Top.Mail.Ru
Колонки

Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?

Колонки
Сергей Рябов
Сергей Рябов

Основатель глобального поисковика по товарам Ahoolee

Виктория Кравченко
Сергей Рябов, основатель глобального поисковика по товарам Ahoolee, объясняет, зачем стартапу нужен ментор. Особенно когда речь про ICO.
Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?

В мае 2017 мы запустили альфа-версию Ahoolee — глобального поисковика по товарам. Сразу отмечу, название сервиса — лишь отсылка к сериалу «Кремниевая долина» и поисковику Hooli, не более. Ahoolee позволяет сравнивать цены онлайн-магазинов всего мира и оплачивать покупки криптовалютой и традиционным деньгами.


Чтобы привлечь средства на развитие, в июле мы провели pre-ICO и за 30 минут собрали 12 миллионов рублей. Мы готовились к раунду своими силами и подробно рассказывали о подготовке всем желающим в Telegram-канале.

По вопросам подписчиков нам показалось, что больше всего люди интересуются тем, как создать хайп в сообществах и привлечь к своим проектам максимум средств. Но сбор денег не самое важное — куда важнее, хватит ли у команде знаний, опыта и связей, чтобы реализовать продукт и выполнить обещания.

Полагаться только на себя — ошибка

Я начал карьеру в e-commerce в 2001 году и Ahoolee далеко не первое моё начинание. Предыдущий проект Miix был победителем премии «Стартап года», проходил пилотные запуски с Яндекс.Маркетом и М.Видео (Goods.ru), входит пул ключевых инфраструктурных проектов российского ecommerce по версии Data Insight.

Деньги для Miiix я привлекал через венчурные фонды. История с венчуром — месяцы переговоров, во время которых предлагается купить бОльшую долю компании за меньшие деньги.

Но есть и плюсы: получая деньги от инвестора, вы можете рассчитывать на его знания и связи. Более того, вложив в проект свои кровные, он сам заинтересован в том, чтобы вам помогать. Знания и связи — это деньги, которые удается сэкономить, избегая ошибки или сопротивление.

Большинство команд, выходящих на ICO — энтузиасты, которые находятся в самом начале пути. У них сырая бизнес-модель, непонятные каналы привлечения клиентов и партнеров, проблемы со стратегическим планированием.

ICO в отличие от традиционного венчурного финансирования, позволяет собрать нужную сумму быстрее и сохранить 100% контроля над компанией. В остальном команде придётся полностью надеется на свои силы, что, естественно, снижает шансы на успех.

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.


Поэтому если, вы планируете проводить ICO, наряду с подготовкой whitepaper (описание проекта и бизнес-модели), резонно позаботиться о привлечении в команду менторов.



Какая польза от ментора:

  1. Советы по доработке бизнес-модели и продукта с учетом опыта ментора на конкретном рынке.
  2. Нетворкинг внутри индустрии для получения ценных связей и потенциальных партнеров.
  3. Доверие к проекту — ментор с хорошей репутацией в криптокоммьюнити значительно увеличивает шансы на успешное проведение ICO и привлекает инвесторов.
  4. Помощь в управлении по профильным вопросам для ментора. На пути к ICO у стартапа появляется огромное количество вопросов и проблем, решать которые с компетентными экспертами гораздо проще, чем без них.

В чем конкретно нам помогли менторы?

Во второй половине июля к нашей команде присоединились основатели фонда iDealMachine Михаил Авербах и Сергей Фрадков. У партнёров за спиной огромный опыт в создании и управлении IT-сервисов, вывод проектов на рынки Израиля и США. Cергей, в частности, известен тем, что один из его собственных стартапов (DynoPlex) был куплен компанией, которая стала частью Google Drive.

Менторы помогли нам разобраться с проведением нашего ICO на рынке США. Американское законодательство негативно относится к процедуре проведения ICO и запрещает продавать американским гражданам токены, приравнивая их к ценным бумагам. Это закрывает большой рынок для блокчейновых проектов.

Сергей и Михаил имеют многолетний опыт развития бизнеса в США и помогли нам найти модель, где наш токен стал аналогом балла программы лояльности. Таким образом, они не попадают под определение «акции» и запреты регуляторов. Кроме того, совместно мы скорректировали бизнес-модель проекта относительно ее применимости к e-commerce рынкам ключевых регионов.

Мы получили инвесторов из США и Европы, которые доверяют владельцам венчурного фонда и акселератора, работающего на американском рынке.

Зачем экспертам индустрии быть ментором стартапа?

Причины у каждого свои, однако если объединить опыт большинства ICO, то можно выделить две основные:

  • Финансовая выгода: стартап платит фиксированный гонорар и комиссию от сбора средств известному ментору. Чем известнее ментор, тем больше чек. В среднем услуги авторитетного ментора-советника стоят от $100 000. Мы от такого подхода отказались сразу, так как запускали проект на свои средства. Тратить половину из собранных на pre-ICO 200 000 долларов, нам также было не по карману, поэтому от найма менторов мы отказались.
  • Потенциальное участие в следующих раундах проекта. Факт успешного ICO, не гарантирует того, что проект откажется от идеи когда-либо привлекать венчурные инвестиции. Поэтому помощь менторов на старте в бесплатном формате может дать им преимущества при сборе будущего большого венчурного раунда. Как правило, подобным подходом пользуются представители венчурной индустрии, и в большом количестве крупных глобальных ICO есть гласные или негласные менторы из венчура.


За первое полугодие 2017 года через механизм ICO было привлечено 1,5 миллиарда долларов. Фактически это не новый, а потерянный традиционным венчуром сегмент рынка. Поэтому венчурные капиталисты ищут новые подходы к работе с криптостартапами и менторство — один из них.

Где и как правильно искать менторов?

Один из самых простых способов найти эдвайзера — лично писать менторам других проектов. Также есть специальный платный ресурс 21.co, где вы можете связаться с профессионалами индустрии. Стоимость ответа для вас может варьироваться от 1 до 100 долларов, в зависимости от статуса эксперта. Но ответ не гарантирует, что человек согласиться быть вашим ментором.

Я рекомендую посещать все митапы по криптовалютам, например, Cryptofriends, ICO-Hypethon, «Блокчейн.Начало» и так далее. Мероприятия, посвящённые ICO и криптовалютам, сейчас проходят, чуть ли не каждый день.



Коммуникацию с ментором можно сравнить с elevator-pitch для венчурного инвестора. Вы должны ярко презентовать тизер и статус проекта, а также условия для ментора.

Правило 1

Первое правило успешного союза стартап-ментор — это соответствие вашего проекта экспертизе ментора.

Если вы делаете e-commerce проект и хотите выйти на рынок США в первую очередь, значит ваш ментор должен обладать хотя бы двумя из трёх качеств:

  1. Наличие в США сети связей потенциально полезных для вас;
  2. Понимание особенностей рынка США как коммерческих, так и законодательных;
  3. Иметь профильный опыт в построении или управлении продуктом в вашей сфере, условно онлайн-ритейлером или маркетплейсом.

Если продукт и инвестор совсем из разных областей, вы рискуете не заинтересовать друг друга и зря потратить время.

Правило 2

Второе правило — деньги не главное. Если ваша идея действительно заинтересует ментора и он в нее поверит, то необходимость в гонораре может быть значительно нивелирована, а вместо нее найдены более интересные точки соприкосновения, о части которых я писал выше в заметке.

Правило 3

Третье правило — регулярная коммуникация. Ментор как раз и нужен для того, чтобы давать полезные советы, но не забывайте, что ваш проект не единственное интересное событие в жизни ментора, поэтому дозировано привлекайте ментора к решению сложных моментов.

В качестве вывода

Нужно ли привлекать менторов, если стартап идет на ICO? Безусловно. Это не только правило хорошего тона в ICO-индустрии, но и эффективный инструмент для решения проблем стартапа и усиления ключевых качеств как модели, так и продукта.


Материалы по теме:

Как блокчейн забирает твою работу (найди себя в списке вымирающих профессий)

Контент-маркетинг для продвижения ICO: 3 практических совета

«Эй, ребята, хватит вариться в местном криптокотле!» – как китайцам приказали завоевать мир

Виталик Бутерин: «Путин знает, что такое блокчейн — это и есть хайп»

ICO стартапа без правовых, налоговых и репутационных рисков? Реально

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Отрывок из книги «50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов»
  2. 2 Создание новых лекарств, исследование старения и анализ снимков: какие задачи в медицине уже выполняет ИИ
  3. 3 Единороги: как стартапы ими становятся
  4. 4 27 побед: главные достижения российских фаундеров за рубежом
  5. 5 Есть стабильный бизнес? Вот как построить стартап внутри него
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!