Top.Mail.Ru

Не бойтесь ИИ. Опасные роботы уже существуют

Истории
Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Бывший старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Что общего у OpenAI и «Титаника»? Судостроительная компания Harland and Wolff, создавшая легендарный лайнер, лоббировала сокращение спасательных шлюпок. Похожим образом OpenAI убеждает законодателей в безопасности своей технологии.

Роботы десятилетиями причиняли ущерб людям. Зачем беспокоиться о появлении всемогущей программы, когда есть более насущные проблемы — автомобили Tesla с неисправным автопилотом или роботизированные заводские линии?

Не бойтесь ИИ. Опасные роботы уже существуют
  1. Истории

В 1979 году робот на литейном заводе Ford Motor Company вышел из строя — рабочие-люди решили, что он работает недостаточно быстро. И вот 25-летнего Роберта Уильямса попросили залезть на стеллаж, чтобы помочь с перемещением вещей. Робот весом в тонну продолжал бесшумно работать, врезался в голову Уильямса и мгновенно убил его. Сообщается, что это был первый инцидент, в ходе которого робот убил человека.

В Kawasaki Heavy Industries в 1981 году Кэндзи Урада погиб при аналогичных обстоятельствах. Узнав о неисправности робота, он пошел его осмотреть, и был убит, встав на пути у машины, пишет Габриэль Халлеви в книге 2013 года When Robots Kill: Artificial Intelligence Under Criminal Law («Когда роботы убивают: искусственный интеллект под уголовным правом»).

Как объясняет автор, робот просто определил, что «наиболее эффективным способом устранить угрозу было подтолкнуть работника к соседней машине».

  • С 1992 по 2017 годы роботы на рабочих местах стали причиной 41 зарегистрированного случая смерти в Соединенных Штатах — и это, вероятно, заниженная цифра, особенно если учесть побочные эффекты автоматизации, такие как потеря работы.
  • Роботизированная зенитная пушка убила девять южноафриканских солдат в 2007 году, когда возможный сбой в программном обеспечении заставил машину резко развернуться и выпустить десятки смертоносных снарядов менее чем за секунду.
  • В ходе судебного разбирательства 2018 года медицинский робот был признан причастным к убийству Стивена Петтитта во время обычной операции, которая произошла несколькими годами ранее.

Итак, общая картина складывается. Роботы — как «умные», так и не очень, — десятилетиями убивают людей. А развитие более совершенного ИИ только увеличило потенциал машин причинять вред. Самоуправляемые автомобили уже появились на американских улицах, а роботизированные «собаки» используются правоохранительными органами.


Читайте по теме:

Робопес от Boston Dynamics будет охранять Помпеи

Что безопаснее — беспилотный автомобиль или человек за рулем?


Компьютеризированные системы получают возможность использовать инструменты, позволяющие непосредственно воздействовать на физический мир. Зачем беспокоиться о теоретическом появлении всемогущей, сверхразумной программы, когда на пороге стоят более насущные проблемы?

Регулирование должно подталкивать компании к безопасным инновациям и инновациям в безопасности. Но до этого еще далеко.

Исторически сложилось так, что для стимулирования регулирования должны были произойти крупные катастрофы — те самые, которые в идеале должны были бы предвидеть и избегать в современной парадигме искусственного интеллекта.

  • Катастрофа на обувной фабрике Гровера в 1905 году привела к созданию правил, регулирующих безопасную эксплуатацию паровых котлов. Тогда считалось, что это слишком сложные механизмы, чтобы внедрять для них требования.
  • Пожар на фабрике Triangle Shirtwaist в 1911 году привел к введению норм в отношении спринклерных систем и аварийных выходов.
  • А потопление «Титаника» в 1912 году, которое возможно было предупредить, дало старт новым нормативам в отношении спасательных шлюпок, проверок безопасности и бортовых радиостанций.

Любое регулирование промышленных роботов будет брать начало в существующем промышленном регулировании, которое развивалось на протяжении многих десятилетий.

Но поскольку технологии продолжают меняться, правительству необходимо более четко регулировать, как и когда роботы могут использоваться в обществе. Законы должны разъяснять, кто несет ответственность и каковы юридические последствия, когда действия робота приводят к причинению вреда.

Да, несчастные случаи случаются. Но уроки авиационной безопасности и охраны труда демонстрируют, что несчастные случаи можно предотвратить, если они открыто обсуждаются и подвергаются надлежащей экспертной проверке.

Впрочем, разработчики ИИ и робототехники выступают против. Например, OpenAI, как сообщается, боролась за «смягчение» правил безопасности и снижение требований к качеству искусственного интеллекта.

Сообщается, что компания лоббировала чиновников ЕС против классификации моделей, подобных ChatGPT, как «высокорисковых», что повлекло бы за собой «строгие юридические требования, включая прозрачность, прослеживаемость и человеческий надзор». Предположительно, причина заключалась в том, что OpenAI не намеревалась использовать свою продукцию в условиях повышенного риска.

Освободите время и зарабатывайте больше с помощью ИИ! Пройдите курс и получите в подарок лучшие промты для решения бизнес-задач.

Таким же образом владельцы «Титаника» добивались того, что судно не следует проверять на наличие спасательных шлюпок, исходя из принципа, что это судно «общего назначения», которое также может плавать в теплых водах, где нет айсбергов и люди смогли бы провести в воде несколько дней.

Сегодняшние смерти из-за роботов с ИИ ничем не отличаются от несчастных случаев с роботами прошлого. Эти промышленные роботы вышли из строя, и люди-операторы, пытавшиеся оказать помощь, были убиты неожиданным образом.

С момента первой известной смерти в результате этой функции в январе 2016 года автопилот Tesla, согласно официальным отчетам, был причастен к более чем 40 смертям. Неисправные Tesla на автопилоте отклоняются от заявленных возможностей, неправильно считывая дорожную разметку, внезапно врезаясь в другие автомобили или деревья, врезаясь в хорошо обозначенные служебные автомобили или игнорируя красный свет, знаки остановки и пешеходные переходы.

Поскольку мы движемся в будущее, где роботы становятся неотъемлемой частью нашей жизни, мы не можем забывать, что безопасность является важнейшей частью инноваций.

Источник.

Обложка снегерирована нейросетью Midjourney

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта

Материалы по теме