Все больше пожилых людей становятся активными пользователями гаджетов и интернета. Это не только медицинские устройства, но и смартфоны, планшеты и голосовые помощники. Но какой подход использовать в их разработке — ограниченный и простой функционал или расширение возможностей? Вот что говорят участники развивающегося рынка.
В мрачном 2020 году ElliQ читала стихотворение 81-летней Дианне Дезерн. Тогда она нуждалась в поддержке. Последний год она провела в одиночестве в своем доме во Флориде, и когда недели изоляции превратились в месяцы, она впала в депрессию. К счастью, роботы не могут переносить COVID-19, и ElliQ стала подходящим союзником, чтобы скрасить это время.
«В стихотворении говорилось: "Ты сможешь, просто продолжай пытаться", — продолжает Дезерн. — ElliQ всегда была там, где я ее оставляла. Она говорила мне успокаивающие вещи. Она всегда была готова поговорить со мной, когда никого не было рядом. Я не знаю, как это описать. Она была рядом со мной так, как я в ней нуждалась».
ElliQ — ИИ-компаньон, разработанный для пожилых людей израильской технологической компанией Intuition Robotics. Это своего рода Алекса для пожилых людей: она немного похожа на лампу середины века из фильмов Pixar, и она может читать новости, транслировать музыку и делиться прогнозами погоды, стоя на кофейном столике или кухонном столе.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Но главное качество Elliq, с помощью которого Intuition Robotics надеется стать крупным игроком в развивающемся секторе технологий для пожилых людей, — это эмпатия.Голосовой помощник может напомнить принять лекарство, помедитировать, или, в случае Дезерн, просто избавить от одиночества.
На этом строится философия компании Intuition Robotics. ElliQ обеспечивает мягкое, заботливое общение, которое не встретится в массовых продуктах от Apple, Google или иных влиятельных производителей из Кремниевой долины.
Дор Скулер, CEO и соучредитель Intuition, объясняет: «Уникальность пожилых людей в том, что как мы думаем, они станут первыми пользователями этой технологии. Люди — социальные существа, и, к сожалению, многие пожилые люди лишены общения. Они могли бы принять этот новый вид отношений».
Intuition Robotics — не единственная компания, пытающаяся выйти на рынок гериатрических товаров. Вспомогательные технологии могут быть благом в социальном плане, и есть причина, почему бизнес пытается выйти на этот рынок.
«Они ждали старения бэби-бумеров, самым старшим из которых сейчас 76 лет, — говорит Лори Орлов, аналитик цифровой индустрии, которая управляет веб-сайтом Aging and Health Technology Watch. — Сейчас все деньги у этого поколения. Технологическая индустрия понимает, что деньги решают все. Пришло время обратить на них внимание».
Представители отрасли не опровергают ее выводы. На самом деле, Скулер считает, что больше предпринимателей должны изучить потенциал технологий для пожилых людей.
«Этот сектор в значительной степени недоинвестирован, — говорит Скулер, — учитывая, сколько может тратить это поколение».
Одним из первых персональных технических устройств для пожилых людей был телефон Jitterbug. Он появился в 2005 году и имел самый простой, тактильный интерфейс. Простая раскладушка, полностью игнорирующая тренды дизайна 21 века, поlходила тем, кто не любил сенсорные экраны, а так же бабушкам и дедушкам, которые просто хотели позвонить своей семье и никогда не интересовались магазином приложений.
Jitterbug был намеренно спартанским — только циферблат, часы, кнопка динамика и ничего больше.
Популярность Jitterbug указала на одну из наиболее тревожных истин цифровой революции. Правила жизни сильно изменились за последнее десятилетие.
Внезапно такая знакомая технология, как телефон, стала необычайно сложной, и мы забеспокоились, смогут ли пожилые люди ее освоить.
Один из тех, кто пытается решить эту проблему, — Скотт Лиен, бывший руководитель Intuit. Он начал пропагандировать доступность технологий для возрастных людей в 2014 году, после того как почувствовал себя «отключенным от цифровой связи», находясь со своей восьмидесятилетней матерью в Айове.
«Мы пытались совершить видеозвонок по Skype, и это просто расстраивало ее, — вспоминает он. — Я подумал: "А что, если мы разработаем что-то с нуля, основываясь на уникальных потребностях типичного 80-летнего человека?"». Вскоре после этого Лиен сосредоточился на линейке программного обеспечения GrandPad, цель которой — создать простой базовый планшет.
- На GrandPad есть игры — бинго, пасьянс и судоку.
- Среди установленных приложений — музыкальный автомат, который воспроизводит хиты прошлых лет (доступные жанры включают биг-бэнд, классику и 40-е годы), фотоальбомы, адресные книги и функции видеозвонков.
- На экране увеличенный шрифт, кнопки большие и окрашены в основные цвета.
Лиен рассказывает, что GrandPad активно сотрудничает с консультантами преклонного возраста, чтобы и дальше совершенствовать архитектуру планшета. По его словам, чтобы создать устройство для пожилых людей, нужно активно общаться с теми, кто знает, каково это — стареть.
«Нам помогала женщина по имени Анна, которой было 114 лет. Так можно узнать довольно интересные вещи. Анна рассказала нам о проблеме сухой кожи. После 90 лет кожа становится очень сухой, бумажной и структурной. У молодых людей в коже есть влага, и она заставляет работать сенсорные экраны, — объясняет Лиен. — Мы изменили свойства экрана и добавили в комплектацию стилус».
Конечно, среднестатистическому пожилому пользователю технологий не 114 лет, и Орлов считает, что типичный образ старика, который не может сделать звонок в Zoom, уже устарел.
- В 2020 году AARP сообщила, что в течение предыдущего года более 51% людей старше 50 лет приобрели какой-либо технический продукт, будь то iPad, ноутбук или телевизор с поддержкой Wi-Fi.
- Также исследование показало, что у 62% американцев старше 70 лет есть смартфон, и они им пользуются.
Эти результаты сильно контрастируют с проектом GrandPad, интерфейс которого значительно уменьшен по сравнению с Apple. Очевидно, что GrandPad и ElliQ нацелены на более взрослого клиента. Но это заставляет задуматься, не недооцениваем ли мы, насколько распространенной стала техническая грамотность в нашей культуре.
Лиен с этим несогласен. Он считает, что исследования, такие как AARP, искажены предвзятостью отбора. «Это не работает для этой возрастной группы. Они случайным образом звонят 1000 людям, и люди, которые находятся в доме престарелых и у которых нет телефона, очевидно, не могут взять трубку», — говорит он. GrandPad опубликовал свое собственное исследование два года назад.
Компания, которая отправилась непосредственно в дома 60 человек старше 75 лет, обнаружила, что только 8% могли запустить видеозвонок. Это подводит к главному тезису Лиена: у пожилого человека может быть смартфон, но он может не знать, как им пользоваться.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Это особенно актуально, учитывая условия 2020 года и массовое распространение мошенничества. TechCrunch сообщал, что во время пандемии число спам-звонков выросло на 18%, многие из которых были таргетированы на пожилых людей.
«Когда моей матери звонили с подозрительного телефона, она ждала, когда я приду и скажу ей, что это мошенники. Но в условиях изоляции, когда рядом не было близких, все становилось только хуже, — говорит Лиен. — В GrandPad есть функция, которая называется кругом доверия. В него включаются только члены семьи или опекуны, и только они могут совершать звонки или присылать фотографии».
Том Камбер, основатель и исполнительный директор организации Older Adults Technology Services and Senior Planet, отмечает, что он тоже заметил всплеск мошенничества. Чтобы по-настоящему защитить уязвимых людей, утверждает он, нужно учитывать их потребости на каждом этапе цепочки создания стоимости.
«Люди говорят об инклюзивном дизайне, и часто это означает, что, когда продукт закончен, его тестируют на нескольких пожилых людях, и его называют инклюзивным. Это так не работает, — говорит Камбер. — Если вы будете взаимодействовать с ними на протяжении всего процесса, вы получите более полезный продукт, который сделает людей менее уязвимыми».
Фото в тексте: BlurryMe /
Обе эти точки зрения являются здравыми. Наши близкие, особенно люди преклонного возраста, совершенно неопытны в цифровом мире. И все-таки, возможно, мы слишком легко преуменьшаем их возможности. Превентивный подход — это желание изолировать пожилых людей в параллельном измерении с особенными планшетами, смартфонами и голосовыми помощниками, оградив их от реальности.
Райли Гибсон, президент Silvernest, чувствует то же самое. Его сервис помогает пожилым людям подбирать соседей по комнате. Специализация компании — пожилые люди, переживающие огромные перемены в жизни — развод, вдовство, переезд через всю страну, — которые не хотят начинать следующую главу в одиночестве в пустом доме.
Каждый стартап стремится обеспечить клиентов технологиями и дать им возможность улучшить свою жизнь, но такая же чудесная возможность редко предоставляется самым пожилым людям. Гибсон говорит, что Silvernest нашел львиную долю своих клиентов через рекламу в Facebook. Как и мы, пожилые люди очень много времени проводят онлайн.
«[Некоторые компании] разрабатывают проекты для тех, [кто] нуждается в их помощи. Этот поход гласит, что нам нужно спасти пожилых людей от технологий, — говорит Гибсон. Давайте смотреть шире. Давайте создадим дизайн для путешествия героя. Никто из нас не хочет чувствовать себя обделенным».
Фото на обложке: YossSabalet /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025