Раньше инвесторам публичных рынков не хватало возможностей напрямую инвестировать в технологии будущего, например автономное вождение. Затем в 2020-2021 годах произошел бум: компании из различных секторов проводили IPO и выходили на биржу через SPAC.
Особенно отличились разработчики технологий для беспилотного транспорта: их общая первоначальная оценка составила более $50 млрд. Однако инвесторы интересовались ими недолго. После выхода на биржу в 2020-2021 годах стоимость этих компаний снизилась в среднем более чем на 80%, показал анализ Crunchbase.
Crunchbase проанализировал данные 14 компаний, разрабатывающих технологии для самоуправляемого транспорта, которые стали публичными за последние несколько лет. Худшие результаты показали разработчик автономных грузовиков Embark и компании по созданию LiDAR-технологий Velodyne Lidar и Quanergy. Их акции упали на 95% и более.
В этом году Quanery и Embark провели обратное дробление акций, чтобы уменьшить риск делистинга, но их стоимость лишь продолжила снижаться.
В таблице ниже показано, как изменились оценки этих 14 компаний с момента выхода на биржу.
Таблица: Crunchbase
Интерес публичного рынка к этой области быстро снижается, и можно ожидать, что венчурные инвесторы будут воздерживаться от крупных вложений в частные компании, которые занимаются беспилотным вождением. Однако это не совсем верно: в этом году по-прежнему проходят крупные раунды.
- В январе (до крупного падения публичных рынков) лондонская компания Wayve, которая разрабатывает технологию для автономного вождения на базе МО, привлекла $200 млн в серии B, после чего общий объем инвестиций превысил $450 млн.
- В апреле Cavnue, разработчик дорог для подключенного и автономного транспорта, привлек $130 млн в раунде серии A, который, среди прочих, возглавил Ford.
- Крупные раунды закрыли и несколько китайских компаний, в том числе WeRide, разработчик беспилотного транспорта, и Soterea, которая занимается автоматизацией автомобильных функций безопасности.
Тем не менее ситуация значительно отличается от 2021 года, особенно с точки зрения крупных инвестиций на более поздних раундах. Ни одна сделка не превзошла по стадии и размеру прошлогодний крупнейший раунд в этой области — $600 млн в серии D, которые получила Nuro, создающая самоуправляемые электромобили для местных служб доставки.
Учитывая состояние рынка IPO, а также положение публичных компаний в индустрии, не проходят и раунды до IPO.
Прибыль не могла стать причиной
Среди причин крупной распродажи акций в текущем году можно сразу исключить падение прибыли. Дело в том, что компании по разработке LiDAR-систем и беспилотных автомобилей вовсе не были прибыльными.
Также неясно, насколько могли повлиять их доходы. Многие компании, имеющие продажи, находятся на начальном этапе масштабирования, а другие еще не получают доход. Инвесторы делали ставки не на возможность заработать сейчас, а на перспективу масштабного технологического сдвига.
Исходя из оценок компаний с худшими показателями из списка, многие инвесторы, похоже, больше не надеются на это.
Для примера рассмотрим Embark Technology, разрабатывающую ПО для беспилотных грузовиков. В ноябре 2021 года компания вышла на биржу через слияние со SPAC при оценке примерно в $5,2 млрд. Будучи частной, она привлекла более $117 млн, а для публичного размещения — еще $614 млн. Среди ее ведущих инвесторов — Tiger Global и Sequoia Capital.
Спустя год после выхода на биржу Embark оценивается ниже, чем объем ее денежных резервов на конец последнего квартала. Ее акции обрушились на 97% по сравнению с первоначальной стоимостью.
Не ясно, что стало причиной столь сильного падения. В то же время сложно предположить, почему лишь около года назад Embark, которая еще не получает доход, оценивалась в $5,2 млрд.
В ближайшие кварталы мы увидим, какие компании, ставшие публичными в 2020-2021 годах, вновь завоюют расположение инвесторов. Но на данный момент все они, похоже, быстро теряют свои позиции.
Фото на обложке: Sundry Photography /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Старт работы на Ozon»
- 1 ЦБ принял решение о регистрации акций «Скилбокс Холдинг» перед возможным IPO
- 2 Краудлендинговая платформа JetLend запланировала выход на рынок Казахстана
- 3 Сервис бронирования жилья «Суточно.ру» запланировал IPO в 2025 году
- 4 Краудлендинговая платформа JetLend перенесла IPO на начало 2025 года
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025