Top.Mail.Ru
Истории

Как продлить ЭЦП в 2024 году

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Многим руководителям, ответственным сотрудникам, физическим и юридическим лицам предоставлено право подписывать документы электронно-цифровой подписью (ЭЦП) удаленно. В статье узнаете, как продлить ЭЦП и какой у нее срок действия.

Как продлить ЭЦП в 2024 году
  1. Истории

Содержание:

 

Срок действия цифровой подписи

ЭЦП представляет собой аналог личной подписи на бумаге. Она состоит из уникального сгенерированного набора цифр (токена), собранного в один файл.

Существует 3 типа электронных подписей:

  1. Простая, в виде логина, пароля, СМС.
  2. Усиленная неквалифицированная, формируемая в налоговой или аккредитованном удостоверяющем центре (АУЦ).
  3. Усиленная квалифицированная, выпускаемая кроме ранее перечисленных организаций Банком России.

Квалифицированными ЭЦП руководители компаний и уполномоченные сотрудники подписывают договоры, отчеты, заявки на участие в торгах и другие документы, которые передаются онлайн. У каждой цифровой подписи существует срок действия, по истечении которого ее надо продлить. ЭЦП, выданные в налоговой или аккредитованном центре руководителю юридического лица, работают в течение 15 месяцев. В остальных случаях электронная подпись действительна 1 год.

 

Проверка срока действия

Чтобы продлить ЭЦП вовремя, надо проверить, когда истекает срок ее годности. Сделать это можно через программу «КриптоПро CSP».

Не знаешь, с чего начать бизнес? Всё о первых шагах в своём деле рассказываем на платформе «Курс».

Порядок действий таков:

  1. Запустить утилиту.
  2. Открыть раздел сервиса.
  3. Кликнуть по кнопке просмотра.
  4. Нажать на поле обзора.
  5. Навести курсор на нужный цифровой контейнер.
  6. Щелкнуть по кнопке «OK».
  7. Посмотреть срок действия цифровой подписи.

Для проверки сертификата ЭЦП, записанного на носителе «Рутокен S\Lite\ЭЦП 3.0», надо сделать следующее:

  1. Запустить управляющую программу.
  2. Перейти к панели управления.
  3. Выбрать вкладку сертификатов.
  4. Посмотреть дату окончания срока действия электронной подписи.

 

Причины досрочного прекращения действия цифровой подписи

Электронная подпись может стать недействительной до окончания срока своего действия.

Удостоверяющий центр вправе аннулировать ее досрочно в связи с:

  • отличием фактического владельца ЭЦП от зарегистрированного;
  • прекращением деятельности АУЦ;
  • вступлением в силу решения суда о прекращении действия цифровой подписи;
  • содержанием ключа ЭЦП в другом сертификате.

Владелец ЭЦП может отозвать ее сертификат, если:

  • он лишился полномочий или уволен;
  • юридическое лицо ликвидировано;
  • изменились персональные данные владельца;
  • носитель сертификата утерян, похищен или пришел в негодность.

Продлить сертификат электронной подписи в таких случаях нельзя. Это правило следует из положения о соответствии единственного токена одному сертификату.

 

Уведомление об окончании периода действия ЭЦП

О том, что электронную подпись пора продлить, владельцу становится известно заранее. Сначала (за месяц до окончания срока действия) налоговая или авторизованный центр оповещают его онлайн по электронной почте. Следующие письма на email приходят за 2 и 1 неделю до прекращения работоспособности цифрового сертификата.


Читайте по теме:

Электронная цифровая подпись (ЭЦП или ЭП): что это такое и для чего она нужна

ЭЦП от А до Я: как предпринимателю выбрать электронную подпись


Информация об окончании срока действия дублируется через СМС. Первое сообщение приходит за месяц до завершения периода работоспособности, а второе — за неделю. Все уведомления для пользователя ЭЦП бесплатны.

 

На какой срок можно продлить ЭЦП

Для руководителей и ответственных сотрудников это 15 месяцев, для остальных — 1 год. Период действия нового сертификата начинается с момента получения сообщения о продлении из ФНС или удостоверяющего центра.

 

Куда обращаться для продления ЭЦП

Готовиться к продлению электронно-цифровой подписи надо заранее. Если начать пролонгацию в последний момент, можно опоздать из-за непредвиденных обстоятельств.

В первую очередь проверяют:

  • актуальность версии специального криптографического программного обеспечения («КриптоПро CSP»);
  • работоспособность ключа цифрового сертификата;
  • правильность персональных данных владельца цифровой подписи, адреса и названия организации и т.п.

Если проверка пройдена, за 15-20 дней подают запрос онлайн в налоговую или удостоверяющий центр о пролонгации ЭЦП.

К заявке прикладывают сканы:

  • свидетельства о регистрации юридического лица или ИП;
  • СНИЛС;
  • выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • паспорта;
  • приказа о назначении руководителя компании.

Оформляют продление срока действия в налоговой или аккредитованном удостоверяющем центре.

 

Пролонгация в ФНС

Уведомление о скором окончании срока работоспособности цифровой подписи из налоговой приходит на электронный адрес пользователя за 2 недели до окончания срока.

Пролонгировать ее можно онлайн по такому алгоритму:

  1. Вставить носитель сертификата цифровой подписи в разъем персонального компьютера.
  2. Авторизоваться в «Личном кабинете» на портале ФНС.
  3. Войти в сервис перевыпуска ЭЦП.
  4. Заполнить форму заявления в новом окне.
  5. Проверить информацию, занесенную в бланк автоматически.
  6. Поставить действующую электронную подпись.
  7. Отправить запрос на пролонгацию.

Токен новой ЭЦП запишется на тот же носитель. Сертификат будет действовать 15 дней.

Срок действия цифровой подписи руководитель компании может продлить во время посещения налоговой. Ему надо взять с собой паспорт, СНИЛС и носитель ЭЦП. Сотрудник ФНС обновит ЭЦП и запишет новый сертификат за 2-5 минут.

 

Продление в уполномоченном центре

Для пролонгации цифровой подписи можно обратиться в авторизованный удостоверяющий центр.


Читайте по теме:

Электронный документооборот: что это и какие документы нельзя переводить

Что такое Госключ и как с его помощью подписывать документы


Порядок действий:

  1. Вставить носитель сертификата в разъем ПК.
  2. Найти через поисковую строку браузера портал АУЦ.
  3. Щелкнуть по полю авторизации.
  4. Ввести имя пользователя и пароль.
  5. Указать путь к ключу для аутентификации.
  6. Перейти в раздел услуг.
  7. Выбрать меню продления электронной подписи.
  8. Заполнить бланк заявки, указав название организации или фамилию ИП.
  9. Проверить введенную информацию.
  10. Отправить запрос на обновление цифровой подписи.
  11. Дождаться уведомления о принятии заявки.

На обработку данных и обновление сертификата понадобится 2-3 дня. Состояние запроса можно отследить по идентификационному трекеру. Если пользователь ввел правильную информацию и на его счете достаточно денег для оплаты услуг удостоверяющего центра, он получит сообщение об обновлении цифровой подписи и ссылку на скачивание нового сертификата.

 

Продление через банк

Пролонгировать электронную подпись можно через банк, в котором у организации находится расчетный счет.

Примерная инструкция по продлению ЭЦП такова:

  1. Открыть приложение банка.
  2. Авторизоваться в своем профиле.
  3. Открыть меню сервиса, электронных услуг или бухгалтерии (в зависимости от банка).
  4. Создать заявку на отзыв старого токена и выпуск нового.
  5. Заполнить бланк запроса на пролонгацию электронной подписи.
  6. Проверить правильность внесенной информации.
  7. Получить уведомление о принятии запроса.

Сведения проверяются банковской системой по государственным базам данных в течение 2-3 дней. После выпуска нового сертификата надо получить уведомление и записать его на носитель.

Если владелец электронно-цифровой подписи не является клиентом банка, он должен приехать в офис банка, чтобы продлить ЭЦП. С собой ему надо взять паспорт и документ, подтверждающий его полномочия. Услуга перевыпуска цифровой подписи в банке платная. Тарифы на услугу в финансовых организация разные.

 

Как зарегистрировать новую ЭЦП в ЕИС

Чтобы поставщики и заказчики могли удостовериться в подлинности электронно-цифровой подписи, информацию об обновлении надо внести в Единую информационную систему закупок (ЕИС).

Инструкция по регистрации новой подписи состоит из следующих шагов:

  1. Открыть портал.
  2. Кликнуть по кнопке доступа в учетную запись.
  3. Авторизоваться в аккаунте с помощью логина и пароля.
  4. Кликнуть по полю продолжения работы.
  5. Удостоверить сертификат цифровой подписи.
  6. Внести в открывшуюся форму тип участника, данные юридического лица, сведения об уполномоченных сотрудниках для обращения к системе.
  7. Отправить документ.
  8. Прочитать сообщение в профиле о прохождении проверки цифровой подписи на подлинность.

Если понадобилось обновление действующей ЭЦП, надо выполнить такие действия:

  1. Авторизоваться в аккаунте на ЕИС.
  2. Выбрать опцию загрузки токена.
  3. Указать путь к нему — в реестре компьютера или через съемный носитель.
  4. Подтвердить действия.
  5. Сохранить результат.
  6. Проверить работоспособность обновленной электронной подписи.

Если вовремя не подтвердить пролонгацию ЭЦП, система не допустит пользователя к торгам, то есть он не сможет оставить заявку на тендер.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Чем субвенция отличается от субсидии и дотации
  2. 2 Аннуитетные и дифференцированные платежи
  3. 3 Что такое кейнсианство: основные идеи и принципы
  4. 4 Что такое эндаумент-фонд и как работает
  5. 5 Рецессия в экономике: понятие, виды и причины
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!

ВОЗМОЖНОСТИ

12 октября 2024

14 октября 2024

14 октября 2024