Шесть типов предпринимателей (и как с ними работать): гид для инвестора

Евгений Леонов
Евгений Леонов

Частный инвестор краудинвестинговой площадки StartTrack

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Евгений Леонов, частный инвестор краудинвестинговой площадки StartTrack, рассказывает о шести типах предпринимателей и дает советы, как лучше с ними работать. Или не работать вообще.

Есть всего шесть типов предпринимателей...

Частные инвестиции в растущий бизнес — тема сравнительно новая, для многих единственным вложением денег по инерции остается банковский вклад. Но на рынке уже несколько лет работают специальные площадки, такие как Venture Club, «Город Денег», «Поток» и «дочка» ФРИИ — StartTrack, через которую за три последних года 58 компаний привлекли 1,7 миллиарда рублей. На всех этих сервисах инвестор может подобрать себе интересный проект для вложений, а бизнес — привлечь средства на развитие, и не от одного, а от десятков и даже сотен инвесторов.

Работает это так: компания регистрируется на площадке, проходит проверку и размещает свой профайл, где рассказывает о финансовых показателях, проблемах и перспективах. Инвестор тоже регистрируется и проходит аккредитацию, чтобы просматривать страницы компаний. На одних площадках можно инвестировать только по договору займа, на других — покупать доли и акции компании.

По сути, такие площадки — не просто агрегаторы стартапов, но сервисы с целым комплексом услуг: аналитикой и онлайн-инвестированием. Я не первый год инвестирую в развивающиеся компании и заметил, что все предприниматели делятся на 6 типов. Конечно, это лишь схема, в чистом виде каждый тип встречаются редко. Но держа ее в голове, мне легче принимать решение — инвестировать в проект или воздержаться.


1. «Вчерашний студент»


Описание. Этот стартапер придумал свой бизнес, еще учась в вузе или почти сразу после его окончания. Как правило, он инициативен, амбициозен, энергия бьет через край, поэтому работать готов 24/7. И это его самая сильная сторона.

Слабая сторона такого бизнесмена — отсутствие личных средств, опыта и «розовые очки»: он еще не сталкивался с реальной работой на рынке и слабо представляет, насколько теория может отличаться от практики.

Кроме того, «вчерашний студент» не всегда понимает, что бизнес — это всегда потребность людей, а бизнес-модель — то, что претворяет эту потребность в жизнь. И если потребность он может видеть, то вот придумать действующую бизнес-модель не всегда в состоянии.

Как с ним работать. Первое, что я прошу сделать такого стартапера — самостоятельно прописать бизнес-модель, из которой будет понятно, в какой момент и каким образом бизнес начнет приносить прибыль. Второе — просматриваю его профили в социальных сетях. Если там фотографии с пивком на фоне BMW и репосты пабликов с третьесортным юмором, то в проект вкладывать точно не буду.

В бизнесмене (неважно, сколько ему лет) важна ментальная зрелость, и профиль должен ее демонстрировать. Самая лучшая проверка для «вчерашнего студента» — предложить ему разделить финансовую ответственность. То есть вернуть мне 10-20-30% инвестиций, если бизнес «не выстрелит». Не согласен — значит, сам не уверен в своей затее. Или заранее знает, что идея провальная.


2. «Продвинутый дедушка»


Описание. Один из самых сложных типов стартаперов. Как правило, это человек, который работал в частных или государственных структурах, но перед пенсией решил уйти в бизнес. Если стартапер вышел из крупной госструктуры, то с большой долей вероятности он отягощен сублимированным опытом, оторванным от реального мира.

Выходцы из крупного частного бизнеса предпочтительнее: там есть полезная практика горизонтального развития, поэтому опыт у такого стартапера весьма разнообразный, это один из плюсов. Другие его достоинства — наличие собственных инвестиционных средств и понимание того, что времени на ошибки нет.

Как с ним работать. Что стоит проверить, имея дело с «продвинутым дедушкой»?

  • Во-первых, посмотреть, есть ли у идеолога проекта крепкая команда. Это показатель того, умеет ли стартапер быть эффективным управленцем.
  • Во-вторых, оценить, сколько собственных средств бизнесмен вложил в проект, готов ли он дать личное поручительство, если привлекает инвестиции по договору займа, говорит ли о проблемах и рисках бизнеса.
  • В-третьих, обратить внимание на наличие таких качеств, как открытость для новой информации, умение учиться, энергичность и здоровье (да-да, здоровье необходимо, ведь бизнес предполагает значительные усилия, недюжинную работоспособность и выход из зоны комфорта). Ну и важно не попасть в ловушку впечатления от возраста и опыта и тщательно проанализировать бизнес-модель проекта.

3. «Филантроп»


Описание. «Филантроп» придумывает идею, которая должна изменить жизнь людей к лучшему. Заработок для него важен, но польза для человечества или его части — все же основной «движок» такого предпринимателя. Из плюсов: энергичность, безусловная преданность проекту, желание много работать и часто — харизматичность. Он буквально заражает своей идеей. За таким управленцем команда готова идти в огонь и в воду, и это существенный плюс.

