Истории

Рынок M-Health: чего ждать от мобильной медицины

Истории
Антон Селезнев
Антон Селезнев

Smile Expo

Антон Селезнев
Рынок M-Health: чего ждать от мобильной медицины
Присоединиться

Антон Селезнев из Smile Expo — о рынке мобильной медицины.

M-Health — термин, обозначающий ряд мобильных технологий, систем и сервисов, использующихся в медицинских целях и для обеспечения здорового образа жизни человека.

Как и другие сферы, в своем развитии отрасль руководствуется законами маркетинга и потребностями клиентов.

В настоящее время мобильная медицина в своем развитии находится на начальном уровне. Какими будут дальнейшие перспективы M-Health — полностью зависит от того, как будут меняться потребности сферы здравоохранения.

На рынке приложений M-Health, разработанных и для iOS и Android, за последние два с половиной года случился скачок. Результаты четвертого ежегодного исследования research2guidance показали, что в прошлом году общественность увидела более 100 тысяч вариантов таких приложений. Но к хитам продаж рынка M-Health можно отнести лишь небольшое их количество: лидерами рынка станут 5% компаний.

Окончательное формирование рынка еще не произошло. Инвесторы заняты поиском приложений с надежными бизнес-моделями.

Какие приложения популярны сегодня?

В наши дни наиболее востребованными остаются фитнес-приложения.

Многие входят в концепцию «объединенных программ», то есть программ, которые формируют дополнительные ценности посредством связи с другими приложениями.

В качестве примера можно рассмотреть счетчик калорий My Fitness Pal, который связывается приложением, контролирующим тренировки — Run Keeper. Так, оба приложения могут не затеряться на насыщенном рынке, сохраняя свое положение в поле зрения целевой группы.

Что ждет M-Health завтра?

В ближайшие пять лет могут появиться приложения с возможностью удаленного мониторинга и консультаций.

Издатели приложений M-Health надеются, что главной движущей силой рынка станет увеличение количества совместимых устройств, а также рост пациентов, заинтересованных в таких данных. Новые разработки позволят отследить, в каком состоянии находятся пациенты, у которых диагностированы диабет, хронические заболевания легких или астма.  

Если у приложений появится возможность поддерживать такие функции сейчас, то у них есть огромный потенциал роста — и он больше, чем у фитнес-приложений.

Также необходимо брать в учет стоимость медицинских услуг. Программы, снижающие эту стоимость, будут иметь успех. В эту категорию входят приложения телемедицины, а также программы, которые помогают пациентам с хроническими заболеваниями постоянно контролировать свое здоровье.

Посмотрев на проекты мобильной медицины в AngelList, я пришел к выводу, что самыми популярными направлениями являются:

  • удаленный мониторинг и телемедицина
  • электронные карты пациента
  • контроль беременности
  • контроль работы сердца
  • контроль сна и других жизненно важных процессов

А что Россия?

В марте 2015 года в Сокольниках пройдет крупный конгресс для бизнесменов, разработчиков и представителей сферы здравоохранения — M-Health Congress 2015.

На вопросы о будущем рынка M-Health в России ответили Никита Богданов (Сооснователь Glove Me) и Дмитрий Гречкин (руководитель Emias.info).

Как вы считаете, могут ли разработки в области M-Health лишить реальных докторов части заработка?

Никита: Скорее, наоборот. Стартапы не пытаются сделать универсальное средство от всех болезней — это было бы просто профанацией. Мы пытаемся решить конкретные проблемы, которые либо не решены никак, либо имеют решения, чем-то не устраивающие целевую аудиторию. И, как любой инструмент, новые разработки должны использоваться по назначению, и за их использованием должны следить врачи.

Дмитрий: Нет однозначного ответа. Это зависит от того, как в каждом конкретном случае будет встроена M-Health в процесс оказания медицинских услуг. Скорее всего, это практически не отразится на доходах врача.

На доходы влияют такие факторы, как состояние экономики, платежеспособный спрос, политика государства в области здравоохранения и пр. Если предположить, что все эти факторы останутся неизменными, то в кратко- и среднесрочной перспективе M-Health может снизить себестоимость конкретного посещения, и тем самым сократит доход медицинской организации. В том числе за счет более ранней диагностики и профилактики заболеваний.

Но в долгосрочной перспективе — рынок подстроится, и доходы выровняются или даже возрастут за счет того, что измениться структура услуг и бОльшее количество людей смогут позволить себе данные услуги.

Пока на рынке есть неудовлетворенный спрос — ожидать снижения реальных расходов (они же доходы врачей) на медицинские услуги не стоит.

Сложно ли пройти путь от идеи до запуска M-Health-проекта в российских условиях? Насколько юридические и бюрократические аспекты влияют на создание и продвижение?

Никита: Построение бизнеса — это всегда серьёзное испытание во всех смыслах. В сфере медицины появляются дополнительные барьеры, юридические и бюрократические. Всё это увеличивает шансы сдаться на полпути.

Медицинские стартапы очень сильно между собой различаются. Часто требуются клинические испытания — это сразу оттягивает запуск проекта на год-полтора и стоит солидных денег, что для стартапа фактически смертельно.

Также я бы отметил проблему сбора команды. Для медицинского стартапа нужны медики: как советники, эдвайзоры, так и члены команды. Если мы говорим об инновациях, то под ними должна лежать наука. Для этого не хватает стимулов.

Многое ещё нужно сделать, чтобы Россия стала комфортной страной для запуска медицинских стартапов. Как на законодательном уровне, так и на уровне самосознания медицинских работников.

За топ-изображение спасибо сервису Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 13 способов отпугнуть пользователей: почему у Zolla, Incity и Oodji низкие рейтинги в сторах
  2. 2 Приятное дежавю: обзор Huawei Watch GT4
  3. 3 OEM-площадки: как рекламодателям воспользоваться новым трендом
  4. 4 Android или iOS: что выбрать для старта карьеры в мобильной разработке
  5. 5 Как парни из Пензы делают миллионы на пиксельных раскрасках