Анируд Шарма креативно подходит к проблеме загрязнения воздуха. Его стартап Graviky Labs собирает частицы углерода из атмосферы, очищает их и производит краску Air-Ink, пригодную для печати на ткани. По качеству она не уступает обычным аналогам и даже была использована для создания капсульной коллекции одежды и аксессуаров.
Анируд Шарма родом из Индии, где загрязнение воздуха является серьезной проблемой. По крайней мере 140 млн жителей страны дышат воздухом, который как минимум в 10 раз грязнее, чем допустимо по нормам Всемирной организации здравоохранения. В таких больших городах, как Дели и Калькутта, предприятия выбрасывают крошечные частицы в атмосферу, из-за чего город постоянно окружен плотным туманом.
Шесть лет назад, когда Шарма учился в Медиа-лаборатории МТИ, он задумался, как захватывать эти частицы и превращать их во что-то полезное.
«Это произошло из культуры хакеров в МТИ, — рассказывает Шарма. — Если есть проблема, и взглянуть на нее немного иначе, можно обнаружить огромные, неиспользованные возможности».
Шарма специально сосредоточился на углероде. Это один из основных источников загрязнения воздуха, который попадает в атмосферу, когда транспорт, фабрики и заводы сжигают топливо. Если в воздухе накапливается слишком много частиц, они похожи на темный дым. Но опаснее всего то, что не увидеть вооруженным взглядом. Атмосферные загрязнители с диаметром частиц до 2,5 микрон проникают глубоко в легкие и кровоток, влияя на дыхание и работу сердца. При этом они задерживаются в атмосфере, захватывают тепло солнца и способствуют изменению климата. Их можно улавливать, но большинство компаний в этом не заинтересованы.
Шарма полагал, что если превратить загрязнение в сырье для нового продукта, оно станет новым источником доходов.
«Если создать рынок для этого углерода — для этого мусора — то его будут больше собирать», — говорит Шарма.
Он разработал способ фильтровать твердые частицы из атмосферы. Далее углерод выделяется и очищается, чтобы его было безопасно использовать. Когда он собрал достаточно частиц, получилась твердая масса, немного похожая на древесный уголь и легко размазывающаяся по бумаге. Поэтому он начал создавать твердые и жидкие красители для разнообразных применений — от карандашей до картриджей для принтеров. Когда он получил диплом, то запустил Graviky Labs, чтобы продолжить разработку и запустить производство краски, которые получили название Air-Ink.
С тех пор он перевел операционный бизнес в Индию, где сотрудничает с фабриками и операторами транспорта, чтобы улавливать выбросы в источнике. Для сбора выхлопных газов Graviky использует цилиндрическое устройство Kaalink. После они фильтруются, чтобы удалить тяжелые металлы и канцерогены. В итоге получается черный пигмент, который можно трансформировать в разные виды красителей. После 2500 часов езды на стандартном автомобиле производится 150 л вещества — этого достаточно для тысяч футболок.
Фото: Pangaia
Главный директор по инновациям Pangaia Аманда Паркес — выпускница МТИ, и она слышала о работе Шармы. В fashion-индустрии красители активно используются, и она хотела узнать, подойдет ли Air-Ink для одежды.
Вместе Шарма и Паркес создали версию для шелкографии. Они обнаружили, что черный пигмент Air-Ink был таким же или даже лучше, чем тот, что использовала Pangaia. «В fashion-индустрии тратят много времени на синтетическую химию, используя много токсичных химикатов, чтобы получить такой чистый черный цвет», — говорит Паркес.
«В природе уже есть эти идеальные черные красители, так почему бы не использовать их вместо того, чтобы синтезировать что-то еще?», — отмечает главный директор по инновациям Pangaia Аманда Паркес.
Компания Pangaia известна тем, что использует в одежде экспериментальные экологичные материалы. Например, новый запатентованный наполнитель для пуховиков производится из полимера, получаемого из полевых цветов и кукурузы. Но новые материалы всегда непросто включить в цепочку поставок, отмечает Паркес. Дело даже не в том, что производителей нужно учить, как с ними обращаться, но в некоторых случаях нужно получить и одобрение правительства.
«Мы говорим о материале, который не имеет категории, потому что он такой новый, — говорит Паркес. — К счастью, у нас есть команда людей, которые имеют опыт работы с такими узкими местами регулирования».

В настоящее время Air-Ink вдвое дороже аналогичных черных красок, существующих на рынке, потому что Graviky вложила в его разработку так много денег. Но для такой компании, как Pangaia, этот материал дает возможность начать разговор о роли индустрии моды в загрязнении воздуха, и как она пытается справиться с проблемой. В дальнейшем компания планирует продолжать использовать красители Graviky и в других продуктах.
«Существует много терминов, связанных с изменением климата, которые очень сбивают с толку, — говорит Паркес. — Люди не до конца понимают разницу между углекислым газом и углеродными частицами, или что значит улавливание углерода. С запуском этого продукта у нас есть возможность поговорить об этом».
Конечная цель Шармы — снизить цену Air-Ink, чтобы они могли конкурировать с другими красителями. Он говорит, что это займет несколько лет, но он надеется, что со временем экологичность станет важным аргументом для бизнеса, который хочет снизить углеродный след.
«Это совершенно новый подход к улавливанию углерода, — говорит он. — Мы буквально извлекаем частицы углерода из атмосферы и продаем их потребителю».
Фото на обложке: Patty Chan / Shutterstock
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Искусство переговоров»
- 1 Кожа из кактусов и часы на солнечной батарее: курс на экологичность от fashion-брендов
- 2 Выпущен первый обзор ESG-трендов в России
- 3 Сервис по доставке одежды Capsula привлек $150 тысяч от топ-менеджеров Gett и Sports.ru
- 4 Ученые разрабатывают одежду, которая умеет генерировать электричество