Как с ним работать. «Филантропы» чаще всего предлагают идеи, актуальные для узкой аудитории. Типичные проекты из этой категории — это I love run и «Вместе с мамой». Находящемуся вне такой аудитории инвестору сложно оценить их бизнес-потенциал, но время от времени они «выстреливают».

Прежде чем инвестировать в «филантропа», нужно привлечь к оценке проекта людей из той аудитории, на которую он рассчитан, понять бизнес-модель компании. И всегда помните, что такие проекты — самые рискованные и непредсказуемые, вероятность того, что идея «филантропа» все-таки «выстрелит» — около 30%.


4. «Предприниматель»


Описание. У этого стартапера глаз не горит, его идея может быть достаточно банальной. Его проект призван решать понятную проблему группы людей (желательно большой) и должен хорошо монетизироваться. Несомненный плюс «предпринимателя» — четкое понимание бизнес-модели. Если говорить о вероятности того, что проект принесет прибыль инвестору, то в 70% случаях все сработает. Но и у «предпринимателя» есть особенности, которые нужно учесть, прежде чем принять решение о входе в его бизнес.

Как с ним работать. «Предприниматель» — обычно человек с опытом. Поэтому важен трекинг его прошлых проектов: сколько идей удалось реализовать, а сколько нет и почему. Что «убивало» проекты — недостаток финансирования, изменения на рынке, неверные расчеты, ошибки в маркетинге или неумение руководить командой? Может ли «предприниматель» повести за собой команду — тоже показатель для инвестора.

Если руководитель грамотный, люди за ним идут, если управленческие качества не настолько хороши — могут быть проблемы. Подозрительно, если «предприниматель» демонстрирует исключительно успешные проекты. Или объясняет провалы только внешними факторами. Ошибки нужно уметь признавать и осмысливать их. В противном случае они будут повторяться.


5. «Новатор-технофил»


Описание. Очень распространенный сейчас тип. У такого бизнесмена все в порядке с логикой, он вполне надежен как партнер и понимает, что бизнес — это про деньги. «Технофил» даже может показать работающую бизнес-модель, но оценить потенциал его продукта практически невозможно.

Инвестору, который не разбирается в высоких технологиях, сложно понять, о чем вообще идет речь. Однако когда-то и Facebook казался странной штукой, которая непонятно зачем нужна. Да и про блокчейн еще пару лет назад серьезно разговаривали только IT-инженеры. Так что присмотреться к «технофилу» стоит.

Как с ним работать. Прежде чем принимать решение об инвестировании, нужно проконсультироваться у тех, кто разбирается в технологиях и понимает, что происходит на этом рынке. Затем стоит посмотреть на пул инвесторов. Если в нем есть профессиональные игроки с этого рынка, значит, у проекта имеется потенциал. Если такие игроки отскакивают — это тревожный «звоночек». В случае с «новаторами-технофилами» все же лучше придерживаться тактики следования за лидером и брать меньшую долю, тем самым снижая свои риски.


6. «Болтун»


Описание. Чтобы никогда не встречаться с этими людьми, я и предпочитаю работать на площадках: такие платформы тщательно анализирует финансы проектов на входе, а аналитиков красивыми фразами не обманешь. «Болтун» имеет огромное количество подписчиков в социальных сетях, его часто цитируют в СМИ или зовут выступать на не самых топовых, но профильных мероприятиях.

Он мастер самопиара сотого уровня и отлично умеет продавать себя. Если же его стартап все-таки привлек вас красивой идеей, бизнес-модель у него вполне понятная, а лидер проекта — не совсем очевидный «болтун», есть несколько способов уменьшить риски инвестиций.

Как с ним работать. Например, оценить резюме. Стоит потратить время и выяснить, над чем и с какими результатами работал стартапер прежде. Общение с бывшими коллегами и партнерами позволит узнать его сильные и слабые стороны. Очень важно понять, как он, например, ведет себя в стрессовых ситуациях, эффективно ли работает с командой. Обязательно надо оценить, сколько времени у человека занимает его активность в социальных сетях. Возможно, что все рабочие часы он тратит на самопиар, а на реальное дело ресурсов уже не останется.

Ну а если времени у него хватает на все, значит, перед нами — новый Федор Овчинников (создатель Dodo Pizza). Тогда это уникум, в которого надо срочно инвестировать. Жаль только, что встречаются такие персонажи крайне редко.


Материалы по теме:

«Провалиться здесь – норма»: российский стартапер — о жизни в Кремниевой долине

13 советов стартаперам от акселератора Y Combinator

10 Telegram-ботов для стартаперов: работа, языки, поездки и продуктивность

Зарубежные инвесторы — о том, куда вкладывать в 2018 году

7 главных отличий венчурных инвесторов от традиционных


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • alexeyigoshin
    alexeyigoshin 21:17, 19.03.2018
    0
    Любопытная статья, но похожа на гороскоп, а не серьезный анализ. Мне кажется, что хороший тек предприниматель должен быть каждым по-немногу.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
GoTech
20 ноября 2018
Ещё события
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase



Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу