Top.Mail.Ru
Истории

«Мы делали филенчатые двери, окна и социальные гробы». Шесть историй предпринимателей о первой работе

Истории
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Софья Федосеева

Нельзя родиться профессиональным бизнесменом – этот стиль жизни требует определенных навыков, которые может дать только опыт. Поэтому все, даже самые крутые фаундеры, начинают с чего-то малого. 

Мы попросили предпринимателей поностальгировать и рассказать о своей первой оплачиваемой работе. Вот шесть историй людей, которые на собственном примере доказали – все зависит только от тебя!

«Мы делали филенчатые двери, окна и социальные гробы». Шесть историй предпринимателей о первой работе

Виктор Христенко, CEO Muzlab



Мой трудовой путь начался в 14 лет (2003 год) в летнем трудовом лагере для школьников. Мы работали по четыре часа в день, такое было в то время законодательство. 

Это была работа мечты – мы сажали в лесу сосенки размером с ладонь и убирали мусор.

Мне очень нравилось. Было видно, как можно менять мир вокруг. Мы пришли на пустырь, через неделю там росли маленькие сосенки, а через несколько лет – уже настоящие деревья. 

Платили, кажется, 500 рублей в неделю, и у нас была очень добрая и профессиональная девушка-куратор, которая объясняла, зачем мы всем этим занимаемся. Так эта работа приобретала не только денежный смысл.

Но все равно было здорово иметь в кармане деньги, которые ты сам заработал, – это и мотивировало. 

В моем становлении эта работа сыграла очень важную роль – я получил навыки коммуникаций, больше узнал об ответственности и понял, как зарабатываются деньги. Плюс, занимался полезным делом, которое нравилось.


Иван Шкиря, основатель Callibri.ru

Моя первая работа — помощник столяра на деревообрабатывающем заводе. Мне тогда было 14 лет, я закончил девятый класс и поступил в строительный техникум. А эта работа как бы готовила меня к профессии, да и дерево я всегда любил: вырезать, колотить, лазить. На заводе я занимался всем: от распиловки бревен на доски до сборки готовых изделий. 

Мы делали филенчатые двери, окна и социальные гробы и кресты. Социальные – в смысле для муниципалитета, – для тех, чьи похороны оплачивать было некому. 

Это была одна из моих лучших работ. 

  • Во-первых, запах дерева. Сейчас я бы сказал, что легкие этой мелкодисперсной взвесью забиваются на раз, но тогда это был потрясающий запах. 
  • Во-вторых, коллектив. Каким-то непостижимым образом у нас была отличная бригада: Петро – дед 70 (реально) лет и еще два парня – Димон и Саня, 20 и 30 лет. Все были фанатами своего дела, мало болтали, много работали. 

Каждый из них был образцом для подражания. Петро – как надо быть крутым дедом. Саня – такой серьезный мужик, бывший военный, который мало, но очень емко говорил, а Димон, как ближайший по возрасту ко мне, вселял надежду, что я будут таким же довольным и веселым парнем.

Работали мы очень много, практически без перекуров весь день. Кстати, было непросто как физически, так и умственно – работа на станках не терпит небрежности. 

А платили очень мало, но я не для денег работал, а для ощущений, опыта. За три месяца я заработал что-то около семи с половиной тысяч рублей и купил свои первые часы – титановые CASIO (не уверен, что они были из титана, но так я запомнил). 

В течение всех четырех лет обучения я устраивался на различные рабочие специальности, дабы ощутить вкус стройки: маляр-штукатур, каменщик, разнорабочий. 

Что любопытно, несмотря на столь позитивный первый опыт, каждый следующий приносил разочарование и убеждал, что на заводе были исключения, а в реальности стройка и люди, которые на ней работают, – это мир, с которым я соприкасаться не желаю. Именно поэтому после техникума я пошел работать в коммерцию и IT.


Антон Зиновьев, основатель CarMoney  



К решению заработать первый рубль меня подтолкнула необходимость – банально хотелось есть, а денег на еду не было – это хороший стимул и классный мотиватор. С отцом я не жил, мама часто болела и лежала в больнице, поэтому пришлось принять самостоятельное недетское решение.

Мотивация была серьезной, а путь «где-то отучиться и потом начать работу» казался мне слишком долгим – элементарная потребность в пище не позволяла строить долгосрочные планы. 

Когда я попробовал заниматься бизнесом и понял, что у меня получается, то этот путь я и выбрал, чтобы двигаться дальше. Что я только ни продавал: мороженое, батарейки, рыбу. Позже были ваучеры, скупка, затем – ломбарды. 

Деньги, которые я зарабатывал, на тот момент были для меня большими. Как говорится, все познается в сравнении, а сравнивать было не с чем – до этого не было никаких. Мы жили очень бедно, поэтому мой первый доход казался огромным. 

Помню, что в какой-то момент зарплата в $300 была мечтой. Я считал, что на эту сумму можно абсолютно нормально жить. Затем мечтой была тысяча долларов и так далее.

Да, для меня первый предпринимательский опыт был очень важным. Он заложил представление о будущей модели жизни – дал понимание и уверенность в том, что я могу сам что-то придумывать, делать бизнес и моя жизнь зависит только от меня, а не от работодателя. Мне тогда очень понравилась эта степень свободы. Я сам решал, когда вставать, ложиться спать и сколько работать.

Еще одной серьезной мотивацией зарабатывать стало появление ребенка. Когда родился сын, мне было 20 лет, и я почувствовал большую ответственность. Я понял, что один я еще как-то проживу (рыбу поймаю, съем), но жена и сын – это уже люди, за которых я несу ответственность, нужны коляска, памперсы. Это, безусловно, добавило мне мотивации и серьезности в намерениях.


Николай Антюшин, сооснователь Zeytz Project Group


Моя трудовая карьера началась в двухтысячном году, в типографии небольшого рекламного агентства «2+5». В то время я еще учился в школе и летом подрабатывал штатным курьером. 

Заказов у агентства было довольно много, время было благоприятным, а руководство адекватным – и уже в сентябре мне поставили задачу собрать бригаду «ручников» для сборки квартальных календарей, наклейки скотча на картонные шелф-токеры и выполнения других ручных операций — штатный персонал просто не справлялся с огромным потоком срочных заказов. 

Это было довольно простой задачей: друзей с большим количеством свободного времени и желанием заработать у меня было довольно много – я быстро сколотил «костяк», и мы начали работать по ночам и выходным. 

Выглядело это примерно так: «Коля, у нас две тысячи квартальных календарей — три блока, три постера, у нас есть ночь на сборку, пружина не порезана, бюджет х рублей за каждый календарь, четыре человека, сегодня в 22:00 начинаете. Давайте лучше пять человек, на всякий случай». 

За пару недель мы прошлись «сборкой» по всем стандартным позициям, поняли выработку на человека по каждой и в будущем точно знали, сколько людей нужно на ту или иную работу, чтобы сдать ее без задержек. 

Работа в агентстве определила мое образование — после школы я поступил в Московский государственный университет печати, продолжал халтурить в типографии и через два года устроился в штат младшим менеджером по работе с клиентами уже нового производственного агентства, в котором работаю до сих пор. 

В карьере, как и в бизнесе, высока доля везения. Мне повезло 19 лет назад – я познакомился с потрясающими людьми, которые не просто помогли мне с первой работой, а показали перспективу на рынке рекламного производства, многому меня научили, а я, в свою очередь, приложил максимум усилий, чтобы развиваться в этом направлении, и не останавливаюсь сейчас. 


Тимур Черненко, сооснователь Gurucan



Мой трудовой путь начался в 19 лет. Мотивацией послужило желание подзаработать на веселую студенческую жизнь. Можно сказать, окружение меня подстегнуло.

Первым местом работы был магазин цветов премиум-класса. Пожалуй, один из лучших и самый большой в Санкт-Петербурге. Владельцы были импортерами цветов с голландских аукционов.

Магазин работал круглосуточно, и моей задачей была продавать готовые букеты ночью. Брали только парней, чтобы в случае ЧП смогли отреагировать.

Клиенты были состоятельные и требовательные, я быстро научился выстраивать правильный диалог, бывало, приходилось поддерживать разговор на высокие темы далеко за полночь в процессе выбора букетов. Идеальная работа для студента – ночью работаешь, днем учишься.

Это занятие приносило мне в районе $500 в месяц за 10-12 смен. Однако, если сравнивать с образом жизни студентов СПбГУ на экономфаке, то было не так уж и много. Но было приятно, что они были заработаны самостоятельно. 

Опыт подработки помог мне начать свое первое дело в 2013-2014 – цветочный магазин и доставку.

Мы были одними из первых, кто делал крафт-букеты как в Европе. Начали в канун одного из весенних праздников, и продажи пошли. Плюс ведение дел в премиум-классе сформировало определенный вкус и высокие стандарты, это помогло мне в запуске бизнесов, особенно в части всего, что касается «упаковки» проектов и позиционирования продуктов.

Для начинающего предпринимателя очень важно почувствовать хоть небольшую победу, тогда появляется много энергии и вера в то, что большой успех – это лишь вопрос количества итераций. 


Илья Мутовин, СЕО и основатель Zoon.ru



На третьем, кажется, курсе НИУ ВШЭ меня вместе с Катей Ткаченко пригласили в консалтинговый проект с торговым домом книги «Москва» на Тверской. Нашей задачей было разработать для продавцов-консультантов и мерчандайзеров систему мотивации. Руководство магазина считало, что там большой запас эффективности. 

Эта работа оплачивалась и показалась мне интересной, поэтому я согласился помочь. Но все же больше мотивировали не деньги, а желание решить сложную задачу.

Первая заработанная тысяча долларов (кажется, столько нам тогда заплатили) была важна для меня, как некое средство признания и понимания того, что я сделал что-то полезное. 

Следить и оценивать работу мерчандайзеров было непросто, потому что было непонятно – могут ли они выставлять книги и бегать на склад за новыми быстрее. Тогда мы придумали мотивационную схему, в которую я до сих пор верю. 

Мы попросили старших из них набрать себе группы из всех сотрудников книжного магазина. Таким составом они занимались выкладкой книг, смотрели за порядком в зале и на кассах, получали процент с выручки за сутки и делили поровну. 

Сотрудники хорошо понимают, кто из них старается, а кто отлынивает, и нам оставалось только наблюдать, кого брали в команды первым, а кого – в последнюю очередь. Те, кто регулярно оставались невостребованными, были вынуждены искать новую работу. 

Наверное, этот опыт напрямую повлиял на то, каким я стал. Мне понравилось решать сложные задачи, поэтому я и дальше пошел в консалтинг. 


Фото на обложке: Shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Вы теряете заказы из-за своего снобизма — как разработчикам правильно работать с клиентами
  2. 2 «Помогаю людям обманом получить ученую степень»: как можно заработать на создании научных работ
  3. 3 «За два с лишним года работы я ни с кем не перешла на “ты”». Как работать в коллективе, где все старше?
  4. 4 Заработать на мусоре: кто осваивает мировой рынок сбора и утилизации отходов
  5. 5 «‎‎В один месяц ты можешь заработать сотку, а в другой – всего пять тысяч»: Что такое реселл и почему этим занимаются подростки
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти