам красные конверты с деньгами. Через WeChat можно было отправить виртуальные конверты с выбранной суммой, которая делилась между несколькими получателями — кто открывал конверт первым и зарегистрировался в WeChat, мог получить большее количество денег.

В первые 24 часа после запуска с помощью новой функции было отправлено 16 миллионов конвертов. Довольно быстро приложение стало основным способом отправки денег знакомым.

Alibaba и Tencent располагают огромным запасом персональных данных

Компании получают выгоду не только за счет комиссии на денежные переводы. Жители Китая используют их сервисы практически для всех покупок, а значит предоставляют бесценные персональные данные.

У WeChat и Taobao (основное приложение Alibaba) есть множество функций — от обмена сообщения, знакомств и онлайн-торговли до вызова такси, аренды велосипедов и бронирования путешествий. С помощью персональных данных, полученных от оплаты тех или иных сервисов, можно создать детальный портрет каждого пользователя. Его можно использовать в показ таргетированной рекламы так, как не снилось даже Facebook и Google.

Кроме того, Tencent и Alibaba владеют бизнесами по определению оценки кредитоспособности — Tencent Credit и Zhima Credit. А еще они развивают прочие финансовые сервисы, например, выдачу кредитов и фонд краткосрочных инвестиций.

Сейчас Alipay занимает 54% рынка, а WeChat Pay 40%. Однако битва за первенство между ними еще только начинает набирать обороты.

Источник.


Материалы по теме:

«Пекин уже обогнал Кремниевую долину»: как стартапу из России покорить рынок Китая?

От имитации к инновациям: как Китай стал центром развития технологий

13 фактов о китайском интернет-рынке

Китайский WeChat демонстрирует миру будущее соцсетей


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Finopolis
17 октября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase