26 сентября третий и текущий генеральный директор Microsoft Сатья Наделла выпустил книгу Hit Refresh: The Quest to Rediscover Microsoft’s Soul and Imagine a Better Future for Everyone («Нажмите "Обновить": квест по поиску новой души Microsoft и изобретению лучшего будущего для всех»). В ней Наделла рассказал о переменах, произошедших в компании с его приходом, поделился историями из своей жизни, а также изложил свои мысли о будущем технологического прогресса. Вступление к книге написал сооснователь Microsoft Билл Гейтс.
The Wall Street Journal встретился с бывшим и нынешним руководителями Microsoft и расспросил о корпоративной культуре, квантовых вычислениях и нынешней роли Билла Гейтса. Мы собрали главные тезисы интервью.
О том, почему Сатья Наделла решил написать мемуары в середине карьеры
Через несколько месяцев после того как я стал генеральным директором, я встретил Стива Балмера [предыдущий глава Microsoft — прим. ред.] и спросил его, пишет ли он книгу. «Нет, это уже в прошлом, сейчас я нацелен на будущее», — ответил он. Тогда я понял, что, возможно, стоит написать книгу сейчас, пока я переживаю все эти события. Честно говоря, я написал ее, чтобы облегчить состояние себе и своим сотрудникам в переломный момент для компании. Я не пытался показать [написанием этой книги], что мы достигли какой-либо стадии. Скорее, я хотел обдумать и описать процесс перемен по мере его развития.
О стиле руководства и культуре сопереживания
Сатья Наделла: В наше время, как и всегда, важно быть жестким и мотивированным руководителем. Но нужно проявлять и деликатность. Я использую слово «сопереживание», потому что в нашем бизнесе нам приходится работать с неизвестным, угадывать желания клиента. А это невозможно без сопереживания и любопытства.
Фото: WSJ
Билл Гейтс: По мере развития карьеры я стал все больше ценить сопереживание. На ранних этапах существования компании мы гнались за скоростью, могли ночами сидеть в офисе. «Этот программист работает на 5% медленнее? Ему здесь не место», — думали мы тогда. Это было жестко. Стив Джобс, когда он руководил командой Mac, был ярким примером жесткой политики руководства, благодаря которой компания делала многое, но уже через год в ней никого не было. Думаю, сейчас индустрия выросла, как и возлагаемые на генерального директора надежды. У Сатьи есть естественное умение хорошо ладить с людьми, правильно объяснять, в чем они не правы, и собирать отзывы лучше, чем я.
О влиянии одной книги на корпоративную культуру Microsoft
СН: Моя жена начала читать книгу Кэрол Двек «Новая психология успеха» примерно за два-три года до того, как я стал генеральным директором, и буквально заставила меня с ней ознакомиться. Эта книга изменила мою жизнь. В ней сравниваются разные типы мышления — фиксированное и направленное на рост. Когда ваше мышление направлено на рост, вы всегда хотите чему-нибудь учиться. Я задумался о собственном мировоззрении и о том, нацелена ли наша корпоративная культура на обучение. Поощряем ли мы любопытство?
Когда я стал генеральным директором, я задумался, понравятся ли сотрудникам такие перемены в корпоративной культуре. Большинство поняло, что это не просто новые правила Сатьи, а перемены, нацеленные на людей в компании. Принцип «хочу все знать» всегда лучше принципа «нужно знать все». И его можно применять в разных отраслях жизни. Благодаря ему можно улучшить свои навыки как родителя, супруга, члена команды или менеджера.
О роли Билла Гейтса в Microsoft
СН: Билл — человек, который дает искру. После встречи с ним люди хотят выполнить свою работу лучшим образом. Такое свойство не заменить. Вы можете сказать Биллу, что он не прав, и если это действительно так, то он первым это признает. Но с ним нельзя быть нечестным и ленивым в интеллектуальном плане. Вообще, всегда хорошо иметь под рукой кого-нибудь вроде Билла на случай тяжелых ситуаций.
Фото: WSJ
БГ: У меня интересная работа. Я занимаюсь только стратегией продукта, то есть встречаюсь в Сиэтле с очень умными людьми. Если вы спросите Стива Балмера, то он вам наверняка расскажет о том, как мне было сложно осознать, что я уже не генеральный директор и как я привыкал к своей второстепенной роли. Но я с этим справился. Да и вообще не так-то просто быть генеральным директором. В этом плане я не завидую [Сатье]. Сейчас я больше проявляю к нему сочувствие.
