Top.Mail.Ru
Истории

Если увольнение или отпуск невозможны: 4 способа справиться с выгоранием

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Выгорание становится распространенной проблемой, но далеко не каждый, кто с ней столкнулся, может позволить себе сделать перерыв. Иногда финансы, семейные обязательства, состояние здоровья или другие личные причины вынуждают сохранять прежнюю работу и образ жизни. Рассказываем о мерах, которые позволят справиться с выгоранием без увольнения или отпуска.

Если увольнение или отпуск невозможны: 4 способа справиться с выгоранием

Пандемия заставила многих переоценить свои ценности. Одни предпочитают запустить бизнес, а другие — взять перерыв или полностью сменить область деятельности. Многие также кардинально изменили свой образ жизни, переехали или выбрали удаленную работу и цифровое кочевничество. В идеальном мире не приходится оставаться на работе, которая вредит психическому здоровью. Но иногда выбора просто нет. 

Признайте наличие проблемы

Чтобы справиться с выгоранием, нужно признать его. Выгорание — не просто усталость. Джо Грассо, клинический психолог и старший директор по трансформации рабочей силы Lyra Health, объясняет: «Выгорание — это термин, который сейчас многие используют в разговорной речи для обозначения усталости. Но это лишь один из трех компонентов состояния».

Второй компонент — «чувство цинизма». Отдельным людям может казаться, что «их вклад в работу не значим, или что их команда или компания не важна». Обязанности или компания выматывают, а должность просто бессмысленна.

Третий компонент — ощущение несоответствия. По мнению эксперта, об этом говорят реже. «Есть категория людей, которые борются с эмоциональным выгоранием, которые действительно хотят оказать влияние, и они очень вовлечены. Но когда они не справляются, их работа не соответствует навыкам или результатам, которых они хотят достичь, их потенциал сам по себе приводит к выгоранию».

Грассо считает, что профессиональное выгорание можно определить, обращая внимание на настроение и уровень энергии, сравнивая их в рабочей обстановке и за ее пределами. Выгорание может проявляться и такими симптомами, как головная боль, проблемы с кишечником, тошнота и беспокойный сон.

Стресс на работе «склонен следовать за природными подъемами и спадами», говорит Грассо. И если уровень стресса остается прежним или ухудшается, даже если ситуация на работе улучшается, «обычно это знак, что это не нормальный стресс. Это выгорание».

Представьте идеальную ситуацию

Универсальных решений проблемы выгорания не существует. Но Грассо отмечает, что при восстановлении от него обычно предоставляют ресурсы и время — будь то выходные или систематическая поддержка работодателя на уровне команды и организации.

Он рекомендует представить идеальную ситуацию («что, если бы у вас была волшебная палочка?») и постараться привести текущие условия в соответствие с ней. «Иногда это может быть удивительным упражнением», — говорит он. Например может выясниться, что даже при неограниченных ресурсах человеку все равно не нравятся его основные рабочие обязанности. И это признак, что должность ему не подходит.

мужчина работает за столом у окна, солнечный светлый кабинет

Фото в тексте: Unsplash

С другой стороны, упражнение может заставить осознать, что сама работа нравится, но проблемы возникают из-за окружения, организации или фактического выгорания.

Тара Джей Фрэнк, эксперт по стратегии справедливости и писательница, считает: пандемия заставила многих сотрудников ярче ощутить, какой стресс и микроагрессию они испытывали на рабочем месте. Дистанционный режим позволил им понять, что на работе они не процветали, а скорее выживали.

Научитесь устанавливать границы

После того, как источник эмоционального выгорания определен, следующий шаг — установить соответствующие границы, которые помогут проявить себя наилучшим образом (или, по крайней мере, уменьшить влияние источника эмоционального выгорания). Фрэнк описывает это как заключение «психологических контрактов» с нужными людьми на работе.

Обсуждение подобных тем всегда проходит непросто, поэтому Фрэнк и Гассо рекомендуют использовать следующий аргумент: это «поможет мне лучше работать».


Читайте по теме: 

Как установить границы в новом коллективе

«Какова моя цель» вместо «что мне делать»: как компания тестировала децентрализованное управление


Например, если нагрузка слишком большая, можно сказать руководителю: «Мне не помешала бы помощь в расстановке приоритетов, чтобы мне было понятно, на чем фокусироваться, а что — делегировать. Если передать задачу некому, мне требуется ваша помощь, чтобы решить, какая работа может подождать». Так можно не просто обрушить проблему на руководителя, а предложить ему несколько решений.

В случаях, когда текущая работа вызывает эмоциональное выгорание (но возможности искать новую нет), одно из решений — выделить время для умственных перерывов. «Если не найти время для восстановления психики, со временем это бремя усугубится, пока мы не достигнем критической точки», — говорит Фрэнк.

Найдите смысл в работе, даже если она кажется незначительной

Если источник выгорания — несоответствие работы и личности, выполнять даже минимум обязанностей будет невозможно. Но Грассо считает, что найти цель можно в любом деле.

Он признает, что решение неидеально, но оно способно помочь. В частности, он советует концентрироваться на тех задачах, которые нравятся (или по меньшей мере не вызывают раздражения) и которые, как кажется, можно контролировать, и посвящать свое время им. Другой вариант — найти способы, которые позволят «почувствовать мастерство» в своей работе или обратить внимание на то, как она способствует большему благу, пусть это просто помощь команде в достижении целей.

Постарайтесь отделить себя от работы

Если все остальное не помогает, Грассо советует научиться отделять свое чувство идентичности от работы. Это особенно важно для перфекционистов и тех, кто стремится к высоким достижением: для них выше риск связать свое эмоциональное благополучие и индивидуальность с тем, насколько хорошо идут дела на работе.

Грассо рекомендует им найти того, кто предупредит их, если они будут слишком погружаться в работу и уделять слишком мало времени своей личной жизни.

В конце концов, проблема, связанная с работой, имеет не только индивидуальный, но и организационный уровень. Эксперт отмечает: «Работодатели несут юридическую ответственность за оценку рисков для профессионального здоровья работника, но они не часто изучают опасности и риски для психического здоровья».

По мнению Грассо, лучший инструмент, который работодатели могут предложить сотрудникам — программа управления рисками, которая включает проактивный мониторинг опасностей и рисков на рабочем месте и возможность принимать меры на организационном уровне до того, как у сотрудников возникнут проблемы.

Источник.

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Не включайте батю»: как быть хорошим руководителем
  2. 2 «Офисное фермерство»: тренд для тех, кто устал от стресса на работе
  3. 3 Как прокрастинация мешает бизнесу
  4. 4 Адаптивный интеллект: как научиться эффективно управлять изменениями в жизни и бизнесе
  5. 5 Как стать счастливым на работе? Ищем конкретный ответ на абстрактный вопрос