Top.Mail.Ru
Истории

Что такое деловая активность предприятия или организации и как ее рассчитать

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Деловая активность — это показатель динамики хозяйственной или социальной деятельности участника экономики — компании, отрасли, региона или всей страны в целом.

Высокая деловая активность означает, что бизнес растет: заключает сделки, увеличивает прибыль и активы, участвует в отраслевых событиях. 

Низкая указывает на застой или регресс: сокращаются или прекращаются коммерческие операции, падают показатели и доходы, уменьшается или останавливается участие в социальных и экономических процессах.

Рассмотрим, что такое деловая активность предприятия, как и зачем ее анализировать.

Что такое деловая активность предприятия или организации и как ее рассчитать

Содержание

Какие виды деловой активности известны

Виды деловой активности организации можно классифицировать по главным признакам:

  • По масштабу деятельности: макроуровень (уровень экономики страны или региона) и микроуровень (отдельного предприятия или компании).
  • По сфере деятельности: производственная, торговая, финансовая, социальная. Производственная активность связана с созданием товаров и услуг, торговая — с обменом и продажей товаров, финансовая — с движением денежных средств и инвестициями, социальная — с объектами деятельности.
  • По виду рынка, на котором работает предприятие: потребительский, промышленных товаров, услуг и так далее.

Деловая активность предприятия может быть внутренней (связанной с деятельностью самого предприятия) и внешней (связанной с взаимодействием предприятия с внешней средой, например, с поставщиками, покупателями, конкурентами, государством и так далее).


Читайте по теме:

Что такое группа компаний

Начинаем с нуля: что такое Zero-based и как его внедрить компании, которая устала тратить деньги впустую

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Вот еще несколько вариантов деловой активности:

  1. Производственная — степень интенсивности и эффективности производственного процесса, посчитать можно через объем выпускаемой продукции, скорости оборота средств и уровне использования производственных мощностей.
  2. Коммерческая — объем продаж товаров и услуг, скорость оборота средств и уровень использования торговых площадей.
  3. Финансовая — скорость оборота средств, уровень использования финансовых ресурсов и динамика прибыли.
  4. Инновационная — разработка и внедрение новых технологий, продуктов и услуг, инвестиции в исследования и разработки, скорость оборота средств и уровень использования интеллектуальной собственности.
  5. Маркетинговая — рекламные стратегии,  продвижение товаров и услуг на рынке, объем маркетинговых затрат, скорость оборота средств и уровень использования маркетинговых инструментов в организации.

Методики измерения деловой активности

Чтобы понять, насколько активно работает бизнес, используют разные подходы. Собрали несколько ключевых методов оценки деловой активности организации, которые помогут определить, находится ли компания в состоянии роста или застоя:

  • Финансовый анализ — на базе бухгалтерской отчетности оценивает, насколько фирма финансово устойчива, способна оплачивать счета и кредитные задолженности, а также инвестировать в свое развитие.
  • Анализ эффективности деятельности — учитывает скорость оборота активов, прибыль от продаж, эффективность работы сотрудников.
  • Оценка конкурентоспособности — сопоставляет компанию с конкурентами, помогая найти ее сильные и слабые стороны.
  • Измерение инновационной активности — оценивает инвестиции в исследования и разработки, количество патентов и новинок продукции, чтобы определить, насколько компания готова к будущим вызовам.
  • Анализ маркетинговой активности — изучает, сколько компания тратит на привлечение клиентов и насколько эффективно это делает.

Для комплексной оценки можно использовать макроэкономические данные — ВВП, уровень безработицы, а также отраслевые индексы, чтобы увидеть тренды развития конкретных секторов экономики. Оценка предпринимательской активности, включая уровень инвестиций и число новых компаний, также может дать представление об общем состоянии деловой среды.


Читайте по теме:

Как проверить контрагента на благонадёжность

Аналитика бизнес-процессов организации


Каждая методика имеет свои особенности и подходит для разных ситуаций, поэтому выбор конкретного инструмента зависит от целей анализа деловой активности и специфики объекта исследования.

Зачем измерять деловую активность

Оценка деловой активности отражает состояние бизнеса. Это помогает определить, что у компании идет хорошо, а где есть проблемы. Информация также нужна, чтобы правильно управлять компанией, делать бизнес более конкурентоспособным и добиваться поставленных целей.

С помощью анализа показателя оценки деловой активности можно определить риски и возможности для роста, оценить, насколько эффективно используются ресурсы и деньги, вложенные в бизнес.

Это важно не только для отдельных предприятий, но и для понимания ситуации в экономике страны или региона. Благодаря анализу можно определить наиболее перспективные для инвестиций отрасли и ситуацию на рынке, чтобы принимать верные решения по развитию бизнеса.

Деловая активность — необходимый показатель для грамотного управления компанией и ее стратегического развития в будущем.

Примеры применения расчета деловой активности

Показатель пригодится в разных ситуациях. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Оценка для инвесторов. Помогает определить скорость оборота денег в организации, прибыльность бизнеса и многое другое. Все это позволяет инвесторам решить, стоит ли вкладывать деньги в эту компанию.
  2. Планирование в отрасли. Анализируя деловую активность, можно увидеть, куда движется отрасль, какие у нее перспективы и риски, что помогает компаниям адаптироваться и планировать свое развитие.
  3. Сравнение с конкурентами. Изучая свою деловую активность и сопоставляя ее с активностью конкурентов, компания может увидеть свои сильные и слабые стороны и построить стратегию для улучшения своих позиций.

Конкретные показатели деловой активности — оборачиваемость активов, рентабельность продаж, производительность труда, инновационная и маркетинговая активности, дают комплексное представление о том, как компания использует свои ресурсы, насколько успешно работает на рынке и какие у нее есть возможности для роста.

Фото на обложке: Ground Picture / Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как работает овернайт для бизнеса
  2. 2 Бизнес в 2024: перспективные бизнес-идеи
  3. 3 Прибыль в бизнесе: основные виды и типы
  4. 4 Что такое конверсия продаж, как ее посчитать и какая конверсия считается хорошей?
  5. 5 Как добросовестным поставщикам выявлять сговоры в электронных торгах и противостоять им
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти