Колонки

ICO стартапа без правовых, налоговых и репутационных рисков? Реально

Колонки
Александр Некторов
Александр Некторов

Управляющий партнер Адвокатского бюро Nektorov, Saveliev & Partners

Виктория Кравченко

Поиск финансирования для стартапа на стадии идеи и прототипа – непростая задача. Кредиты для начинающих предпринимателей недоступны, IPO является прерогативой крупных компаний, а венчурные фонды предъявляют высокие требования. Эту задачу решает ICO – форма привлечения инвестиций в новые проекты в виде выпуска и продажи цифровых токенов широкой публике за криптовалюту. 

Партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Александр Некторов рассказал о юридических аспектах первичного размещения токенов.

ICO стартапа без правовых, налоговых и репутационных рисков? Реально

Сейчас я вижу взрывной рост интереса к ICO. Преимущества, которые заложены в технологию блокчейн-фандрайзинга, имеют шанс потеснить традиционные методы привлечения капитала в малый бизнес.

В чем выгода ICO для стартапа

Если компания грамотно структурирует сделку, то сможет получить требуемый капитал при минимальных издержках уже через 2–3 месяца активной работы. Фактические сроки сильно зависят от выбранной юрисдикции и отведенного на рекламную кампанию времени. Приятным дополнением к процессу проведения ICO является маркетинговый вау-эффект, широкое освещение проекта в СМИ и формирование лояльной базы активных пользователей, которые заинтересованы в росте стоимости полученных токенов.

Отечественные компании стремятся проводить сделки ICO в зарубежных странах. Причина этому – отсутствие в России специального регулирования в отношении обращения криптовалют.

Рынок технологии блокчейн переживает стремительное развитие: по сравнению с прошлым годом в 2017 сборы увеличились в несколько раз, некоторые проекты привлекли десятки миллионов долларов за считаные минуты. Результаты лидеров составляют суммы в $100–200 млн. Из крупных успешных игроков рынка с российскими основателями можно выделить блокчейн-платформу Waves, систему распределенных вычислений SONM, платформу для мобильных игр MobileGo, венчурный фонд и стартап-акселератор Starta.


Как выглядит процедура ICO

Реализация ICO происходит следующим образом:

  • Компания делает анонс предстоящего проекта.
  • Затем стартап выпускает официальную оферту с предложением криптоинвесторам приобрести токены проекта, датой старта, продолжительностью сбора, количеством выпускаемых токенов и прочими деталями. Ваша задача в этот период презентовать свой проект как можно более широкому кругу потенциальных покупателей.
  • В назначенный день вы запускаете ICO, иначе также называется TGE (token generation event) или ITO (initial token offering), получаете криптоинвестиции и распределяете токены среди криптоинвесторов. Это действительно рабочий инструмент, позволяющий привлечь финансирование.

Однако не стоит обольщаться – если вы не учтете правовые аспекты, то можете получить претензии со стороны регуляторов и контрагентов в ущерб своей репутации.


Механизм «чеканки» монет

Итак, ваш проект выпустил некоторое количество цифровых токенов, которые были предложены криптоинвесторам в обмен за криптовалюту. Ей может быть Bitcoin, Ether, Litecoin и другие популярные единицы, которые затем полностью или частично конвертируются в фиатные деньги и используются для развития проекта. Часть выпущенных токенов может резервироваться для самой команды проекта и его адвайзеров. Остальной объем попадает на рынок, где цена может меняться в любую сторону.


Выбор юрисдикции и необходимые документы

Проведение выпуска токенов в России является затруднительным из-за высоких правовых рисков, поэтому ICO, как правило, структурируются в иностранных юрисдикциях с благоприятным законодательным и налоговым режимом (в Швейцарии, Сингапуре, Британских Виргинских островах, на острове Мэн – в зависимости от особенностей проекта). Это требует от организаторов учреждения местной компании со своим уставом и другими учредительными документами.

Комплект документов для ICO:

  1. Информационный меморандум (White Paper) – ваш основной маркетинговый документ. Именно по нему криптоинвесторы принимают решение о вложении в ваш проект. Здесь раскрываются данные о проекте и его целях, команде создателей, менторах и партнерах, участвующих в развитии. Определяются основные положения выпуска и обратного выкупа токенов.
  2. Публичная оферта (Terms & Conditions) – адресуется неопределенному кругу лиц. Часто из адресатов оферты исключаются лица, находящиеся в США, Пуэрто-Рико, Американских Виргинских островах и на других зависимых территориях США. В документе прописываются детальные условия контракта с криптоинвесторами. К составлению оферты стоит подойти с максимальным вниманием, поскольку именно в ней заложены ваши обязательства перед криптоинвесторами.
  3. Политика обработки персональных данных (Privacy Policy). Стоит иметь в виду, что законы о защите данных многих стран включают так называемое «право на забвение», когда пользователь может потребовать удалить информацию о себе и своих действиях. В будущем эмитент может столкнуться с тем, что он не сможет удалить информацию о транзакциях инвесторов из блокчейна, технически это невозможно.

KYC – знай своего клиента

Важным аспектом является идентификация криптоинвесторов в процессе ICO (процедура KYC – know your customer). В одних случаях проведение KYC в отношении потенциальных приобретателей токенов может прямо требоваться применимым законодательством страны регистрации эмитента. В других случаях ее проведение необходимо для того, чтобы максимально оградить эмитента от рисков нарушения законодательства некоторых стран о ценных бумагах, которым ограничивается оборот виртуальных валют (США).

Проведение идентификации приобретателей токенов сильно упростит в дальнейшем конвертацию криптовалюты в фиатные средства.

Так, если вы не идентифицируете своих криптоинвесторов, то при зачислении фиатных средств на расчетный счет в банке есть высокий риск попасть под банковские санкции в сфере противодействия отмыванию денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма или других законов.


Налоговые аспекты ICO

В идеале, правильно организованное ICO не должно нести в себе налогооблагаемых действий по месту проведения. Важно найти юрисдикцию, в которой прибыль компании-эмитента токенов не будет облагаться местными корпоративными налогами. При этом не менее важно учитывать налоговое резидентство бенефициаров эмитента: если ими являются российские налоговые резиденты, то эмитент может считаться в России контролируемой иностранной компанией, и у владельцев в этой связи возникнет риск доначисления подоходного налога.

Получение налогооблагаемой прибыли при размещении токенов в значительной степени зависит от структуры токена и обязательств, которые готовы брать на себя организаторы ICO. Например, при привлечении инвестирования компания может взять на себя обязательство в будущем передать покупателям товар или услугу. Как вариант – декларировать право бесплатного пользования электронным сервисом, который для всех остальных пользователей будет платным.

В этом случае средства, собранные в результате ICO, будут квалифицироваться как предоплата и не будут являться доходом эмитента, по крайней мере, до тех пор, пока не будет оказана обещанная услуга или поставлен товар.

Другое дело, когда эмитент утверждает, что в будущем его токены могут стать популярным платежным инструментом с высокой меновой стоимостью. Если продавец не берет на себя юридических обязательств перед токенодержателями, то средства могут быть квалифицированы как безвозмездные поступления.

Такие поступления будут считаться доходом эмитента, и, следовательно, для целей применения российских правил о контролируемых иностранных компаниях – доходом российских контролирующих лиц, а значит облагаться НДФЛ или налогом на прибыль.

Задача юристов – организовать правильное структурирование ICO и предложить наименьшее налоговое бремя для эмитента.


Как снизить репутационный риск

Надо сказать, что при ICO рискует не только покупатель, но и продавец цифровых токенов. Нецелевое расходование средств и прямое мошенничество достаточно быстро поставят крест на ваших перспективах.

Ваши токенодержатели должны иметь возможность реализовать свои права, объявленные в изначальных документах, например, использовать токены согласно условиям выпуска. Повысить доверие сообщества можно привлечением эскроу-агента, который возьмет на себя контроль за выделением финансирования.

Репутация вашего проекта и команды зависит от того насколько сбалансированными будут ваши контрактные обещания и способность претворить их в жизнь.


Заключение

Надеюсь, наши советы помогут вашему проекту провести ICO и получить средства на развитие. Однако не стоит переоценивать свою готовность к сделке. Как и другие бизнесы, компании, выходящие на ICO, имеют такие же риски обвинения в налоговых нарушениях, незаконном предпринимательстве, мошенничестве и создании финансовых пирамид. Единственно верным способом защитить свои права – заранее построить структуру сделки, просчитав все возможные риски с компетентными специалистами.


Материалы по теме:

Компания интернет-омбудсмена Мариничева начнет розничные продажи оборудования для майнинга

Перспективы пузыря: почему с января этого года ICO привлекло более $1 миллиарда инвестиций

Продажу токенов приравняли к акту продажи классических акций. Что теперь будет с ICO?

«Весь венчурный бизнес связан с продажей ожиданий». Алексей Гирин (Starta Capital) — о специфике ICO

«Блокчейн – не панацея, но обещает он многое»

«Я сижу в исправительной колонии и приторговываю криптой помаленьку»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 5 юридических особенностей бизнеса в Мексике: что учесть перед открытием
  2. 2 3 ошибки, которые не дадут стать зарубежным единорогом
  3. 3 «Мы любим играть даже в бизнесе»: почему Мексика — рай для финтех-стартапов
  4. 4 «Мы не переносим холод, и это существенно влияет на работу». Деловые привычки мексиканцев, которые вас удивят
  5. 5 Четыре питча в Кремниевой долине: где представить свой проект и посмотреть на конкурентов