Top.Mail.Ru
Истории

Как создать и присвоить артикул товару: пошаговое руководство

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

В торговом, складском, логистическом бизнесе сложно обойтись без присвоения артикулов товарам. Присутствие маркировки позволяет отслеживать продукцию и облегчает продажи на маркетплейсах. Что такое артикул, зачем он нужен и как создаются артикулы — читайте в материале.

Как создать и присвоить артикул товару: пошаговое руководство
  1. Истории

Содержание

Что называется артикулом товара

Артикул товара — это его уникальное обозначение. Чаще всего код состоит из символов, цифр и букв, которые нужны для идентификации следующих характеристик:

  • материала, из которого изготовлен товар;
  • страны производства;
  • компании-изготовителя;
  • типа, названия товара;
  • года, месяца производства;
  • сезонности для предметов обуви, одежды;
  • размера изделия;
  • модели;
  • цвета;
  • отметки места на складе;
  • другой информации, которая нужна для маркировки продукции.

Такую кодировку можно присвоить материальным и нематериальным продуктам. Во втором случае артикул товара станет виртуальным.

В торговле и прочих видах бизнеса кодировкой пользуются не только для описания свойств. Артикулы на товары создают, чтобы заполнять расходные и транспортные документы и наносить на этикетки. С их помощью формируют карточки на маркетплейсе или в онлайн-магазине. Все созданные артикулы вносятся в базу данных, которой пользуются как справочником в учете.

Коды SKU

Для внутреннего пользования на складе, в магазинах можно создать артикулы товаров в виде Stock Keeping Unit, или SKU. В большинстве случаев они не предназначены для покупателей.

Как и на какие маркетплейсы лучше зайти, чтобы не прогореть, а заработать? Выбери подходящее обучение в каталоге курсов по маркетплейсам.

Эти артикулы состоят из перечисления общих свойств товаров или логистических кодов. Идентификаторы SKU полностью уникальны. Даже если в 2 коробках находятся товары с одинаковыми свойствами, то артикул у них совпасть не может.

Кроме идентификатора, в SKU включают штрихкод. Такой маркировкой пользуются на больших складах для ускорения приема и отгрузки товара. Маркетплейсы требуют присвоить артикул и нанести штрихкод на коробки до передачи продукции в распределительный центр.

Маркировки EAN и UPC

Артикулами European Article Number, или EAN, и Universal Product Code, или UPC, в большинстве случаев пользуются как цифровой интерпретацией штрихкодов. В них зашифрована страна производства и название изготовителя. Первым артикулом пользуются в основном в Европе, вторым — в США. По мере надобности эти идентификаторы применяют и другие государства в логистике.

Кто формирует SKU артикулы

На процедуру составления внутреннего артикула влияет тип предприятия, которое его формирует. Преимуществами составления артикула продавцом предприниматели считают:

  • достоверность информации о свойствах продукта, поскольку изготовитель будет ее первоисточником;
  • стандартизация процедуры генерации идентификаторов.

Точнее характеристики товаров отражаются в коде, созданном поставщиком. Он более информирован о требованиях рынка, поскольку находится рядом с торговыми предприятиями. Чаще всего его маркировка интегрирована с артикулами продавцов.

Коды номенклатуры, сгенерированные в магазине или торговой сети, наиболее адаптированы к требованиям покупателей. Продавцы лучше понимают нужды своей целевой аудитории и знают, какие запасы товаров на складе. Сформировать единый стандарт сложнее, если компании принадлежит несколько торговых точек. Для них понадобится разработать регламент составления артикулов.


Читайте по теме:

Как оформить статформу для маркетплейса

Что делать при недостаче или излишки товара при проведении инвентаризации


При хорошей координации производителя, поставщика и продавца можно составлять коды номенклатуры совместно. В этом случае учитываются аспекты и требования всех сторон.

Не имеет значения, кто принимал участие в составлении артикулов. Важно, чтобы они совпадали с требованиями и возможностям пользователя. Согласованность данных в идентификаторе влияет на эффективность управления учетом и перемещением товаров.

Зачем товарам присваивать артикулы

Маркировка товаров артикулами позволяет:

  1. Вести учет и управлять запасами. С помощью кодов отслеживается количество продукции, которая хранится на складе, упрощаются подсчет и сверка позиций для инвентаризации товаров. Заказчик через артикулы получает продукт такого цвета, размера и производителя, который ему нужен.
  2. Быстрее находить товары. Работники и клиенты складов, сетевых розничных и онлайн-магазинов пользуются внутренними артикулами при поиске нужной позиции.
  3. Улучшить клиентскую поддержку. Например, пользуясь артикулом товара, получится быстро обменять бракованное изделие.
  4. Управлять ценами и размером скидок. Для этого настраивают программное обеспечение так, что во время заказа снижение цены затрагивает только позиции с одинаковым артикулом.
  5. Собирать статистику спроса. С помощью анализа артикулов легче понять, сколько продано продукции одной или другой модели.
  6. Автоматизировать учет. Совместное нанесение артикулов и штрихкодов ускоряет идентификацию продавцами заказанных товаров.

Что могут вносить в артикул

Артикул будет выглядеть так, как его придумал продавец. Существуют 2 основных типа идентификаторов товара.

Простые цифровые коды

Эта группа состоит из простых артикулов:

  • 001,
  • 258456,
  • 10000001.

Такой системой пользуются компании и ИП, у которых в продаже не более 10-15 товаров. Недостатком цифровых артикулов продавцы считают путаницу, которая возникает при расширении продуктовой линейки.

Сложные или составные артикулы

Во вторую группу входят артикулы, состоящие из букв, цифр, символов:

  • 123/321;
  • 258Кф;
  • 456RA.

Их составляют в соответствии с принятыми в организации правилами. Понять артикулы, созданные по ним, посторонним людям нельзя.

Как правильно создаются артикулы товаров

Прежде чем создать артикул товара, надо изучить правила, по которым его составляют:

  1. Использовать в идентификаторе цифры и буквы. Длинную числовую маркировку часто путают с артикулами EAN и UPC.
  2. Не создавать идентификаторов короче 6 знаков. В этом случае его сложно перепутать с обозначением цены, веса или другого свойства товара.
  3. Описывать каждую характеристику минимальным количеством символов, но более 3. Например, голубой цвет обозначить как BLU, а женскую принадлежность обуви как FM, или female.
  4. Не ставить цифру «0» в начале артикула.
  5. Соблюдать логику грамматики — механические приборы маркировать буквой «M», электронные — литерой «E».
  6. Исключать из идентификатора пробелы, чтобы избежать ошибок при компьютерном считывании.
  7. Пользоваться дефисом для разделения характеристик.
  8. Избегать включения в артикул товара спецсимволов. Они сложно описываются словами и неверно интерпретируются компьютером.
  9. Исключать похожие знаки: 1 и I; 0 и O. Программа определит их правильно, но кладовщик или продавец может ошибиться.
  10. Пользоваться при маркировке товаров только заглавными буквами.
  11. Набирать артикул шрифтами Serif или Monospace с насечками на символах для лучшего восприятия «на глаз».
  12. Вести параллельно учет артикулов поставщиков и собственных. Маркировки не должны пересекаться.
  13. Создавать правила составления маркировки и знакомить с ними сотрудников. Размещать образцы разных шрифтов на корпоративном портале.
  14. Пользоваться буквами латинского алфавита.

Пошаговая инструкция по созданию артикулов

Алгоритм по созданию артикулов состоит из нескольких шагов. Сначала выбирают длину идентификатора. Чаще всего он состоит из 4-12 знаков. Каждому из них соответствует какое-то свойство товара. Если у характеристики более 10 вариантов, то лучше зашифровать ее буквами.

Составляя код номенклатуры, надо учитывать, что ассортимент может расшириться. Поэтому лучше сразу сделать артикул длиннее. В этом случае стоит разделить идентификатор для похожих товаров дефисом после стандартной маркировки.

На следующем этапе определяют главные свойства, которые предстоит закодировать. Каждому из них отводят 1-2 символа. При небольшом количестве особенностей каждую можно зашифровать 3 знаками. Чаще всего в маркировку включают такое количество символов:

  1. 2 или 3 для обозначения страны производства. Например, Россию шифруют буквами (RU) или цифрами (643) по международному стандарту ISO3166-1.
  2. Более 2 в названии производителя. Количество зависит от предпочтения продавца. Например, Xiaomi обозначают как XIO или XM, Samsung — SAM или SM.
  3. По выбору поставщика для обозначения категории продукта. Здесь лучше пользоваться буквенным кодом, который более понятен.
  4. 1-3 знака при шифровке модели изделия. Часто пользуются первыми буквами от ее названия.
  5. 1 символ для кодирования гендерной принадлежности. Чаще ее обозначают как M для мужчин, W или F для женщин.
  6. 1 буква для ввода в номенклатуру материалов, из которых изготовлен продукт. Кожу означает литера L, хлопок — C, шелк — S.
  7. 1 или 2 последних цифры года, когда выпущен товар.
  8. 2 или 3 буквы для кодировки цвета. Это может быть BL или BLK для черного, YE или YEL для желтого.
  9. 2 цифры или английские буквы для обозначения размера. S — маленький, M — средний, L — большой.

Кроме перечисленных, в код номенклатуры можно включать и другие характеристики товара. В бухгалтерских программах имеются встроенные генераторы артикулов. Подготовленный пользователь в правильно настроенном приложении быстро создаст идентификатор при наличии информации.

На третьем этапе приступают к созданию кода номенклатуры. Чтобы продавец, кладовщик или покупатель мог точно определить, где на упаковке находится артикул, а не случайный номер, нужно разработать единый регламент присвоения идентификатора. Нельзя в одном месте обозначить черный цвет буквами BL, а в другом — BLK. Это внесет путаницу в учете. Чтобы не создавать проблем, можно составить шаблон кодов и сокращений по каждой характеристике.


Читайте по теме:

Как провести инвентаризацию в организации

На какие товары нужны сертификаты качества продукции и как их оформить


Стандартизация артикулов приводит к облегчению отслеживания всех позиций товаров. Если их не много, то допустимо пользоваться нерегламентируемыми артикулами, в основе которых будет наименование модели.

На четвертом этапе переходят к формированию артикула. Его проводят по стандартным таблицам в последовательности, которую выбирает составитель. Такой способ помогает сотрудникам предприятия быстрее расшифровать идентификатор и найти нужный товар. Облегчить работу в большинстве программ для электронной коммерции можно с помощью встроенных генераторов кодов номенклатуры.

Как сформировать артикулы товаров для маркетплейса

Если предприниматель продает на маркетплейсе товар, который изготовлен другой компанией и уже имеет идентификатор поставщика, то придумывать артикул заново не обязательно. Вносить изменения в маркировку можно на свое усмотрение. Например, если в ней не указано место производства или тип товарной группы.

Создавая идентификатор для товаров, выпущенных самим предпринимателем, нужно:

  1. Выделить параметры, которые будут отражаться в артикуле. В него обязательно включают минимальный набор атрибутов: название, размер, цвет.
  2. Придумать способ шифровки товаров. Например, обувь можно обозначить SHO — shoes, брюки TRO — trousers.
  3. Записать все компоненты артикула.
  4. Запустить программу-генератор кодов товара или скомбинировать идентификатор вручную.

Чтобы создать код товара в своем магазине на Wildberries нужно:

  1. Войти в свой профиль на портале маркетплейса.
  2. Открыть меню товаров.
  3. Кликнуть по строке создания карточки.
  4. Заполнить поля основными характеристиками товара: наименованием, брендом, страной производства, размером, цветом, составом, комплектацией и т.д.
  5. Дополнить свойства кратким описанием продукта и ключевыми словами для облегчения поиска покупателями.
  6. Сохранить составленную карточку товара.

Далее генератор маркетплейса автоматически составит артикул и внесет его в базу данных.

Создать идентификатор к товарам для продажи на площадке Ozon можно по такой схеме:

  1. Открыть «Личный кабинет».
  2. Перейти в раздел товаров.
  3. Кликнуть по полю добавления.
  4. Заполнить пустые поля основными характеристиками товара.
  5. Сохранить введенные данные.

Затем платформа сгенерирует Ozon ID и внесет его в карточку продавца.

Рассмотрим порядок действий по маркировке продукции в магазине на «Яндекс Маркете»:

  1. Войти в свой аккаунт на маркетплейсе.
  2. Открыть раздел с товарами.
  3. Перейти к характеристикам.
  4. Заполнить поля с основными свойствами.
  5. Сохранить введенную информацию

Созданный артикул будет присвоен товару и появится в его карточке.

Инструменты для создания артикулов онлайн

Автоматически генерировать артикулы можно в программе 1С следующих конфигураций:

  • «Управление торговлей»;
  • «Розница»;
  • «Бухгалтерия предприятия».

Среди доступных функций чаще всего работники пользуются:

  • формированием нового кода номенклатуры товара;
  • изменением текущего артикула;
  • удалением идентификаторов по одному или целой группой;
  • отбором товаров по артикулам.

Zoho Inventory

Следующий инструмент для создания кода товара — Zoho Inventory. Сформировать артикул можно по следующему алгоритму:

  1. Создать запрос в браузере на поиск страницы портала Zoho Inventory.
  2. Перейти по ссылке.
  3. Дождаться перевода страницы.
  4. Определить количество символов.
  5. Выбрать знак разделения.
  6. Ввести название товара и его атрибуты, например — цвет, материал и размер.
  7. Нажать на кнопку добавления, чтобы запустить генерацию кода и очистить поля.
  8. Кликнуть по полю добавления и сохранения для старта процедуры составления артикула и запоминания его для последующего редактирования.
  9. Щелкнуть по кнопке экспорта в формате CSV для переноса сгенерированного идентификатора.

Преимуществами программы Zoho Inventory пользователи называют:

  • согласованность формата при разработке артикула;
  • малую вероятность сбоя;
  • интуитивно понятный интерфейс.

Best SKU Generator

Пользоваться генератором артикулов Best SKU Generator, созданным компанией eComBusinessHubg, надо так:

  1. Найти через поисковую строку браузера страницу программы.
  2. Выбрать количество знаков, из которых будет состоять код номенклатуры.
  3. Отметить типы разделителей.
  4. Ввести наименование продукта.
  5. Заполнить поля с характеристиками товаров.
  6. Сохранить код или сбросить его для исправления.

Преимуществами работы с генератором Best SKU Generator предприниматели называют:

  • простой интерфейс программы;
  • встроенную базу знаний для правильного составления идентификатора;
  • быстрое исправление кода.

Существуют другие генераторы артикулов, работающие самостоятельно или встроенные в другое программное обеспечение:

  • Auto-SKU Generator;
  • Trade Gecko;
  • Online SKU Generator;
  • SKU Labs;
  • Free SKU Generator.

У них почти одинаковый принцип составления кода номенклатуры товара, удобный для пользователей. Ведущие российские маркетплейсы имеют собственные встроенные ресурсы для автоматического составления артикула.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Собственник бизнеса — кто такой и что входит в его обязанности
  2. 2 Cтейкхолдеры и как управлять отношениями с ними
  3. 3 5 ошибок, которые мешают компании работать на пике возможностей
  4. 4 Почему подчиненные не выполняют требования и как заставить их это делать
  5. 5 Латеральное мышление в бизнесе: ключ к инновациям и решению сложных задач
7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться

ВОЗМОЖНОСТИ

14 октября 2024

14 октября 2024