Об отличии Microsoft Наделлы от Microsoft Билла Гейтса
БГ: Сейчас компания более сложная. У нас больше продуктов. Конкуренция выше — сейчас у нас есть четыре гигантские компании и 200 поменьше, но не менее важные. Хотите верьте, хотите нет, но в какой-то момент средства были ограниченными. Если бы мы не продавали так много, мы не смогли бы содержать и большие команды разработки. Сейчас стартапы и сверхприбыльные продукты сильно верят в индустрию разработки, поэтому компании могут позволить себе тратить крупные суммы на это.
СН: Да, раньше мы не тратили более $10 миллиардов на разработку и исследования в области технологий. Например, $12 миллиардов, которые тратят сейчас Amazon, Google и Microsoft.
БГ: И еще чуть-чуть Apple и Facebook. У них неограниченные ресурсы. Они могут себе это позволить.
О том, как технологии использовать во благо
СН: Я считаю, что смешанная реальность, искусственный интеллект и квантовые вычисления — это три вещи, которые определят дальнейшее развитие технологий.
Возьмем, к примеру, штат Вашингтон, в котором я сейчас живу, и мою родину Индию. В этих местах используются те же самые технологии облачного машинного обучения для определения возможных отчислений из университета. Благодаря им можно перенаправить ограниченные государственные ресурсы на оказание помощи тем, кто в ней нуждается больше всего — ученикам, которых могут отчислить. Возможности облачных вычислений позволяют делать прогнозы, которые помогают обществу. В этом я вижу практическое применение искусственного интеллекта.
Фото: Microsoft
БГ: В нашем благотворительном фонде можно отследить все операции. Например, кто-то переводит деньги на улучшение здравоохранения в Нигерии, и вы можете увидеть, кому и когда они были переведены. Затем можно провести проверку и узнать, действительно ли был осуществлен платеж и не затерялись ли где-то три процента от суммы. Коррупция представляет серьезную проблему в Нигерии, но благодаря такому отслеживанию ее можно решить. Мы стоим на пороге цифрового чуда и верим, что сможем решить проблемы в здравоохранении, образовании и финансовых услугах. Именно поэтому работа в Microsoft приносит мне не только радость, но и создает некую синергию.
Об автоматизации труда
СН: Замена людей технологиями вполне реальна, но не стоит думать, что это односторонний процесс. Появятся и новые профессии. Людям придется получать новое образование и переучиваться. Всякий раз, когда вы устраиваетесь на новую работу, вам приходится постоянно учиться. Без технологических прорывов человечество не будет развиваться, а это никому не пойдет на пользу.
Об опасностях искусственного интеллекта
СН: На данном этапе мы руководствуемся следующим ключевым принципом: искусственный интеллект и его возможности зависят от людей. Даже в самообучающейся системе есть множество функций, которые зависят от решения людей. Благодаря им в системе нет предрассудков и неправильных данных. Я считаю, что вместо того чтобы думать о неминуемой проблеме, мы можем сами определить свое будущее. Контроль [над ИИ] — это выбор, и мы можем попытаться его сохранить.
О квантовых вычислениях
БГ: Когда в Microsoft показывают презентацию о квантовых вычислениях, я ничего не понимаю. Я хорошо разбираюсь в физике и математике, но все, что касается квантовых вычислений, для меня непонятно.
Об Америке как лучшем месте для иммигрантов
СН: Я — продукт двух удивительных американских феноменов. Во-первых, американских технологий, добравшихся до Индии, а во-вторых, иммиграционной политики, которая позволила мне приехать в США и добиться там успеха. Честно говоря, не представляю, в каком еще месте моя судьба могла бы сложиться таким образом. Я считаю, что мне очень повезло оказаться в этой стране. Сколько на свете мест, где может произойти подобное? В чем заключается конкурентоспособность [США]? В том, что сюда могут приехать люди, внести свой вклад и добиться успеха. Я считаю это уникальным явлением, которое нужно обязательно сохранить.
Сатья Наделла и Джефф Безос на встрече с Дональдом Трампом. Фото: Getty
Материалы по теме:
История успеха Сатьи Наделлы, генерального директора Microsoft
Эксцентричный гений: 13 забавных фактов из биографии Билла Гейтса
Чтение, игра в бридж и мытье посуды по ночам: как выглядит типичный день Билла Гейтса
«В мою честь назвали матрас»: Уоррен Баффет провел экскурсию для Билла Гейтса в мебельном магазине
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025