Top.Mail.Ru
Истории

«Не стоит показывать своим примером, что покупка новых туфель – это высшее благо». Как научить детей обращаться с деньгами

Истории
Алексей Скорик
Алексей Скорик

Основатель и СЕО в Nanga Agency

Анна Меликян

В каком возрасте пора давать ребенку деньги на карманные расходы? Как привить ему уважение к деньгам и труду? Предприниматели рассказали, как они обучают своих детей финансовой грамотности, с какого возраста позволяют работать и как им помогает собственный опыт. 

«Не стоит показывать своим примером, что покупка новых туфель – это высшее благо». Как научить детей обращаться с деньгами

«Не покупайте все подряд»

Надежда Пак, соосновательница сети ресторанов «Рецептор»

Финансовой грамотности ребенка надо обучать с того возраста, когда начинаешь давать ему карманные деньги. Сейчас моей дочери Веронике два года, уже в 5–6 лет сможем выдавать небольшие суммы на несколько дней или неделю.

Как привить ребенку правильное отношение к деньгам? Говорить о том, что знаем сами, например, что деньги – это лишь критерий ценности и ресурс для достижения собственных целей (поэтому важно ставить себе цели). Надо давать ребенку то, что он хочет, но не все подряд – не баловать его. 

Я работала с 11 лет,  Саша (Александр Брайловский – муж, прим. ред.) – с 18.

Первые деньги я заработала на рынке, и это был полезный опыт. После собственных заработков я никогда не устраивала маме скандалов в магазине, потому что понимала – деньги не падают с неба, и мама зарабатывает их трудом. 

В 16 лет мама давала мне деньги на карманные расходы – 50 рублей на неделю. Все свои хотелки я должна была укладывать в эту сумму. Не хватает – отложи. Потратила все? Значит, не в этот раз!

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

Мне бы хотелось, чтобы у Вероники было правильное отношение к деньгам. Думаю, мы уже в ближайшее время заставим ее работать – хотя бы приносить завтрак в кровать. Как только научится держать равновесие с подносом, конечно:) 

«Давайте возможность подработать во время каникул»

Александр Пружанский, основатель семейного парка развлечений «Озорные белки»

Ребенка надо приучать к деньгами и правильному обращению с ними, как только он готов воспринимать и усваивать эту информацию. Для начала надо давать ему возможность реально оценивать свои потребности и что-то покупать самостоятельно: хотя бы игрушку или шоколадку.

Правильно не покупать детям сладости и игрушки просто так, а выделять определенную сумму на карманные расходы, и пусть сами оценивают, на что им хватит, а на что – нет. Так со временем у них сформируется понимание цены и ценности, осознания, что они хотят, а что могут купить. 

Почти все мои дети подрабатывали с 15-16 лет, естественно, под присмотром и только во время каникул. Так у них формировалось четкое осознание, что деньги не папа дал, а они сами заработали. Очень быстро начинает работать смекалка, и ребенок ищет возможность не выклянчить недостающие деньги, а помочь и заработать – помыть машину, убрать игрушки. Сколько давать – сказать тяжело. У каждой семьи разные возможности, у каждого ребенка свои потребности. 

Еще обязательно надо рассказывать простыми и понятными словами про устройство современной рыночной экономики. Важно объяснить, как  правильно распределять свои карманные деньги и уметь подзаработать, выполняя самые разные задачи – уборку, например. 

«Донесите до ребенка, что любую покупку нужно делать осознанно»

Мария Скурова, соосновательница интернет-магазина Mamsy.ru

В голове у ребенка должна выстраиваться четкая причинно-следственная связь: есть деньги — можешь поменять их на булочку, мороженое, игрушку. 

Одно дело — рассказать ребенку про ценность денег, совсем другой уровень — сформировать к ним правильное отношение. На следующем этапе объясняйте, что деньги не появляются из ниоткуда. Для заработка необходимо что-то сделать. Далее — расскажите про стереотипы, которым подчиняется большинство: про политику массового потребления и о вреде такого подхода. Донесите до ребенка, что любую покупку нужно делать осознанно. 

Независимо от возраста считаю обязательным давать деньги на карманные расходы. И чем младше ребенок, тем сумма должна быть меньше. 

Некоторые родители поощряют детей за выполнение домашних обязанностей деньгами. Но я считаю, что разумнее — научить ребенка зарабатывать с помощью смекалки и творчества, а не за счет физических вложений. Думаю, с 10 лет ребенок вполне может зарабатывать небольшие деньги самостоятельно без привлечения взрослых. Например, во время каникул ребенок может помогать соседу с выгулом собаки. В некоторых школах ежегодно проходят благотворительные ярмарки, где дети с первого класса зарабатывают деньги и отдают их на благотворительность. 

«Не прививайте вещизм» 

Анастасия Чирченко, основательница производителя фитнес-оборудования Rakamakafit

Если ребенок что-то просит или требует, надо уметь не идти на поводу и не покупать  пищевой мусор и какие-то игрушки. Иначе он сядет на шею, и просто отказать в будущем уже не получится.

Обучать надо через свой собственный опыт. Я с уважением отношусь к деньгам: это просто часть жизни, а не объект поклонения.

Считаю, что не нужно одевать ребенка с малолетства в одежду известных брендов и не стоит показывать своим примером, что покупка новых туфель или сумки – это какое-то высшее благо, которому можно бесконечно радоваться. Вещественный мир не приводит человека к счастью, поэтому детям надо транслировать другие ценности: уважение к старшим, правильное питание, заботу о себе и своем теле.

Работать я бы разрешила с любого возраста – если у ребенка есть желание, почему бы и нет. Другое дело, что это не должно стать манией предпринимательства, наживы, достижения больших денег. Все-таки есть другие ценности: в приоритете всегда должно быть гармоничное развитие личности. 

Я считаю, что сейчас моей дочке деньги еще не нужны – ей четыре с половиной года, но как только она подрастет и будет в них нуждаться, то это будет минимум, необходимый для еды, и на этом все. Возможно, буду поощрять ребенка деньгами за какие-то поступки. В этом ничего плохого не вижу. 

«Не навязывайте устаревающие финансовые паттерны»

Иван Хмелевской, основатель агентства интернет-маркетинга RealWeb и сервиса по дизайну интерьера InMyRoom

Грамотность ассоциируется с чем-то устоявшимся, где есть внятные правила. Я же убежден, что мы последнее поколение, живущее в нынешней парадигме денег и успеха.

Учить детей финансовой грамотности в ее текущем понимании – это как учить подковывать лошадь – примерно та же польза для будущего. Представьте, что дети будут жить при безусловном доходе. И чему я могу их тогда научить? У наших бабушек и дедушек было повально распространено правило, что нельзя выбрасывать хлеб – правило из голодных времен, которое сегодня вообще не актуально. Наоборот, сегодня нужно себя тренировать выкидывать хлеб и все, что осталось на тарелке. 

Мой главный принцип – как минимум не навредить. Что-то про деньги я начинаю рассказывать детям лет с трех. В основном, очень базовые вещи – например, что все имеет определенную цену, а  деньги появляются, когда я работаю. И все.

Я надеюсь, что основная повестка детей будет не о собственном выживании, а о выживании нашей планеты. Поэтому мы с женой больше рассказываем про то, как пластик и мусор загрязняют окружающую среду. Разумное и бережливое отношение должно быть к природе, а не к деньгам. Деньги – производное.

Чего точно не стоит делать, так это ругать детей за то, что они сломали что-то дорогое. Я могу рассказать им, что это дорого стоит, но ругать за поломку – нет. 

Мой старший сын пока не в том возрасте, когда нужны карманные деньги, но тысячу он уже потерял, пока шел в магазин – я ему просто выдал новую. Карманные деньги нужно давать эквивалентно безусловному доходу: ребенок должен достойно себя чувствовать, но не позволять никаких излишеств. 

«Увеличивайте карманные деньги за помощь в работе» 

Сергей Барышников, основатель коммуникационного агентства SALO

Первые разговоры о деньгах у нас начались, когда моему ребенку было 5–6 лет. Тогда у него постепенно формировались потребности что-то накопить или что-то купить самостоятельно, и мы еженедельно выделяли чисто символические карманные деньги. 

А еще мы давали возможность удвоить их при выполнении какой-то работы – например, собрать несколько мешков яблок в огороде. 

С шести лет мы давали ребенку по 200 рублей в неделю, чтобы закрывать его потребность в мороженом, картошке фри или простеньком Lego. Их он уже чаще всего покупает сам. Также даем ему возможность заработать, но не более 200–300 рублей в неделю. Дальше будем смотреть на его возможности, запросы и понимание ценности денег.

Пока обучение правильному отношению к деньгам происходит максимально ненавязчиво. Но мне хотелось бы, чтобы к началу школы сын понимал ценность денег на бытовом уровне.

Фото на обложке: Depositphotos

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что значит быть современным школьником в России
  2. 2 «Деньги дают тебе свободу: ребенку это надо объяснить»
  3. 3 12 курсов, где ваших детей научат предпринимательству
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти