Top.Mail.Ru
Истории

Падение серверов и сливы документов: что думают сотрудники Facebook о неудачах компании

Истории
Дарья Сидорова
Дарья Сидорова

Редактор направления «Истории»

Дарья Сидорова

Последние недели Facebook снова оказывается в центре скандалов. Помимо крупнейшего сбоя, который произошел на прошлой неделе, компания также столкнулась со сливом внутренних документов, разоблачающих ее проблемы. Рассказываем, что произошло и как это сказалось на внутренней атмосфере в Facebook.

Падение серверов и сливы документов: что думают сотрудники Facebook о неудачах компании

Разоблачитель раскрывает свою личность

В течение месяца бывший сотрудник Facebook сливал внутренние документы журналистам Wall Street Journal. На их основе издание выпустило целый ряд расследований, согласно которым алгоритмы Facebook оказывают негативное влияние на людей, в том числе разжигают этническую ненависть и повышают суицидальное настроение у подростков.

3 октября информатор раскрыл свою личность: им оказалась бывшая менеджер по продукту Фрэнсис Хоген, которая работала в Facebook с 2019 по 2021 года. Она дала интервью телеканалу CBS. Лишь в этот момент большинство текущих сотрудников Facebook узнали, кто стоит за сливами. «Многие агрессивно относятся к разоблачителю», — сообщил один из них.

Выход Хоген на публику был тщательно спланирован. В воскресенье, незадолго до интервью, одновременно был запущен ее личный сайт и аккаунт в Twitter. В течение нескольких дней она привлекла более 60 тысяч подписчиков.

Этот подход не понравился некоторым из команд Facebook. Однако вскоре руководство поручило им не критиковать Хоген публично, особенно тех, кто работал с ней напрямую.

К моменту выхода интервью СМИ уже несколько недель освещали компанию в негативном ключе, и сотрудники Facebook уже привыкли наблюдать за тем, как руководство пытается совмещать внутренние обязанности по повышению морального духа с внешней работой над сокращением ущерба.

«Наши инструменты и продукты положительно влияют на мир и жизнь людей. Есть множество причин гордиться этой работой», — заявил вице-президент по глобальным вопросам Facebook Ник Глегг во внутреннем обращении к персоналу, которое попало в руки New York Times.

Однако на следующей неделе ситуация лишь ухудшилась. 

Падение сервисов

Вечером 4 октября в сети Facebook приоизошел беспрецедентный масштабный сбой — все сервисы компании не работали в течение шести часов, в том числе Instagram и WhatsApp. Приложения, которые насчитывают более 3,5 млрд пользователей, были недоступны даже для сотрудников.

Акции Facebook обрушились на 5%, сократив рыночную стоимость компании примерно на $47 млрд.

Многие сотрудники остались без дела, так как не могли связаться с коллегами через привычные приложения. Другие переключились на Zoom и прочие сторонние инструменты. Некоторые начали жаловаться в Blind, анонимной социальной сети, что из-за сбоев им придется перерабатывать.

Обычные пользователи по всему миру активно высказывали недовольство в Twitter. Один из сотрудников Facebook иронично отметил: «Это укрепило ощущение, что победа не зависит от ваших действий. Они ненавидят нас, но также ненавидят нас, когда нас нет».

Предположения о том, что причиной сбоя стала кибератака, были опровергнуты. Facebook объяснила, что это был непредвиденный результат «планового обслуживания».

Выступление перед Конгрессом США

5 октября Хоген дала показания Сенату США. Ее выступление продлилось более трех часов. Некоторые из ее бывших коллег наблюдали за происходящим, а другие предпочли погрузиться в работу, чтобы отвлечься.

Хоген вновь заявила об основной цели сливов: Facebook и ее руководство знают о проблемах, которые компания провоцирует и распространяет, и не сильно стараются это исправить. Она сообщила, что основные решения принимает Цукерберг: «Сейчас никто не привлекает Марка к ответственности, кроме него самого».

По словам одного из инсайдеров Facebook, его коллеги считают, что Хоген — «предпринимательница, которая зарабатывает на корпоративном шпионаже и обвиняет Facebook в том, что та работает в пользу акционеров, хотя это обязанность всех публичных компаний».

Другие инсайдеры также подвергли сомнению ее полномочия и подчеркнули тот факт, что она не занималась напрямую теми вопросами, о которых говорила. На этом строит свою линию защиты и PR-команда Facebook.

Несмотря на указ воздерживаться от публичной критики Хоген, в заявлении Facebook от 5 октября она описана как человек, который «работал в компании менее двух лет, не имел прямых подчиненных, никогда не посещал важные встречи с высшим руководством».

Даже Цукерберг нарушил молчание. К концу дня он отправил длинное письмо персоналу Facebook, а затем опубликовал его на своей странице (вероятно, чтобы опередить неизбежные сливы). Он заявил, что «большинство утверждений не имеют никакого смысла».

«В основе этих обвинений лежит идея о том, что мы отдаем приоритет прибыли, а не безопасности и благополучию. Это неправда, — написал Цукерберг. — У нас есть передовая исследовательская программа, которая помогает выявлять важные проблемы и исправлять их. Неприятно видеть, что работа вырвана из контекста и используется для создания дезинформации».

Реакция PR-команды

Сотрудники, оптимистично настроенные по отношению к миссии компании, были рады видеть реакцию CEO, хотя она и была запоздалой. Один из них сообщил, что его подчиненных волновало то, как компания будет защищаться. Влияние всех этих событий до сих пор затрагивает внутренние процессы компании.

6 октября издание Wall Street Journal сообщило, что Facebook «отложила запуск новых продуктов, так как оценивает их влияние и потенциальные PR-риски». Неизвестно, о каких именно продуктах идет речь. Один из сотрудников, разговаривший с Insider, утверждает, что это никак не затронуло проекты, над которыми он работает.

В тот же день CEO CrowdTangle — инструмента для анализа социальных сетей, который Facebook приобрела в 2016 году, — заявил об уходе. Согласно слухам, высшее руководство считает, что данные CrowdTangle ухудшают внешний вид соцсети. 

Сторонники компании признают, что бесконечный поток новостей может негативно сказаться на моральном духе команд, однако старается это исправить. Несколько источников утверждают, что некоторые все же недовольны PR-стратегией Facebook. В то же время другие хотят, чтобы компания активно делались внутренними исследованиями с целью избежать проблем в будущем.

«У Facebook плохая PR-кампания, потому что они не смогли справиться с катастрофами и удержать все в своих руках, как, например, Apple», — высказался анонимный работник Facebook.

Всю неделю после сбоя Facebook продолжают публично критиковать.

  • Издание Atlantic высказало идею о том, что к социальной сети стоит относиться как к «вражеской силе».
  • Комик и телеведущий Стивен Кольбер пошутил: «Facebook не сообщила возможные причины сбоя. Я не эксперт по компьютерам, но считаю, что, возможно, это сделал сам бог».
  • Журналист New York Times Кевин Руз объявил, что Facebook находится «в медленном, но непрерывном упадке, который может распознать каждый, кто сталкивался с умирающей компанией».

Однако, даже несмотря на падение 4 октября, рост акций Facebook составляет более 22% по сравнению с прошлым годом, а рыночная капитализация компании — $930 млрд. И по словам руководителя из рекламной индустрии, ни один из рекламодателей не обеспокоен текущей ситуацией и утечкой документов.

В свою очерель, Цукерберг уже вернулся к другим делам. Свою последнюю публикацию в Facebook он посвятил созданному компанией роботу, который может оборачивать электролинии в волоконно-оптические кабели.

Источник.

Фото на обложке: A. Nordin / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Грешит против фактов»: лауреат Нобелевской премии этого года раскритиковала Facebook
  2. 2 Facebook создала фонд на $10 млн для поддержки собственной VR-платформы
  3. 3 Сбои Facebook сказались на работе каждого шестого россиянина
  4. 4 В работе Facebook, WhatsApp и Instagram произошел сбой
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти