В торговом, складском, логистическом бизнесе сложно обойтись без присвоения артикулов товарам. Присутствие маркировки позволяет отслеживать продукцию и облегчает продажи на маркетплейсах. Что такое артикул, зачем он нужен и как создаются артикулы — читайте в материале.
Содержание
- Что называется артикулом товара
- Зачем товарам присваивать артикулы
- Что могут вносить в артикул
- Как правильно создаются артикулы товаров
- Как сформировать артикулы товаров для маркетплейса
- Инструменты для создания артикулов онлайн
Что называется артикулом товара
Артикул товара — это его уникальное обозначение. Чаще всего код состоит из символов, цифр и букв, которые нужны для идентификации следующих характеристик:
- материала, из которого изготовлен товар;
- страны производства;
- компании-изготовителя;
- типа, названия товара;
- года, месяца производства;
- сезонности для предметов обуви, одежды;
- размера изделия;
- модели;
- цвета;
- отметки места на складе;
- другой информации, которая нужна для маркировки продукции.
Такую кодировку можно присвоить материальным и нематериальным продуктам. Во втором случае артикул товара станет виртуальным.
В торговле и прочих видах бизнеса кодировкой пользуются не только для описания свойств. Артикулы на товары создают, чтобы заполнять расходные и транспортные документы и наносить на этикетки. С их помощью формируют карточки на маркетплейсе или в онлайн-магазине. Все созданные артикулы вносятся в базу данных, которой пользуются как справочником в учете.
Коды SKU
Для внутреннего пользования на складе, в магазинах можно создать артикулы товаров в виде Stock Keeping Unit, или SKU. В большинстве случаев они не предназначены для покупателей.
Эти артикулы состоят из перечисления общих свойств товаров или логистических кодов. Идентификаторы SKU полностью уникальны. Даже если в 2 коробках находятся товары с одинаковыми свойствами, то артикул у них совпасть не может.
Кроме идентификатора, в SKU включают штрихкод. Такой маркировкой пользуются на больших складах для ускорения приема и отгрузки товара. Маркетплейсы требуют присвоить артикул и нанести штрихкод на коробки до передачи продукции в распределительный центр.
Маркировки EAN и UPC
Артикулами European Article Number, или EAN, и Universal Product Code, или UPC, в большинстве случаев пользуются как цифровой интерпретацией штрихкодов. В них зашифрована страна производства и название изготовителя. Первым артикулом пользуются в основном в Европе, вторым — в США. По мере надобности эти идентификаторы применяют и другие государства в логистике.
Кто формирует SKU артикулы
На процедуру составления внутреннего артикула влияет тип предприятия, которое его формирует. Преимуществами составления артикула продавцом предприниматели считают:
- достоверность информации о свойствах продукта, поскольку изготовитель будет ее первоисточником;
- стандартизация процедуры генерации идентификаторов.
Точнее характеристики товаров отражаются в коде, созданном поставщиком. Он более информирован о требованиях рынка, поскольку находится рядом с торговыми предприятиями. Чаще всего его маркировка интегрирована с артикулами продавцов.
Коды номенклатуры, сгенерированные в магазине или торговой сети, наиболее адаптированы к требованиям покупателей. Продавцы лучше понимают нужды своей целевой аудитории и знают, какие запасы товаров на складе. Сформировать единый стандарт сложнее, если компании принадлежит несколько торговых точек. Для них понадобится разработать регламент составления артикулов.
Читайте по теме:
Как оформить статформу для маркетплейса
Что делать при недостаче или излишки товара при проведении инвентаризации
При хорошей координации производителя, поставщика и продавца можно составлять коды номенклатуры совместно. В этом случае учитываются аспекты и требования всех сторон.
Не имеет значения, кто принимал участие в составлении артикулов. Важно, чтобы они совпадали с требованиями и возможностям пользователя. Согласованность данных в идентификаторе влияет на эффективность управления учетом и перемещением товаров.
Зачем товарам присваивать артикулы
Маркировка товаров артикулами позволяет:
- Вести учет и управлять запасами. С помощью кодов отслеживается количество продукции, которая хранится на складе, упрощаются подсчет и сверка позиций для инвентаризации товаров. Заказчик через артикулы получает продукт такого цвета, размера и производителя, который ему нужен.
- Быстрее находить товары. Работники и клиенты складов, сетевых розничных и онлайн-магазинов пользуются внутренними артикулами при поиске нужной позиции.
- Улучшить клиентскую поддержку. Например, пользуясь артикулом товара, получится быстро обменять бракованное изделие.
- Управлять ценами и размером скидок. Для этого настраивают программное обеспечение так, что во время заказа снижение цены затрагивает только позиции с одинаковым артикулом.
- Собирать статистику спроса. С помощью анализа артикулов легче понять, сколько продано продукции одной или другой модели.
- Автоматизировать учет. Совместное нанесение артикулов и штрихкодов ускоряет идентификацию продавцами заказанных товаров.
Что могут вносить в артикул
Артикул будет выглядеть так, как его придумал продавец. Существуют 2 основных типа идентификаторов товара.
Простые цифровые коды
Эта группа состоит из простых артикулов:
- 001,
- 258456,
- 10000001.
Такой системой пользуются компании и ИП, у которых в продаже не более 10-15 товаров. Недостатком цифровых артикулов продавцы считают путаницу, которая возникает при расширении продуктовой линейки.
Сложные или составные артикулы
Во вторую группу входят артикулы, состоящие из букв, цифр, символов:
- 123/321;
- 258Кф;
- 456RA.
Их составляют в соответствии с принятыми в организации правилами. Понять артикулы, созданные по ним, посторонним людям нельзя.
Как правильно создаются артикулы товаров
Прежде чем создать артикул товара, надо изучить правила, по которым его составляют:
- Использовать в идентификаторе цифры и буквы. Длинную числовую маркировку часто путают с артикулами EAN и UPC.
- Не создавать идентификаторов короче 6 знаков. В этом случае его сложно перепутать с обозначением цены, веса или другого свойства товара.
- Описывать каждую характеристику минимальным количеством символов, но более 3. Например, голубой цвет обозначить как BLU, а женскую принадлежность обуви как FM, или female.
- Не ставить цифру «0» в начале артикула.
- Соблюдать логику грамматики — механические приборы маркировать буквой «M», электронные — литерой «E».
- Исключать из идентификатора пробелы, чтобы избежать ошибок при компьютерном считывании.
- Пользоваться дефисом для разделения характеристик.
- Избегать включения в артикул товара спецсимволов. Они сложно описываются словами и неверно интерпретируются компьютером.
- Исключать похожие знаки: 1 и I; 0 и O. Программа определит их правильно, но кладовщик или продавец может ошибиться.
- Пользоваться при маркировке товаров только заглавными буквами.
- Набирать артикул шрифтами Serif или Monospace с насечками на символах для лучшего восприятия «на глаз».
- Вести параллельно учет артикулов поставщиков и собственных. Маркировки не должны пересекаться.
- Создавать правила составления маркировки и знакомить с ними сотрудников. Размещать образцы разных шрифтов на корпоративном портале.
- Пользоваться буквами латинского алфавита.
Пошаговая инструкция по созданию артикулов
Алгоритм по созданию артикулов состоит из нескольких шагов. Сначала выбирают длину идентификатора. Чаще всего он состоит из 4-12 знаков. Каждому из них соответствует какое-то свойство товара. Если у характеристики более 10 вариантов, то лучше зашифровать ее буквами.
Составляя код номенклатуры, надо учитывать, что ассортимент может расшириться. Поэтому лучше сразу сделать артикул длиннее. В этом случае стоит разделить идентификатор для похожих товаров дефисом после стандартной маркировки.
На следующем этапе определяют главные свойства, которые предстоит закодировать. Каждому из них отводят 1-2 символа. При небольшом количестве особенностей каждую можно зашифровать 3 знаками. Чаще всего в маркировку включают такое количество символов:
- 2 или 3 для обозначения страны производства. Например, Россию шифруют буквами (RU) или цифрами (643) по международному стандарту ISO3166-1.
- Более 2 в названии производителя. Количество зависит от предпочтения продавца. Например, Xiaomi обозначают как XIO или XM, Samsung — SAM или SM.
- По выбору поставщика для обозначения категории продукта. Здесь лучше пользоваться буквенным кодом, который более понятен.
- 1-3 знака при шифровке модели изделия. Часто пользуются первыми буквами от ее названия.
- 1 символ для кодирования гендерной принадлежности. Чаще ее обозначают как M для мужчин, W или F для женщин.
- 1 буква для ввода в номенклатуру материалов, из которых изготовлен продукт. Кожу означает литера L, хлопок — C, шелк — S.
- 1 или 2 последних цифры года, когда выпущен товар.
- 2 или 3 буквы для кодировки цвета. Это может быть BL или BLK для черного, YE или YEL для желтого.
- 2 цифры или английские буквы для обозначения размера. S — маленький, M — средний, L — большой.
Кроме перечисленных, в код номенклатуры можно включать и другие характеристики товара. В бухгалтерских программах имеются встроенные генераторы артикулов. Подготовленный пользователь в правильно настроенном приложении быстро создаст идентификатор при наличии информации.
На третьем этапе приступают к созданию кода номенклатуры. Чтобы продавец, кладовщик или покупатель мог точно определить, где на упаковке находится артикул, а не случайный номер, нужно разработать единый регламент присвоения идентификатора. Нельзя в одном месте обозначить черный цвет буквами BL, а в другом — BLK. Это внесет путаницу в учете. Чтобы не создавать проблем, можно составить шаблон кодов и сокращений по каждой характеристике.
Читайте по теме:
Как провести инвентаризацию в организации
На какие товары нужны сертификаты качества продукции и как их оформить
Стандартизация артикулов приводит к облегчению отслеживания всех позиций товаров. Если их не много, то допустимо пользоваться нерегламентируемыми артикулами, в основе которых будет наименование модели.
На четвертом этапе переходят к формированию артикула. Его проводят по стандартным таблицам в последовательности, которую выбирает составитель. Такой способ помогает сотрудникам предприятия быстрее расшифровать идентификатор и найти нужный товар. Облегчить работу в большинстве программ для электронной коммерции можно с помощью встроенных генераторов кодов номенклатуры.
Как сформировать артикулы товаров для маркетплейса
Если предприниматель продает на маркетплейсе товар, который изготовлен другой компанией и уже имеет идентификатор поставщика, то придумывать артикул заново не обязательно. Вносить изменения в маркировку можно на свое усмотрение. Например, если в ней не указано место производства или тип товарной группы.
Создавая идентификатор для товаров, выпущенных самим предпринимателем, нужно:
- Выделить параметры, которые будут отражаться в артикуле. В него обязательно включают минимальный набор атрибутов: название, размер, цвет.
- Придумать способ шифровки товаров. Например, обувь можно обозначить SHO — shoes, брюки TRO — trousers.
- Записать все компоненты артикула.
- Запустить программу-генератор кодов товара или скомбинировать идентификатор вручную.
Чтобы создать код товара в своем магазине на Wildberries нужно:
- Войти в свой профиль на портале маркетплейса.
- Открыть меню товаров.
- Кликнуть по строке создания карточки.
- Заполнить поля основными характеристиками товара: наименованием, брендом, страной производства, размером, цветом, составом, комплектацией и т.д.
- Дополнить свойства кратким описанием продукта и ключевыми словами для облегчения поиска покупателями.
- Сохранить составленную карточку товара.
Далее генератор маркетплейса автоматически составит артикул и внесет его в базу данных.
Создать идентификатор к товарам для продажи на площадке Ozon можно по такой схеме:
- Открыть «Личный кабинет».
- Перейти в раздел товаров.
- Кликнуть по полю добавления.
- Заполнить пустые поля основными характеристиками товара.
- Сохранить введенные данные.
Затем платформа сгенерирует Ozon ID и внесет его в карточку продавца.
Рассмотрим порядок действий по маркировке продукции в магазине на «Яндекс Маркете»:
- Войти в свой аккаунт на маркетплейсе.
- Открыть раздел с товарами.
- Перейти к характеристикам.
- Заполнить поля с основными свойствами.
- Сохранить введенную информацию
Созданный артикул будет присвоен товару и появится в его карточке.
Инструменты для создания артикулов онлайн
Автоматически генерировать артикулы можно в программе 1С следующих конфигураций:
- «Управление торговлей»;
- «Розница»;
- «Бухгалтерия предприятия».
Среди доступных функций чаще всего работники пользуются:
- формированием нового кода номенклатуры товара;
- изменением текущего артикула;
- удалением идентификаторов по одному или целой группой;
- отбором товаров по артикулам.
Zoho Inventory
Следующий инструмент для создания кода товара — Zoho Inventory. Сформировать артикул можно по следующему алгоритму:
- Создать запрос в браузере на поиск страницы портала Zoho Inventory.
- Перейти по ссылке.
- Дождаться перевода страницы.
- Определить количество символов.
- Выбрать знак разделения.
- Ввести название товара и его атрибуты, например — цвет, материал и размер.
- Нажать на кнопку добавления, чтобы запустить генерацию кода и очистить поля.
- Кликнуть по полю добавления и сохранения для старта процедуры составления артикула и запоминания его для последующего редактирования.
- Щелкнуть по кнопке экспорта в формате CSV для переноса сгенерированного идентификатора.
Преимуществами программы Zoho Inventory пользователи называют:
- согласованность формата при разработке артикула;
- малую вероятность сбоя;
- интуитивно понятный интерфейс.
Best SKU Generator
Пользоваться генератором артикулов Best SKU Generator, созданным компанией eComBusinessHubg, надо так:
- Найти через поисковую строку браузера страницу программы.
- Выбрать количество знаков, из которых будет состоять код номенклатуры.
- Отметить типы разделителей.
- Ввести наименование продукта.
- Заполнить поля с характеристиками товаров.
- Сохранить код или сбросить его для исправления.
Преимуществами работы с генератором Best SKU Generator предприниматели называют:
- простой интерфейс программы;
- встроенную базу знаний для правильного составления идентификатора;
- быстрое исправление кода.
Существуют другие генераторы артикулов, работающие самостоятельно или встроенные в другое программное обеспечение:
- Auto-SKU Generator;
- Trade Gecko;
- Online SKU Generator;
- SKU Labs;
- Free SKU Generator.
У них почти одинаковый принцип составления кода номенклатуры товара, удобный для пользователей. Ведущие российские маркетплейсы имеют собственные встроенные ресурсы для автоматического составления артикула.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Собственник бизнеса — кто такой и что входит в его обязанности
- 2 Cтейкхолдеры и как управлять отношениями с ними
- 3 5 ошибок, которые мешают компании работать на пике возможностей
- 4 Почему подчиненные не выполняют требования и как заставить их это делать
- 5 Латеральное мышление в бизнесе: ключ к инновациям и решению сложных задач
ВОЗМОЖНОСТИ
14 октября 2024
14 октября 2024
14 октября 2024