Top.Mail.Ru
Истории

Важные уроки, которые я получил за первые 10 лет жизни моего бизнеса

Истории
Алексей Зеньков
Алексей Зеньков

Редактор направления Истории

Алексей Зеньков

Основатель и генеральный директор компании Wattpad Аллен Лау рассказывает о том, чему он научился за первые десять лет развития своего бизнеса и чего стоит ожидать начинающим предпринимателям.

Важные уроки, которые я получил за первые 10 лет жизни моего бизнеса

В этом году нашей компании Wattpad исполнилось десять лет. Удивительно думать, что уже десять лет прошло с тех пор, как мы с сооснователем компании Иваном Юэнем лихорадочно пытались прояснить последние детали бизнеса в Международном аэропорту Ванкувера. Мы основали Wattpad, потому что хотели видеть, как люди исследуют и общаются с помощью историй. Мы хотели избавиться от привычных барьеров между писателями и читателями и строить сообщества на основе историй по всему миру.

Аллен Лау. Фото: Wattpad

Если за десять лет в бизнесе я чему-то научился, так это тому, что невозможно знать заранее, куда бизнес тебя принесет. Развивалось наше сообщество, вместе с ним росла и компания. Wattpad превратилась во всемирную развлекательную компанию с оригинальными историями. Мы заключали сделки с главными игроками всемирного развлекательного рынка и сотрудничали с крупнейшими мировыми компаниями, которых мы сводили вместе с самыми креативными рассказчиками в мире. Мы уже давно не ограничиваемся всего парой строк текста на экране мобильного телефона, но наш рост не всегда был стабильным, и на нашу долю пришлось немало спадов и неудач.

Поэтому для всех стартаперов, которые только собираются создать свою первую компанию (или подбираются ко второй или третьей годовщине), я решил рассказать о тех уроках, которые получил, и о вещах, которых стоит ожидать в первые десять лет в бизнесе.

1. Клиенты не придут к вам в первый же день

Когда мы только запустили свою платформу для рассказа историй, у нас не было ни одного автора. Без авторов у нас не было контента, а без контента мы не могли привлечь читателей. Это была классическая загадка про курицу и яйцо. Поэтому первый год мы провели, импортируя общеизвестные романы – «Гордость и предубеждение», «Дэвид Копперфильд» – все, что могло привлечь любителей книг.

Лишь на второй год работы в Wattpad впервые появился оригинальный контент. Он привлек на платформу 50 или 100 человек, и скоро контента становилось все больше и больше.

В любом бизнесе для наращивания клиентской базы нужно время. Люди не придут к вам только потому, что вы есть. Скорее всего, вам придется поддерживать свой бизнес, пока он не наберет критическую массу.

2. Возможно, ваше время еще не настало

Дело привлечения достаточного числа клиентов осложняется еще и тем, что вы могли запуститься не совсем в подходящее время. Сколько сейчас существует стартапов, основанных на идеях, которые являются слишком новаторскими, чтобы привести к успеху? Для многих предпринимателей важно дождаться, пока индустрия догонит ваши идеи. По крайней мере, у меня был именно такой случай.

Десять лет назад чтение на мобильных устройствах выглядело совсем иначе. Не было iPhone или Kindle – только кнопочные телефоны, которые могли отображать всего пару строк текста за раз. Обмениваться контентом в интернете тоже было не очень привычно – этим активно занимались намного меньше людей, чем сейчас. Однако сегодня 90% активности Wattpad происходит на мобильных устройствах, а обмен контентом в сети происходит повсеместно – не нужно даже задумываться об этом.

Фото: Wattpad

Вывод: не теряйте надежду, если индустрия еще не готова к вашему продукту. Продолжайте развиваться – в конце концов, технологии достигнут нужного уровня развития, и путь к успеху будет открыт.

3. Вы будете терпеть неудачи

Когда вы только запускаете свой бизнес, вполне естественно чувствовать воодушевление и смотреть в будущее с оптимизмом. Однако давайте будем реалистами, долго это состояние не продержится.

Я помню, как мы сидели с моим сооснователем в кофейне и пили на двоих один кофе, на который я потратил всю прибыль за прошлый месяц. Тот момент был по-настоящему трудным для нас, и мы всерьез задумывались, хватит ли нам стойкости продолжать работу, но в итоге мы смогли.

Вас тоже ждут подобные моменты. Вам придется снова тщательно обдумать все, что вы делаете, и правильно выбрать план дальнейших действий. Именно такие условия заставляют предпринимателей расти, а компании – либо закрываться, либо находить путь к процветанию. Именно в это время вы будете спрашивать себя, стоит ли ваша идея потраченных на нее сил.

Главное, помните: по-настоящему великая идея не затухнет при первых же проблемах. Если вы сдаетесь при первой, второй или третьей неудаче, то, возможно, вам не хватит энергии, чтобы преуспеть. Пройти все эти невзгоды вам поможет ваше личное видение.

