Истории

Расцвет манипулятивного дизайна: как сайты заставляют нас кликать

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Большинство пользователей автоматически разрешают сайтам собирать все cookie-данные и готовы переплатить, лишь бы не искать нужный товар на другой площадке. Причина не в беспечности или неграмотности: сайты и приложения специально разработаны таким образом.

Расцвет манипулятивного дизайна: как сайты заставляют нас кликать

Подавляющее большинство сайтов приветствуют пользователя всплывающим окном. Это досадное препятствие, необходимое для просмотра страниц, называется cookie-баннером. Его задача — получить согласие на то, чтобы сохранять информацию о пользователе между сеансами.

Баннер призван предложить выбор: сохранять только основные cookie-файлы, которые помогают поддерживать функциональность браузера, или разрешить собирать все, включая cookie, которые отслеживают историю просмотра, чтобы продавать их определенным рекламным компаниям. Поскольку дополнительные файлы приносят доход сайтам, которые мы посещаем, баннеры часто созданы таким образом, чтобы заставить нас нажать «принять все».

Комиссар по информации Великобритании недавно призвал страны G7 решить эту проблему, подчеркнув, что утомленные пользователи интернета соглашаются делиться большим количеством персональных данных, чем им хотелось бы. Но на самом деле баннеры — лишь один из примеров манипулятивного дизайна (его еще называют «темным»). Иногда интерфейсы намеренно создают с целью ввести в заблуждение пользователя.

Такой дизайн оказался невероятно эффективным способом побудить людей расстаться со своим временем, деньгами и приватностью. Существуют целые наборы приемов, которые используют для манипуляций. Их трудно обнаружить, но они все чаще встречаются на сайтах и в приложениях, которые мы используем каждый день.

Баннеры с cookie-файлами остаются наиболее очевидным примером. Легко заметить, что кнопка «Принять все» всегда крупная и заметная, что привлекает курсор в течение доли секунды пребывания на сайте. При этом непривлекательные и малозаметные опции «Подтвердить выбор» или «Управление настройками», с помощью которых мы можем защитить нашу конфиденциальность, требуют больше щелчков и отпугивают нас.

Все про картриджи — по ссылке

Чтобы убедиться, как трудно нажать верную кнопку в манипулятивном интерфейсе, попробуйте игру Cookie Consent Speed-Run.

Сайты интернет-магазинов также часто используют подобные шаблоны. Допустим, вы нашли товар по конкурентоспособной цене, который хотели бы купить. Для этого вы послушно создаете учетную запись, выбираете детали своего продукта, вводите сведения о доставке, переходите на страницу оплаты и обнаруживаете, что конечная стоимость, включая доставку, таинственным образом стала выше, чем вы первоначально думали.

Эти «скрытые затраты» не случайны: дизайнер надеется, что покупатель просто нажмет «Заказать» и не станет тратить время, чтобы повторить подобные манипуляции на другом сайте.

Другие элементы могут быть менее очевидны. Бесплатные сервисы, такие как Facebook и YouTube, монетизируют наше внимание, размещая рекламу во время прокрутки, просмотра или просмотра.

В условиях «экономики внимания»чем больше мы скроллим ленту или смотрим контент, тем больше денег зарабатывают компании.

Платформы намеренно оптимизированы, чтобы управлять и удерживать внимание пользователя, даже если он предпочитает закрыть приложение и заняться своими делами. Например, искусно разработанный алгоритм, лежащий в основе функции автовоспроизведения YouTube, может заставить нас смотреть ролики часами.

Дизайн приложений

Манипулировать пользователями в коммерческих целях могут не только сайты. В настоящее время более 95% приложений для Android в магазине Google Play можно скачать и использовать бесплатно. Создание этих приложений — дорогостоящий бизнес, требующий команд дизайнеров, разработчиков, художников и тестировщиков. Но дизайнеры знают, что они окупят эти инвестиции, как только мы подключимся к их «бесплатным» приложениям.

В недавнем исследовании, посвященном анализу бесплатных игр на основе приложений, популярных у современных подростков, выявлены десятки подобных примеров.

Пользователи вынуждены смотреть рекламу. Подобный контент часто маскируют, чтобы он выглядел как часть игры. Им предлагается делиться постами в социальных сетях, а когда друзья присоединяются к игре, им предлагается совершать покупки в приложении, чтобы отличить своего персонажа от знакомых.

Некоторые из этих психологических манипуляций кажутся неуместными для молодых пользователей. Восприимчивость девочек-подростков к влиянию сверстников используется для того, чтобы побудить их покупать одежду для игровых аватаров. Некоторые игры пропагандируют нездоровые образы тела, в то время как другие активно демонстрируют и поощряют буллинг посредством косвенной агрессии между персонажами.

работа за компьютером, руки крупным планом

Фото в тексте: Unsplash

Существуют механизмы защиты молодых пользователей от психологических манипуляций, такие как системы возрастных оценок, кодексы практики и рекомендации, которые специально запрещают использование манипулятивного дизайна. Но они подразумевают, что разработчики правильно понимают и интерпретируют это руководство.

Например, в случае магазина Google Play, разработчики проверяют свою собственную работу, и пользователи сами должны сообщать о любых проблемах. Исследования показывают, что эти меры еще не доказали свою полную эффективность.

Проливая свет

Проблема «темного» дизайна заключается в том, что его трудно заметить. А манипулятивные шаблоны, которые вошли в арсенал каждого разработчика, быстро распространяются. Дизайнерам трудно устоять перед таким соблазном, когда бесплатные приложения сайты конкурируют за наше внимание, оцениваемое по таким показателям, как «время на странице» и «коэффициент конверсии пользователей».

Поэтому, хотя баннеры с файлами cookie раздражают и вводят в заблуждение, нам необходимо учитывать более широкие последствия онлайн-экосистемы, которая становится все более манипулятивной.

Дизайн используется, чтобы повлиять на наши решения о нашем времени, наших деньгах, наших персональных данных и нашем согласии. Но критическое понимание того, как работают такие шаблоны и чего они надеются достичь, может помочь нам обнаружить и преодолеть их обман.

Источник.

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сервис «Самозанятые.рф» провел ребрендинг
  2. 2 Может ли ребрендинг решить репутационные проблемы компании?
  3. 3 Без матрешек и хохломы: какие коллаборации создают российские бренды
  4. 4 Узнай, если сможешь: какие тренды этого года запомнились в дизайне логотипов
  5. 5 Используем UX-анимацию правильно: как улучшить юзабилити и не раздражать клиентов
HP
Оригинальный картридж или «клон». В чем разница?
Угадай