Top.Mail.Ru
Истории

Что такое идеальная рабочая атмосфера?

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Анастасия Удальцова

Коллективный микроклимат — рабочая обстановка и отношения сотрудников компании между собой и руководством в процессе решения производственных задач.

Работа по созданию идеальной рабочей атмосферы повышает удовлетворенность персонала, снижает уровень стрессов, текучесть кадров и количество конфликтов, развивает эмпатию и навыки общения персонала и повышает производительность труда. 

В статье узнаете, какие принципы влияют на благоприятный рабочий климат и как создать комфортный климат на работе.

Что такое идеальная рабочая атмосфера?
  1. Истории

 

Факторы оценки рабочей атмосферы в коллективе

  • Ценности и нормы, принятые в компании. Часто это клиентоориентированность, командный подход, справедливое распределение задач, соблюдение субординации и взаимное уважение.
  • Стиль управления. Для современных компаний более приемлем демократический стиль общения, который позволяет эффективно взаимодействовать сотрудникам и руководству.
  • Межличностные коммуникации (оценивают уровень доверия, частоту дружеских контактов и конфликтных ситуаций).
  • Эмоциональный фон (психологический комфорт, возможность обратиться за помощью и свободно выражать свое мнение, уровень неформального общения).
  • Физические условия труда (соответствие СанПиН, достаточная освещенность, комфортная температура, удобство мебели, наличие качественного оборудования и зон отдыха).
  • Внешние факторы (влияние конкуренции, рыночной нестабильности и сокращений штата).
  • Вовлеченность, мотивация и личная заинтересованность в развитии компании.
  • Система поощрений и оплаты труда.
  • Корпоративная культура, частота и качество совместных мероприятий.

 


Принципы, влияющие на благоприятный рабочий микроклимат


 

Осознанность

Для руководства и персонала важно взаимно стремиться к развитию и достижению общих целей.

Менеджеры не только ставят понятные цели и готовят планы для сотрудников, но и предоставляют возможности для личностного и профессионального развития для каждого сотрудника.


Совет: превратите это в челлендж. Здесь рассказываем, как это сделать


В свою очередь, сотрудники осознают личную ответственность и вклад в дело компании.

Взаимодействие подразумевает наличие конструктивной обратной связи. Где открыто обсуждаются рабочие процессы, а критические замечания и предложения высказываются в уважительной форме.

То есть весь коллектив стремится к достижению общих целей в атмосфере уважения и всеобщей поддержки.

 

Высокий уровень культурной коммуникации

Общение в компании строится на доверии, эмпатии, открытости и честности.

Кроме того, персонал понимает, что любая мысль или предложение будут приняты в коллективе без негатива и неприятных критических замечаний.

При высокой культуре общения формируется здоровый микроклимат и эффективная команда.

 

Стандартизация рабочих процессов на предприятии

Все задачи должны быть понятные и достижимые для сотрудников в соответствии с целями и стандартами компании (с четким определением сроков выполнения и контроля).

Внедряется разумное распределение функций и ролей между специалистами.

Уделяется внимание порядку и чистоте рабочего пространства. Так как оптимально организованное рабочее место сокращает время выполнения задач и повышает комфортность их выполнения.

Важен и своевременный информационный обмен (общие папки с документами и рабочие чаты).

 

Справедливость, равноправие и одинаковые возможности для всей команды

Все решения принимаются ответственно, справедливо и прозрачно. То же касается распределения задач и начисления вознаграждений (с учетом индивидуальных способностей и заслуг).

Ценностные ориентиры компании затрагивают коммуникации, организацию деятельности и культуру компании. Они строятся на принципах уважения, достойной оплаты, инновациях и общих целях.

Если ценности организации близки сотрудникам, то они поддерживают общие нормы, правила и корпоративный дух. А также осознают коллективную ответственность и важность собственной деятельности, поддерживают дружественную атмосферу.

 


Этапы создания комфортного микроклимата


 

Анализ текущей ситуации

Для анализа рабочей атмосферы в первую очередь собирают данные.

Можно составить анонимные анкеты с открытыми вопросами, направленными на восприятие коллективных отношений, выявление тревожности и удовлетворенность деятельностью.

Например: 

  • «Считаете ли вы, что можете в любой момент обратиться к коллегам и руководству с предложениями или за помощью?».
  • «Насколько ваш коллектив сплоченный?».
  • «Как бы вы его охарактеризовали?».
  • «Что стоит улучшить на рабочем месте?».
  • «Что бы повысило коллективную и личную эффективность (по вашему мнению)?».

Также можно прибегнуть к групповым или индивидуальным беседам, чтобы дополнить информативную базу (после обработки анкет).

Кроме того, наблюдение за коллективом поможет сформировать окончательный образ команды и уровень общения в ней. При оценке всех полученных данных особое внимание обращают на схожие ответы у разных сотрудников.


Читайте также: Почти каждый пятый россиянин считает, что идеальная работа возможна только в известной компании


Например, большинство специалистов говорят о психологических барьерах в коммуникациях с руководством либо отмечают недостаточность неформального общения в коллективе.

При анализе обращают внимание и на сильные стороны команды. Например, персонал отмечает высокую эффективность при выполнении коллективных задач.

В итоге в аналитической части формируются конкретные проблемы и (после обсуждения с руководством) возможные пути их решения.

Этот этап воспринимают как стартовый и обязательно сохраняют полученные данные. В последующем это может пригодиться для отслеживания динамики.

 

Определение узких проблемных зон

В зависимости от специфики компании и полученных ответов, формируют несколько проблемных категорий.

Как правило, их связывают с:

  • внутриколлективными коммуникациями,
  • лидерством,
  • посильной нагрузкой,
  • профессиональной средой,
  • справедливым распределением задач,
  • вовлеченностью и уровнем взаимопомощи.

Определяют не только весь спектр выявленных проблем, но и их приоритетность для дальнейшего исправления.

Чтобы убедиться в правильности выводов, прибегают к групповым обсуждениям. Кроме уточнения, сотрудники на этом этапе могут высказывать мнение о ранее незаявленных трудностях, а также предлагать пути их решения.


Читайте также: Собрать фулл-хаус: создаем идеальную команду на основе групповой динамики


Несмотря на большой объем полученных данных (и на первом этапе, и на втором), фиксируют и структурируют полученные данные и предоставляют их в виде отчетов.

Это поможет в дальнейшей выработке стратегии и ее реализации.

 

План позитивных изменений

Определяются с глобальными целями и задачами, которые нужно разделить на более мелкие с указанием конкретных сроков и ответственных лиц.

К формированию задач привлекают представителей от коллектива или менеджеров.

Также важно собрать максимальное количество сотрудников и ознакомить их с итогами диагностики, озвучить задачи и выслушать предложения по улучшению рабочего микроклимата.


Создайте идеальное онлайн‑пространство для работы: один за всех и все за одного


Например, может быть принято решение о тренингах и семинарах по сплоченности команды, либо о совместных неформальных мероприятиях, это нужно, чтобы повысить уровень доверия в коллективе.

Для преодоления напряженности при общении с начальством можно в график компании добавить несколько совместных встреч, где поощряются сотрудники и приветствуются инновационные предложения.

  • Для использования «сильной» (коллективной) стороны команды индивидуальные задачи можно объединить в групповые проекты.
  • А для раскрытия индивидуального творческого потенциала (если это слабая сторона персонала) — тематические деловые игры.

Важно, чтобы весь коллектив понимал важность изменений и принимал активное участие в реализации намеченных задач.

Можно объявить, что любые предложения и мнения в ходе работы принимаются, обсуждаются и в случае необходимости будут применены.

 

Работа над изменениями

Для внедрения изменений нужно не только предоставить план для ознакомления, но и использовать внутренние чаты для решения повседневных задач, где можно делать рассылки, общаться и вносить актуальные предложения.

Чтобы преодолеть внутреннее сопротивление сотрудников, лучше начинать с небольших изменений и постепенно погружаться в процесс.


Читайте также: Дресс-код, штрафы и вопросы о детях — что еще отпугивает «зумеров» от трудоустройства


Например, это может быть внедрение утренних коллективных ритуалов. Или «экспериментальная» рабочая игра в небольшом подразделении, сотрудники которого могут поделиться в чате предприятия эмоциями и отметить эффективность метода для остального коллектива.

Руководство и «амбассадоры» изменений должны быть заинтересованы в позитивных переменах.

Выполняя краткосрочные задачи, получают обратную связь от участников, а также наблюдают за изменениями (личностными и коллективными).

Отмечают, какие методы оказались эффективными, а что не дает положительного результата. Обращают внимание и на психологический комфорт — что вызывает положительный отклик у специалистов, а что не внедряется из-за дискомфорта и неприятия.

Методики, которые приносят максимальную пользу и приветствуются в коллективе, можно внедрять в систему стандартов и принципов работы организации.

 

Мониторинговые действия

Для успешных измерений в ходе работы важно определиться с KPI (удовлетворенность персонала, производительность коллективных и личных проектов, количество спорных ситуаций и прочее).

Кроме того, для получения непрерывной обратной связи анкетирование можно проводить регулярно. Тогда возможно внесение корректировок в первоначальный план и в деятельность персонала.

Все позитивные изменения желательно обсуждать и показывать, насколько хорошо сотрудники потрудились и что изменения — это их огромная заслуга.

Такой подход поможет усилить мотивацию и улучшить психологический комфорт коллектива в повседневной работе, на тренингах и деловых играх.

 

Закрепление и улучшение полученных результатов

Лучшие практики и методики внедряют в повседневную работу и переводят ее в разряд рутинных полезных действий.

Например:

  • ежедневные утренние мотивирующие пятиминутки в общих чатах (где могут быть использованы приветствия и шутки),
  • собрание в конце недели (с подведением итогов и достижений), ежеквартальные сборы (корпоративные или спортивные мероприятия),
  • тренинги (для обновления профессиональных знаний и деловых умений).

 


Дополнительные инструменты влияния


 

Развитие эмпатии

Диагностика и тренинги на развитие эмоционального интеллекта крайне важны для командной работы и создания идеальной рабочей атмосферы.

Они помогают лучше понимать эмоции и трудности коллег и улучшают результаты команды.

 

Проведение регулярных форумов

Вся команда собирается и обсуждает проблемные вопросы, где каждый может поделиться опасениями и высказать недовольство.

Также на форумах обязательно презентуются новые идеи, которые принимаются с уважением и обсуждаются.

Если встречи проводятся в дружественной обстановке, то это способствует доверию в коллективе и дает возможность лучше узнать коллег.

 

Развитие наставничества

Более опытным сотрудникам предлагается взять «молодых напарников» для повседневной работы или для проектов в небольших группах.

Для наставников — это возможность усилить лидерские качества, а для новичков — почувствовать поддержку и увидеть перспективы.

В целом такой подход развивает мотивацию и вовлеченность.

 

Участие в нестандартных проектах

Если удается организовать проект, где представлены специалисты различных отделов, то это укрепляет связи внутри предприятия и обогащает знания персонала.

Если коллектив участвует в благотворительных проектах или занимается волонтерской деятельностью, то это способствует повышению самооценки сотрудников, удовлетворенности их деятельностью и добавляет личного жизненного смысла.

 

Поощрение инновационных подходов

При решении производственных задач пробуют различные современные принципы не только для улучшения результатов, но и для развития гибкости мышления команды и умения вовремя реагировать на меняющиеся условия.

 

Поддержание физического здоровья сотрудников

Вариантов улучшения здоровья для персонала множество.

Например, можно предложить абонементы в бассейны или тренажерные залы, пригласить в офис специалиста по йоге или растяжке, пересмотреть офисное меню на более здоровое.

Можно попросить самих сотрудников проявить инициативу и предложить варианты.

 

Использование интерактивных технологий

Любые онлайн-сервисы и приложения, которые могут обеспечить эффективное взаимодействие внутри команды улучшают рабочую атмосферу.

Идеальный микроклимат зависит от рабочего места, перспектив роста, признания в коллективе, корпоративного духа и множества других факторов.

Однако при правильной организации коллективного рабочего процесса повышается удовлетворенность как от индивидуальной работы, так и от достижений компании.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!