Top.Mail.Ru
Истории

Одежда из 3D-принтера: почему производители до сих пор не сделали ее массовой?

Истории
Михаил Иванов
Михаил Иванов

Автор (издание РБ.РУ).

Михаил Иванов

ThreeASFOUR пожелали перевести индустрии моды на новый уровень при помощи необычной одежды, созданной посредством 3D-печати. Но достигли ли они успеха?

Одежда из 3D-принтера: почему производители до сих пор не сделали ее массовой?

ThreeASFOUR впервые продемонстрировали свою коллекцию напечатанной на 3D-принтере одежды на показе моды в Еврейском музее в Нью-Йорке. Платья на моделях были узорчатыми и выглядели эфемерно, будто одеяния ангелов-роботов. Одно было соткано из белых угловатых пузырей, из-за чего складывалось впечатление, что девушка только что приняла ванну с пеной.

Но девушка, показавшая это платье миру, не могла сесть — иначе платье бы разбилось. «Модель, носившая платье, была очень недовольна», — рассказал Брэдли Ротенберг, 3D-архитектор, сотрудничающий с основателями threeASFOUR Габи Асфор, Ангелой Донхаузер и Ади Гил.

Платье ThreeASFOUR на показе моды в Еврейском музее.

Это произошло в 2013 году, когда threeASFOUR стали понимать, что для достижения цели придется сделать шаг назад. Они даже не думали, что создадут настолько непрактичный предмет одежды. Наоборот, они хотели создать одеяние, достойное супергероя. Они мечтали, что напечатанная ими ткань станет неуязвимой для пуль и огня, будет удерживать тепло и защищать владельца от стресса. Они мечтали, что люди начнут покупать их одежду, как только та появится на прилавках магазинов.

Но время прошло. Сейчас, когда элита Кремниевой долины строит персональные бункеры, беженцы проникают через границу в Канаду, а Маргарет Этвуд снова в моде, видение threeASFOUR так же близко к реальности, как и апокалиптическая антиутопия. Но если к запасам, оставленным на Судный день, доступ есть у всех, стать супергероем все равно еще нереально.

И причина довольно проста. Благодаря тысячелетнему опыту, сшитая одежда получается более практичной и удобной, чем та, которую печатает 3D-принтер. Но, похоже, это не останавливает threeASFOUR и других дизайнеров.

«В мире моды вы можете контролировать узоры и структуру платья, чтобы получить желаемый результат, — говорит Ротенберг. — Проблема в том, что сейчас это лишь возможность. Поэтому я думаю, что Габи Асфор — самый интересный человек в индустрии. Нам нужны люди, которые будут раздвигать границы, стремясь показать новое».

Видение Габи Асфор явно проявляется в его работах. Он заинтересовался 3D-печатью в 2009 году, и с тех пор экспериментирует с внутренней структурой тканей.

Традиционная ткань имеет два измерения: нити располагают горизонтально, вертикально и диагонально определенным образом, чтобы получить сплетение. Асфор, получивший степень по механической инженерии и архитектуре в университете Мэриленда, вместе с Донхаузером и Гил придумал трехмерное сплетение, которое планировалось создавать при помощи лазерной резки. Стремление дать ткани третье измерение привело их к 3D-печати.

«Пока что самым инновационным из недавних изобретений в индустрии является ткань, которая тянется в четыре стороны, — говорит Асфор. — Но обычная ткань может тянуться только по плоскостям X и Y. 3D-печать позволит материалу растягиваться и по плоскости Z». Он считает, что такая ткань будет лучше пропускать воздух, меньше стеснять движения, а также не будет иметь складок.

ThreeASFOUR интересовались 3D-печатью, и это привело их к сотрудничеству с Materialise, компанией, занимающейся производством напечатанных на 3D-принтере моделей, и Ротенбергом, придумавшим изготовленные 3D-печатью крылья для показа моды Victoria’s Secret в 2013 году.

«Когда мы только начинали, Габи постоянно спрашивал: «Можно ли напечатать ткань? Какой материал для этого понадобится?», — рассказывает Ротенберг. Выяснилось, что это будет совсем непросто.

Платье Pangolin из коллекции Biomimicry. Источник: Backchannel

Основная проблема в том, что материалы, используемые для 3D-печати, более жесткие, чем обычная ткань. ThreeASFOUR экспериментировали со структурами различных материалов, пытаясь добавить им эластичности, но любая напечатанная модель выходила очень хрупкой.

Но вот появились новые материалы, и ThreeASFOUR вместе с компанией Stratasys и Трэвисом Фитчем разработала такие платья, как Pangolin, для своей новой осенней коллекции 2016 года, которую они назвали Biomimicry. На одну печать (не считая сборки) Pangolin ушло 500 часов! Платье, названное в честь покрытого чешуей млекопитающего, напоминало темную броню (Бьорк появилась в нем во время турне в Австралии в прошлом году). Для создания «чешуи» дизайнеры использовали алгоритм, симулирующий клеточное деление, таким образом получив переплетающийся узор.

На первом этаже студии ThreeASFOUR сидят сотрудники, которые работают за самыми обычными швейными машинками. На следующем этаже расположено само платье. Вблизи нагрудник Pangolin, отделенный от других частей платья, чем-то напоминает велосипедную шину, которую порезали так, чтобы она напоминала рыбью чешую (он даже покачивается как рыбий хвост). Такой прогиб не был возможен несколькими годами ранее.

Асфор протягивает мне часть другого платья, Harmonograph, смоделированного по подобию звуковой волны. Оно было сделано из резиновой сетки, которая может растягиваться и сжиматься, как ортопедический матрас. Нижняя часть платья сжимается, когда человек садится, и возвращает форму, когда он встает.

Платье Harmonograph от ThreeASFOUR. Источник: Instagram 

Благодаря такой гибкости, владельцы 3D-одежды теперь могут спокойно сидеть, хотя комфорт еще далек от идеала. «Материя напоминает искусственную кожу. Она не очень приятная на ощупь и, вдобавок, липнет к коже», — говорит Ротенберг.

Идея производить напечатанную одежду приобрела популярность в начале 21 века, но развивалась довольно медленно.

Мало кто знает об этом лучше Аарона Роули, основателя Electroloom — стартапа для создания одежды посредством 3D-печати. Поначалу многие известные бренды были заинтересованы в его работе, но постепенно, один за другим, они уходили. «Была идея, что люди смогут печатать инструменты у себя дома», — рассказывает Роули, имея в виду дни, когда вокруг 3D-печати было много шумихи. Считалось, что и одежду можно будет печатать, так как предметы гардероба используются каждый день и нуждаются в регулярном обновлении.

Но прогресс далеко не ушел. «Процесс создания ткани фундаментально отличается [от 3D печати]», — считает Роули.

«Текстиль — развитая технология», — рассказывает Скотт Хадсон, исследователь в университете Карнеги —Меллон, работавший вместе с Disney над созданием мягких печатных материалов. Назвав текстильную промышленность технологией, он не преувеличил: некоторые эксперты считают, что ткацкий станок — ранняя версия компьютера. В середине 18 века Жозеф Мари Жаккар придумал, как сохранять рисунок ткани на перфокарте, благодаря чему можно было задать работу станку и автоматизировать процесс.

Технология 3D-печати еще не настолько отшлифована. «Приходится находить компромисс между жесткостью и прочностью», — рассказывает Хадсон. 3D-принтеры создают объект посредством наложения слоев, и этот процесс разительно отличается от того, как волокна превращаются в ткань.

Роули взял тканевое сырье и создал смеси, напоминающие существующие ткани. Однако 3D-принтер создал что-то, похожее на «хаотичную паутину». Ушло много времени, прежде чем они получили мягкий, эластичный, складываемый и легкий материал, который на первый взгляд напоминал ткань. Но даже окончательный вариант не был годен: материал рвался, стоило его сильнее потянуть.

«Волокна, связанные физически, как в случае с 3D-печатью, остаются неподвижны, в то время как сотканные волокна плавно двигаются относительно друг друга», — объяснил Роули. Electroloom закрыли в прошлом октябре.

Пока не решится проблема с материалом, напечатанная одежда будет больше похожа на произведение искусства, а не на предмет гардероба. Год назад платья threeASFOUR были представлены на показе Costume Institute, который спонсировала Met Gala. Показ Manus x Machina в 2016 году тоже сделал упор на роль технологий в мире моды: на показе звезды и знаменитости были одеты в серебро, а Зейн Малик появился в костюме с руками робота.

Платье Oscillation Dress от ThreeASFOUR. Источник: Instagram

В этом году threeASFOUR представила еще одну новинку: бело-синее платье с решетчатым узором: на фото выше оно облегает манекен в их студии. Платье состоит из 30 частей, которые сначала напечатали, а затем аккуратно собрали.

«Мы ищем новые технологии, — говорит Асфор. — Полагаю, в ближайшем будущем нас ждет уникальная возможность продвинуться в этом направлении».

В то же время качество других предметов одежды (например, украшений или спортивной одежды), напечатанных на 3D-принтере, значительно выше. Nike и Adidas используют 3D-печать для создания обувной набивки и подошв, которые обычно делают из пены. NASA разрабатывают проект, похожий на Pangolin — напечатанная «кольчуга» призвана защитить космонавтов от воздействий в космосе.

Читайте также: Adidas запускает массовую 3D-печать кроссовок

Может, и не только космонавтов. Хотя футболки и штаны все еще производятся традиционным образом, защитную броню в скором времени можно будет напечатать. Она пригодится на случай, если произойдет революция, нападут инопланетяне или вам потребуется бежать за границу.

Источник.

Материалы по теме:

«А напечатай мне еду!» – на что способны технологии печати XXI века

Умный дом по-русски: как 3D-печать помогла создать крутой гаджет

Запущен сервис для создания моделей для 3D-печати внутри виртуальной реальности

Ford тестирует 3D-печать деталей для авто

Куда идти, чтобы учиться и работать с 3D-печатью?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Мифы о производственной 3D-печати: дорого, ненадёжно, медленно
  2. 2 Хотите построить бизнес на 3D-печати? Вот что нужно знать
  3. 3 На 95% дешевле: в чем эффективность 3D-печати для современного бизнеса
  4. 4 МЭИ напечатает самолёты: молодые учёные представили инновационный 3D–принтер
  5. 5 3Dравый смысл: зачем предприятия внедряют аддитивные технологии?
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта