Постепенно государственные и коммерческие организации переходят на электронный документооборот. Распечатка и заполнение и отправка бумаг по почте уходят в прошлое. Однако не все документы подлежат переносу в ЭДО. В статье узнаете, как подключить электронный документооборот и какие документы не подлежат переносу в ЭДО.
Содержание
- Что такое ЭДО
- Как подключить электронный документооборот
- Какие документы можно переносить в ЭДО
- Какие документы не подлежат переносу в ЭДО
Что такое ЭДО
Процесс составления и обмена бумагами по защищенным каналам через интернет называется электронным документооборотом.
Каждый документ в ЭДО обладает юридической силой. Ее бумаге дает электронно-цифровая подпись (ЭЦП).
Алгоритм ЭДО работы таков:
- Организация составляет документ.
- Руководитель или уполномоченное лицо его подписывают.
- Документ пересылают в другую компанию.
- Ее директор или уполномоченный сотрудник визирует бумагу.
- Ее отправляют обратно.
В отличие от традиционного делопроизводства, в ЭДО доставка документов работает через интернет, а вместо личной подписи действует цифровая.
Существует 3 вида ЭЦП:
- Простая в виде СМС и работающая в ограниченных условиях.
- Усиленная неквалифицированная, ее можно получить в удостоверяющих центрах. Подходит для подписи большинства бумаг.
- Усиленная квалифицированная, с максимальной степенью защиты, которая создана особыми криптографическими программами.
В зависимости от сферы правовых отношений электронный документооборот бывает:
- Внутренним, между персоналом и подразделениями компании. Он может работать с помощью простой ЭЦП.
- Внешним, включающим пересылку документов контрагентам, заказчикам и другим деловым партнерам. В этом случае нужна усиленная цифровая подпись.
Выделяют также электронное делопроизводство, связанное с государственными органами. Оно помогает быстрее отправлять отчеты, передавать поправки, получать письма.
По функциональности ЭДО бывает:
- управленческим,
- бухгалтерским,
- складским,
- кадровым.
Преимущества и недостатки ЭДО
Каждый вид электронного документооборота работает на повышение эффективности управления предприятием.
Среди преимуществ ЭДО называют:
- Сокращение издержек на расходники для распечатки документов.
- Ускорение процедуры подписания и оформления бумаг.
- Оптимизацию взаимодействия с партнерами, поставщиками и государственными органами.
- Предупреждение вероятных ошибок, поскольку система не пропустит неверно оформленный документ.
- Улучшение поиска справки по небольшому количеству реквизитов в надежно защищенной базе.
- Архивирование информации и хранение ее на серверах оператора ЭДО.
Недостатками электронного документооборота предприниматели считают:
- Вероятность технических сбоев из-за неисправностей системы или по вине провайдера.
- Риски хакерских атак и взлома несмотря на защиту каналов и баз данных надежными способами шифрования.
- Рост расходов на покупку, настройку программного обеспечения и обучение персонала.
Из-за высоких тарифов операторов на ЭДО переходят в основном крупные организации. Он помогает компаниям работать с филиалами и большим количеством контрагентов. Для небольших предприятий и ИП внедрение электронного документооборота нерентабельно, поскольку снижает доходность бизнеса.
Как подключить электронный документооборот
Большинство предприятий переходит на ЭДО добровольно.
Читайте по теме:
Все о цифровизации документооборота: какие продукты есть на рынке и кому они подходят
Виды и требования к электронным документам
Но Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ, Постановления Правительства РФ №№ 1110, 2464, 64 и другие нормативно-правовые акты обязывают переходить на электронный документооборот компании, которые:
- Занимаются оборотом товаров, подлежащих маркировке.
- Работают с импортной продукцией, проходящей через НСП (Национальную систему прослеживаемости).
- Участвуют в тендерах по государственным закупкам.
- Сдают отчет в государственные органы бухгалтерские отчеты.
Этапы подключения ЭДО
Переход к электронному документообороту состоит из следующих этапов:
- Определения цели внедрения ЭДО.
- Убеждения деловых партнеров начать работать с электронным делопроизводством.
- Внесения изменений в учетную политику путем составления новой нормативной базы.
- Составления схемы ЭДО аналогично бумажному документообороту, по которому работают в компании.
- Оформления электронно-цифровых подписей для руководителей и уполномоченных сотрудников.
- Уточнения способа работы с ЭДО. Если ежемесячно в компании обрабатывается менее 100 документов, то подойдет онлайн-версия. При большем количестве нужна интеграция сервиса в учетную систему предприятия.
- Выбора оператора.
- Подключения контрагентов.
Критерии выбора компании-оператора электронного делопроизводства
Сначала проверяют, входит ли компания в реестр операторов ЭДО.
Затем руководствуются такими критериями, как:
- Соответствие функциональных возможностей требованиям заказчика. Система должна работать с теми видами документов, которые входят в учетную систему работодателя.
- Цены подключения и обслуживания. Условия зависят от количества рабочих мест и объемов обрабатываемой информации. Это самый непрозрачный раздел на порталах операторов ЭДО.
- Уровень сервиса и поддержки. Важны простота инструкций и доступность консультаций со стороны оператора.
- Роуминг соединения с контрагентами. Такая услуга нужна при обмене кадровой информацией с ЦЗН, СФР, отправке отчетов в ФНС.
- Интеграция с другими сервисами. Требуется совместимость информационной системы с «Госуслугами», «1С» или «Битриксом».
- Наличие мобильного приложения. Многим предпринимателям удобно работать с документами через смартфоны и другие гаджеты.
В России предприятия сотрудничают с такими платформами и операторами электронного делопроизводства, как:
- «Работа в России».
- «Такском».
- «Контур.Диадок».
- «СберКорус».
- СБИС.
- «ELMA 365 КЭДО».
- «Калуга-Астрал».
Какие документы можно переносить в ЭДО
Внутреннее делопроизводство касается следующих бумаг:
- приказов,
- заявлений,
- уставов,
- протоколов совещаний,
- технических документов,
- инструкций,
- служебных записок,
- положений о структурных подразделениях..
Список документов определяет руководитель предприятия. Он же решает, переводить их в электронный документооборот или нет.
Читайте по теме:
Cервисы электронного документооборота (ЭДО) в 2024 году
Как выбрать систему электронного документооборота?
При работе с деловыми партнерами в ЭДО обязательно оформляют:
- Счета-фактуры, поскольку их подписывают электронно-цифровой подписью руководители или уполномоченные сотрудники. Передать ЭЦП по электронной почте нельзя, ведь документ будет недействительным.
- Кодировку товаров в системе маркировки «Честный знак». Без электронного документооборота запрещена продажа обуви, молочной продукции, пива.
- Любые бумаги, связанные с отслеживаемыми товарами. Сведения о перемещении холодильников, стиральных машин, тепловых насосов и других товаров передают в ФНС через ЭДО.
Остальные бумаги переводят на электронный документооборот по согласованию с партнерами.
Расширяется список документов, которыми разрешено обмениваться с налоговой. Юридические лица и ИП обязательно отсылают через интернет бухгалтерские и годовые отчеты, декларации по НДС и пояснения к ним.
В добровольном порядке допускается отправка:
- Книг продаж и покупок с дополнительными листами.
- Спецификаций.
- Договоров.
- Отчетов о движении средств на расчетном счете.
- Документов по вопросам постановки и снятия с учета.
В области кадрового документооборота и в сфере охраны труда подлежат переносу в ЭДО:
- Трудовые, коллективные, ученические договоры.
- Соглашения о материальной ответственности.
- Приказы о приеме сотрудников на работу.
- Распоряжения о премировании, дисциплинарных взысканиях, переводах на удаленную работу.
- Заявления об увольнении и отпуске.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Положения об оплате труда и начислении премий.
- Другие локальные нормативные акты.
Какие документы не подлежат переносу в ЭДО
Информацию о том, какие документы нельзя перевести в ЭДО отделов кадров и охраны труда, содержит ст. 22.1 Трудового кодекса РФ.
Перечень состоит из:
- Трудовых книжек.
- Документов о прохождении сотрудниками инструктажей по технике безопасности.
- Приказов или распоряжений об увольнении работников.
- Актов о производственных несчастных случаях.
В налоговую инспекцию надо передавать информацию в бумажном виде в случаях, когда электронный документ нельзя отправить в таких форматах:
- JPG,
- TIF,
- PNG,
- PDF.
После того как предприятие перешло на использование электронного документооборота, в бумажном архиве в течение 75 лет хранят кадровые бумаги и 5 лет — бухгалтерские.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025