4. Вам нужно будет переключать передачи

Нам удалось преодолеть трудности благодаря подработке в сфере консалтинга. Деньги за эту работу мы использовали для поддержки бизнеса. Кому-то такое решение может показаться неудачей, но для нас это был единственный способ двигаться вперед.

Если на вас свалились проблемы, не бойтесь сменить передачу и не старайтесь действовать строго по плану, принимая непрактичные решения. Не случится ничего страшного, если вы немного отклонитесь от основной схемы или не возьмете паузу, чтобы во всем разобраться.

5. Вы дождетесь своего звездного часа

В конце концов – если вы создаете что-то воистину новое – вам удастся пройти череду невзгод и совершить прорыв. В нашем случае этим событием стал первый раунд инвестиций.

Русская версия Wattpad

В 2011 году мы в серии А в нас вложился фонд Union Square Ventures – тот самый, который инвестировал в Twitter, Etsy, 4sq, Kickstarter и другие известные компании. То, что такой значимый игрок заметил нас, стало доказательством правильности выбранного нами пути. Это дало нам новый импульс продолжать работу и создавать что-то важное.

6. Работать над собой так же важно, как работать над продуктом

Мне еще не довелось встретить предпринимателя, который с основания своей компании мог делать все самостоятельно. Вы не сможете сами написать код, разработать продукт, распланировать бюджет, найти финансирование и выпустить продукт на рынок.

Отчасти ваш рост как основателя стартапа будет заключаться в осознании того, что вам не обойтись без других людей, и, что еще важнее, в необходимости мотивировать эту команду. Каждый день вы должны работать и развивать не только свой продукт, но и себя самого.

7. Культура критически важна для роста

По мере роста вашего бизнеса вы поймете, что он силен настолько, насколько сильны люди, работающие в нем. Чтобы вывести бизнес на новый уровень, ваши сотрудники должны разделять ваши ценности и видение.

Когда мы подбираем сотрудников, то смотрим не только на технические навыки, но и на их культуру. Настроен ли этот специалист создать качественный развлекательный сервис на основе историй? Насколько для него важен успех наших пользователей?

В то же среди наших сотрудников нет культурной идентичности. Мы стремимся набирать людей с разными убеждениями и идеями, но способных работать в команде для достижения общей цели. Это же свойство позволяет нам создавать более глобальное сообщество благодаря разным взглядам на мир.

8. Вы будете учиться у своих пользователей

Когда я только познакомился с Беном Лингом из фонда Khosla Ventures, то спросил его, как YouTube удалось захватить так много разных категорий. Он ответил: «Мы сами не развивали эти категории. Они стали появляться естественным путем, а мы просто заметили это на ранней стадии и подлили масла в огонь». Иными словами, компания YouTube не создавала категорию видеоруководств – это сделали сами пользователи. Компания просто переориентировала свой продукт, чтобы помочь им.

Точно так же ваши пользователи или клиенты будут влиять на направление развития вашего бизнеса, но только если вы научитесь их слышать. В случае с Wattpad отзывы пользователей привели к появлению встроенных комментариев и мультимедиа. Мы стали наблюдать, что происходит на нашей платформе, и изменили свой продукт так, чтобы пользователям стало удобнее делать то, что они уже делали.

9. Ваш бизнес будет развиваться

Как я уже говорил, вы не сможете держаться первоначального плана. Wattpad начинался как приложение для обмена историями – и он им остается – однако мы также поняли, что истории – это отличная основа для развлекательного контента. Сами истории могут не только развлекать, но и вдохновлять людей. Поэтому, пока наше сообщество росло, мы могли расти вместе с ним и использовать его возможности, превращая контент в телевизионные и веб-сериалы, кино и книги.

Это не отклонение от первоначального курса, но изменение. Меняться можно (и даже нужно), чтобы выживать из года в год.

10. Вы измените жизни людей

Когда мы только основали Wattpad, я был сосредоточен только на решении своей личной задачи. Со временем я осознал то влияние, которое моя компания оказывает на жизни людей. Пользователи из Африки благодарили нас за то, что мы помогли распространить чье-то мнение по стране. Родители говорили нам, что их дети стали лучше писать. И это не говоря о писателях, которые нашли свою аудиторию благодаря нам.

Возможно, трудно увидеть это сейчас, но ваша компания будет влиять на людей так, как вы даже не сможете представить. Знать, что вы изменили что-то в жизни сотрудника, клиента или партнера – это самое приятное, что случится с вами за первые десять лет в бизнесе. Это чувство не только доставит вам удовлетворение, но и даст вам сил на дальнейшие свершения.

Источник


Материалы по теме:

Выпуск #1. Стартаперы о... фейлах

Глава Y Combinator: «Рост вашей компании — это не главное»

О чем должен постоянно думать каждый предприниматель

9 состояний стартапера при открытии своего дела

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
  2. 2 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
  3. 3 Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?
  4. 4 Как мы за три года науку популяризовали – история про бум научных сообществ
  5. 5 Как за месяц найти инвесторов, партнеров и друзей в Кремниевой долине
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти