В мае 2017 мы запустили альфа-версию Ahoolee — глобального поисковика по товарам. Сразу отмечу, название сервиса — лишь отсылка к сериалу «Кремниевая долина» и поисковику Hooli, не более. Ahoolee позволяет сравнивать цены онлайн-магазинов всего мира и оплачивать покупки криптовалютой и традиционным деньгами.
Чтобы привлечь средства на развитие, в июле мы провели pre-ICO и за 30 минут собрали 12 миллионов рублей. Мы готовились к раунду своими силами и подробно рассказывали о подготовке всем желающим в Telegram-канале.
По вопросам подписчиков нам показалось, что больше всего люди интересуются тем, как создать хайп в сообществах и привлечь к своим проектам максимум средств. Но сбор денег не самое важное — куда важнее, хватит ли у команде знаний, опыта и связей, чтобы реализовать продукт и выполнить обещания.
Полагаться только на себя — ошибка
Я начал карьеру в e-commerce в 2001 году и Ahoolee далеко не первое моё начинание. Предыдущий проект Miix был победителем премии «Стартап года», проходил пилотные запуски с Яндекс.Маркетом и М.Видео (Goods.ru), входит пул ключевых инфраструктурных проектов российского ecommerce по версии Data Insight.
Деньги для Miiix я привлекал через венчурные фонды. История с венчуром — месяцы переговоров, во время которых предлагается купить бОльшую долю компании за меньшие деньги.
Но есть и плюсы: получая деньги от инвестора, вы можете рассчитывать на его знания и связи. Более того, вложив в проект свои кровные, он сам заинтересован в том, чтобы вам помогать. Знания и связи — это деньги, которые удается сэкономить, избегая ошибки или сопротивление.
Большинство команд, выходящих на ICO — энтузиасты, которые находятся в самом начале пути. У них сырая бизнес-модель, непонятные каналы привлечения клиентов и партнеров, проблемы со стратегическим планированием.
ICO в отличие от традиционного венчурного финансирования, позволяет собрать нужную сумму быстрее и сохранить 100% контроля над компанией. В остальном команде придётся полностью надеется на свои силы, что, естественно, снижает шансы на успех.
Поэтому если, вы планируете проводить ICO, наряду с подготовкой whitepaper (описание проекта и бизнес-модели), резонно позаботиться о привлечении в команду менторов.
Какая польза от ментора:
- Советы по доработке бизнес-модели и продукта с учетом опыта ментора на конкретном рынке.
- Нетворкинг внутри индустрии для получения ценных связей и потенциальных партнеров.
- Доверие к проекту — ментор с хорошей репутацией в криптокоммьюнити значительно увеличивает шансы на успешное проведение ICO и привлекает инвесторов.
- Помощь в управлении по профильным вопросам для ментора. На пути к ICO у стартапа появляется огромное количество вопросов и проблем, решать которые с компетентными экспертами гораздо проще, чем без них.
В чем конкретно нам помогли менторы?
Во второй половине июля к нашей команде присоединились основатели фонда iDealMachine Михаил Авербах и Сергей Фрадков. У партнёров за спиной огромный опыт в создании и управлении IT-сервисов, вывод проектов на рынки Израиля и США. Cергей, в частности, известен тем, что один из его собственных стартапов (DynoPlex) был куплен компанией, которая стала частью Google Drive.
Менторы помогли нам разобраться с проведением нашего ICO на рынке США. Американское законодательство негативно относится к процедуре проведения ICO и запрещает продавать американским гражданам токены, приравнивая их к ценным бумагам. Это закрывает большой рынок для блокчейновых проектов.
Сергей и Михаил имеют многолетний опыт развития бизнеса в США и помогли нам найти модель, где наш токен стал аналогом балла программы лояльности. Таким образом, они не попадают под определение «акции» и запреты регуляторов. Кроме того, совместно мы скорректировали бизнес-модель проекта относительно ее применимости к e-commerce рынкам ключевых регионов.
Мы получили инвесторов из США и Европы, которые доверяют владельцам венчурного фонда и акселератора, работающего на американском рынке.
Зачем экспертам индустрии быть ментором стартапа?
Причины у каждого свои, однако если объединить опыт большинства ICO, то можно выделить две основные:
- Финансовая выгода: стартап платит фиксированный гонорар и комиссию от сбора средств известному ментору. Чем известнее ментор, тем больше чек. В среднем услуги авторитетного ментора-советника стоят от $100 000. Мы от такого подхода отказались сразу, так как запускали проект на свои средства. Тратить половину из собранных на pre-ICO 200 000 долларов, нам также было не по карману, поэтому от найма менторов мы отказались.
- Потенциальное участие в следующих раундах проекта. Факт успешного ICO, не гарантирует того, что проект откажется от идеи когда-либо привлекать венчурные инвестиции. Поэтому помощь менторов на старте в бесплатном формате может дать им преимущества при сборе будущего большого венчурного раунда. Как правило, подобным подходом пользуются представители венчурной индустрии, и в большом количестве крупных глобальных ICO есть гласные или негласные менторы из венчура.
За первое полугодие 2017 года через механизм ICO было привлечено 1,5 миллиарда долларов. Фактически это не новый, а потерянный традиционным венчуром сегмент рынка. Поэтому венчурные капиталисты ищут новые подходы к работе с криптостартапами и менторство — один из них.
Где и как правильно искать менторов?
Один из самых простых способов найти эдвайзера — лично писать менторам других проектов. Также есть специальный платный ресурс 21.co, где вы можете связаться с профессионалами индустрии. Стоимость ответа для вас может варьироваться от 1 до 100 долларов, в зависимости от статуса эксперта. Но ответ не гарантирует, что человек согласиться быть вашим ментором.
Я рекомендую посещать все митапы по криптовалютам, например, Cryptofriends, ICO-Hypethon, «Блокчейн.Начало» и так далее. Мероприятия, посвящённые ICO и криптовалютам, сейчас проходят, чуть ли не каждый день.
Коммуникацию с ментором можно сравнить с elevator-pitch для венчурного инвестора. Вы должны ярко презентовать тизер и статус проекта, а также условия для ментора.
Правило 1
Первое правило успешного союза стартап-ментор — это соответствие вашего проекта экспертизе ментора.
Если вы делаете e-commerce проект и хотите выйти на рынок США в первую очередь, значит ваш ментор должен обладать хотя бы двумя из трёх качеств:
- Наличие в США сети связей потенциально полезных для вас;
- Понимание особенностей рынка США как коммерческих, так и законодательных;
- Иметь профильный опыт в построении или управлении продуктом в вашей сфере, условно онлайн-ритейлером или маркетплейсом.
Если продукт и инвестор совсем из разных областей, вы рискуете не заинтересовать друг друга и зря потратить время.
Правило 2
Второе правило — деньги не главное. Если ваша идея действительно заинтересует ментора и он в нее поверит, то необходимость в гонораре может быть значительно нивелирована, а вместо нее найдены более интересные точки соприкосновения, о части которых я писал выше в заметке.
Правило 3
Третье правило — регулярная коммуникация. Ментор как раз и нужен для того, чтобы давать полезные советы, но не забывайте, что ваш проект не единственное интересное событие в жизни ментора, поэтому дозировано привлекайте ментора к решению сложных моментов.
В качестве вывода
Нужно ли привлекать менторов, если стартап идет на ICO? Безусловно. Это не только правило хорошего тона в ICO-индустрии, но и эффективный инструмент для решения проблем стартапа и усиления ключевых качеств как модели, так и продукта.
Материалы по теме:
Как блокчейн забирает твою работу (найди себя в списке вымирающих профессий)
Контент-маркетинг для продвижения ICO: 3 практических совета
«Эй, ребята, хватит вариться в местном криптокотле!» – как китайцам приказали завоевать мир
Виталик Бутерин: «Путин знает, что такое блокчейн — это и есть хайп»
ICO стартапа без правовых, налоговых и репутационных рисков? Реально
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Искусственный интеллект в малом бизнесе: теория и практика»
- 1 11 вещей, которые разработчики «обожают» слышать от своих коллег не из IT
- 2 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
- 3 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
- 4 Как мы за три года науку популяризовали – история про бум научных сообществ
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025