Многие основатели стартапов считают, что для привлечения внимания инвестора обязательно нужен короткий питч или, как его еще называют, презентация для лифта. Тодд Белвил, стартап-эдвайзор и основатель компании Washlava, считает, что от такого питча пора отказаться. Вот что он предлагает взамен.
Вам нужен тизер, и на это есть несколько причин.
Тизер — это не презентация, а краткое описание бизнес-возможностей для инвесторов, изложенное на одной странице. Да, всего одна страница — ни больше, ни меньше.
Это не коммерческое предложение и не описание финансовых перспектив. Одна страница должна объяснить, почему инвесторы должны заинтересоваться вашей идеей.
Всякий раз, когда какой-нибудь начинающий предприниматель представляет интересную идею, я прошу его написать для меня тизер. Большинство мне так ничего и не присылает, потому что составить его труднее, чем кажется.
Я не пытаюсь отказать в инвестициях, просто хочу узнать, сможет ли предприниматель представить свою идею самым понятным и привлекательным образом. Ограничение в одну страницу значительно усложняет ситуацию.
Если владелец бизнеса не может написать тизер, я начинаю сомневаться, действительно ли они уверены в потенциале своей идеи и достаточно разбираются в выбранном направлении.
Зачем вам нужен тизер
Тизер — это основа. Воспринимайте его как резюме проекта. Тизер позволяет хорошо обдумать идею и понять, чем она отличается от других.
В нем должно быть изложено краткое описание вашей идеи с правильным использованием грамматики и синтаксиса. Не нужно разбивать его на пункты.
Неважно, насколько необычна идея — главное уместить ее на одной странице. Двигайте поля, делайте, что хотите, но ваш бизнес-план должен занимать не более одной страницы. Мне потребовалось несколько месяцев, чтобы составить такой тизер, какой мне хотелось.
Фото: Unsplash
Тизер пробуждает интерес к идее. Многие предприниматели не понимают, что значит это слово. Тизер нужен для призыва к действиям. Он должен зацепить инвестора так, чтобы ему захотелось позвонить вам и обсудить идею в деталях.
Это все равно что ваш профиль в приложении для знакомств. Он не может заменить реальное общение с человеком, но дает достаточно информации, чтобы вами заинтересовались без каких-либо подробностей. Никто не хочет слышать до первого свидания о ваших возможных проблемах или почему вы так хороши.
Тизер должен говорить инвестору: «Эй, тут интересный бизнес, на который вам стоит взглянуть. Если вы согласны, давайте побеседуем».
Что должно быть в тизере
Начните с возможности. Самый первый абзац тизера должен рассказать инвестору, что ему сейчас предстоит узнать.
Но не стоит сразу же раскрывать, в чем заключается ваша идея. Краткое объяснение интересной возможности имеет больше шансов зацепить инвестора.
Когда я писал тизер своего первого стартапа Silvercar, я не стал описывать идею. Я начал с рассказа о застое в индустрии аренды машин, о плохом клиентском опыте и общей нехватке инноваций в этой сфере. И этого хватило, чтобы заставить инвесторов читать дальше.
Расскажите о своем целевом рынке и его размерах. Не пишите, что ваш бизнес «для всех». Это неправда. Покажите объективные возможности рынка, поведайте о его размере и о компании, которую вы создаете, чтобы воспользоваться предоставленной возможностью. И делайте это реалистично.
Многие предприниматели переоценивают целевой рынок, поэтому лучше сначала провести тщательный анализ. Инвесторы должны понять, что вы хорошо разбираетесь в рынке.
Фото: Unsplash
Используйте объективные данные. Ваш тизер не должен выглядеть, как рекламная презентация. Инвесторы уважают объективность. Здорово, когда у вас есть страсть к своему делу, но на первом месте должно стоять качество предложенной возможности, а не ее подачи.
Лучше не указывать финансовые детали в тизере. Все финансовые показатели стартапов выглядят примерно одинаково — сначала рост, а затем спад примерно на третьем году, так что не стоит лишний раз загромождать свой тизер.
Инвесторы знают, что финансовые прогнозы могут быть ошибочными. И если они согласятся дать вам денег, они потратят много времени на помощь в корректировке этих цифр.
Стоит ли отказаться от презентаций?
Говорят, что инвесторы смотрят только презентации. Я не уверен, так это или нет. По-моему, если инвестор не хочет тратить свое время на прочтение одной страницы, из него получится не лучший партнер.
Вообще вы можете подготовить и презентацию, и тизер. Но сначала нужно написать именно тизер. Он прибавит вам уверенности в себе и поможет определить, что должно быть в презентации. Нелегко уместить все ваши наработки в одну страницу, но, поверьте мне, потом вам будет гораздо проще.
Сделав тизер, вы получите на руки краткую суть вашей идеи в понятном виде. И вы будете рады ей поделиться. И именно поэтому вами и заинтересуются инвесторы.
Материалы по теме:
Ищете средства на запуск стартапа? Учитесь у Илона Маска
Шесть типов предпринимателей (и как с ними работать): гид для инвестора
Любовь с первого питча: как сразу понравиться инвестору
Почему инвесторы не вложатся в ваш стартап? Три стоп-сигнала
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025