Увольнение при ликвидации предприятия: как все правильно оформить и не запутаться
Любой бизнес может быть ликвидирован — в добровольном или принудительном порядке. Ликвидация предполагает полное завершение работы фирмы и, следовательно, увольнение всех сотрудников. Увольнение при ликвидации предприятия подразумевает окончательное расторжение всех трудовых договоров.
Добровольно закрывают бизнес сами владельцы. Принудительное (в судебном порядке) — при наличии существенных нарушений, таких как ведение запрещенной деятельности, отсутствие лицензий, несоблюдение действующего законодательства. Также ликвидируют бизнес и объявляют о его банкротстве.
При ликвидации руководство должно заранее предупредить сотрудников о том, что вскоре они будут уволены.
Также следует полностью рассчитаться с ними. Увольнять нужно также тех сотрудников, которые на момент закрытия компании находятся в отпуске, на больничном или в декрете. Рассмотрим в статье, как происходит увольнение при ликвидации предприятия и что важно учесть владельцу.
Содержание
- Как увольнять сотрудников во время ликвидации предприятия
- Уведомить профсоюз (если он есть)
- Уведомить работника: как правильно это сделать при ликвидации
- Сообщить в службу занятости
- Расторгнуть трудовой договор
- Издать и зарегистрировать приказ о прекращении трудового договора
- Ознакомить сотрудника с приказом под подпись о том, что трудовой договор будет прекращен
- Подать в СФР информацию об увольнении работника
- Внести запись в личную карточку работника
- Внести запись об увольнении в бумажную трудовую книжку
- Составить записку-расчет при прекращении трудового договора
- Произвести окончательный расчет с работником
- Выдать работнику документы, связанные с работой
- Сообщить об увольнении работника в военкомат (при необходимости)
- Итог
Как увольнять сотрудников во время ликвидации предприятия
Руководство должно принять и утвердить само решение о закрытии компании — в случае добровольной ликвидации.
Решение может быть составлено в свободной форме и содержать сведения о том, в какие сроки будет прекращена деятельность предприятия и каков состав ликвидационной комиссии. Именно комиссия отвечает за управление предприятием в период завершения его работы, включая увольнение сотрудников.
Рекомендуется заранее составить план увольнения, чтобы ничего не упустить, особенно если предприятие крупное. В некоторых случаях увольнять сотрудников приходится поэтапно — например, если штат большой или если часть сотрудников задействована в ликвидационной комиссии.
Например, увольнение директора при ликвидации предприятия обычно оказывается отсроченным, потому что нередко директор и главный бухгалтер входят в состав комиссии по ликвидации. Уведомлять о предстоящем увольнении следует всех работников одновременно.
Рассмотрим порядок увольнения при ликвидации предприятия и что нужно сделать поэтапно.
Уведомить профсоюз (если он есть)
Согласно ст. 292 ТК РФ, работодатель ликвидируемой компании должен направить уведомление в профсоюз не позже чем за 3 месяца до закрытия бизнеса.
Уведомление составляется по форме Р15016. После уведомления необходимо обсудить с членами профсоюза вопросы дальнейшего соблюдения их интересов в связи с закрытием компании.
Уведомить работника: как правильно это сделать при ликвидации
При ликвидации компании важно не только завершить все дела, но и правильно уведомить сотрудников. Ошибки могут привести к штрафам, судебным разбирательствам и дополнительным затратам. Разберем, как действовать грамотно.
Согласно ст. 180 Трудового кодекса владелец бизнеса должен оповестить сотрудников за 2 месяца до ликвидации. Если речь идет о массовых сокращениях, уведомлять службу занятости нужно за 3 месяца.
Приведем наглядный пример. Владелец магазина одежды решил закрыть бизнес. Он уведомил сотрудников за два месяца, отправив письменные уведомления. Тем, кто подписал их позже, сроки начали отсчитываться со дня подписи.
Читайте по теме:
Ликвидация бизнеса: какие способы существуют и почему от некоторых лучше отказаться
Увольнение директора ООО: порядок и особенности
Уведомление должно быть оформлено в письменном виде и подписано сотрудником. Можно передать его лично под подпись или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.
Например: руководитель небольшого кафе раздал уведомления под подпись, но один сотрудник отказался подписывать. Тогда работодатель отправил письмо на его домашний адрес.
Документ должен содержать:
- название компании;
- причину увольнения (ликвидация предприятия);
- дату увольнения;
- информацию о выплатах.
В уведомлении должно быть указано, что работник получит компенсацию в размере среднего месячного заработка.
При ликвидации компании сотрудникам полагается:
- выходное пособие (средняя зарплата за месяц);
- сохранить зарплату на 2 месяца, пока работник не трудоустроится;
- дополнительно начислить пособие, если человек не нашел работу в течение третьего месяца. Этот вопрос решает служба занятости.
Бухгалтер в закрывающейся фирме получил стандартное пособие, но через два месяца не нашел работу. Он обратился в центр занятости и получил выплату за третий месяц.
Предложите помощь с трудоустройством. Ответственные работодатели помогают сотрудникам найти новую работу, например, дают рекомендации или сообщают о вакансиях.
Например, владелец автомастерской заранее договорился с партнерами, чтобы уволенные сотрудники могли перейти к ним.
При ликвидации важно не просто закрыть бизнес, но и позаботиться о сотрудниках. Если вовремя уведомить работников, оформить все документы и выплатить положенные компенсации, это снизит риски и поможет избежать конфликтов.
Сообщить в службу занятости
Досрочное увольнение при ликвидации предприятия также предполагает, что работодатель оповещает о закрытии бизнеса службу занятости населения. Это надо сделать за 2 месяца до начала увольнений.
Решение о ликвидации руководитель направляет в службу занятости по форме №1.
Ознакомиться с формой можно в Приказе Министерства труда РФ от 16 апреля 2024 года.
Расторгнуть трудовой договор
Руководитель обязан полностью рассчитаться с сотрудником. Компенсация при увольнении (ликвидация предприятия предусматривает ее в обязательном порядке) равна величине средней зарплаты пропорционально тому времени, которое осталось до окончания работы фирмы.
Никаких дополнительных соглашений больше не требуется — только письменное заявление на увольнение при ликвидации предприятия.
Невозможно уволить работника в этом случае уволить «по собственному желанию» — только в связи с ликвидацией. Скачать заявление на увольнение при ликвидации предприятия (образец) можно на различных порталах в интернете.
Издать и зарегистрировать приказ о прекращении трудового договора
Приказ должен быть составлен по форме Т-8 (Т-8а). Допускается также использовать собственную форму, утвержденную внутренним нормативным актом предприятия.
Заполненный приказ должен быть зарегистрирован в соответствующем журнале.
Ознакомить сотрудника с приказом под подпись о том, что трудовой договор будет прекращен
После того, как приказ оформлен и зарегистрирован, он должен быть доведен до сведения сотрудника под роспись. Если по каким-либо причинам это сделать невозможно или сотрудник отказывается подписывать приказ, составляется акт.
Подать в СФР информацию об увольнении работника
По всем увольняемым сотрудникам работодатель обязан предоставлять сведения в СФР. Данные об увольнении направляются согласно форме ЕФС-1. Сделать это необходимо не позже чем на следующий рабочий день после подписания приказа об увольнении. Сведения о том, как это правильно сделать, подробно описаны на портале Социального фонда России.
Внести запись в личную карточку работника
Заполнение и ведение личных карточек не является строгой обязанностью, однако работодатель может это делать по своему усмотрению.
Существуют формы карточек, разработанные Госкомстатом РФ: Т-2 — для коммерческих фирм, Т-2ГС — для государственных организаций, Т-2МС — для муниципальных предприятий.
Также частные компании могут использовать карточки индивидуально разработанных форм.
При ведении личных карточек работодатель в случае увольнения сотрудника должен внести в карточку соответствующую запись. Следует указать причину увольнения и дату регистрации приказа.
Внести запись об увольнении в бумажную трудовую книжку
Запись в бумажную трудовую книжку вносится согласно Порядку №320н, утвержденному Министерством труда РФ. В случае увольнения по причине ликвидации предприятия необходимо указать, что трудовой договор с сотрудником расторгнут согласно данной причине в соответствии со статьей 81 ТК РФ, п. 1, ч. 1.
Запись в трудовой книжке должна быть заверена уполномоченным лицом: руководителем отдела кадров, секретарем, бухгалтером. Руководитель самостоятельно заверяет запись, если такого работника в компании нет. Также необходимо поставить печать организации.
Составить записку-расчет при прекращении трудового договора
Записка-расчет представляет собой документ, используемый для подтверждения тех выплат, которые руководство должно перечислить увольняемому. Выплаты при увольнении ликвидация предприятия предусматривает следующие: заработная плата, компенсации отпусков, выходное пособие и компенсация за досрочное расторжение договора.
Читайте также:
Как закрыть ИП сразу после открытия в 2025 году
Подборка шаблонов документов для бизнеса
Записка-расчет составляется по форме Т-61 и заполняется согласно порядку, утвержденному Постановлением Госкомстата РФ №1 от 5 января 2004 года. Заполнять ее может HR-специалист или иное уполномоченное лицо. Сами же расчеты ведутся бухгалтером.
Произвести окончательный расчет с работником
Все выплаты, компенсации и пособия при увольнении при ликвидации предприятия должны быть перечислены сотруднику в день увольнения, согласно статье 140 ТК РФ.
Если сотрудник отсутствует на рабочем месте в день увольнения, работодатель обязан перечислить ему деньги не позже следующего дня.
Увольнение при ликвидации предприятия — какие выплаты положены? Помимо уже указанных выше обязательных выплат, на период дальнейшего трудоустройства уволенный сотрудник имеет право на сохраняемый средний заработок.
Выдать работнику документы, связанные с работой
Законодательство обязывает руководителя ликвидируемой компании выдавать увольняемым сотрудникам следующие документы:
- расчетный листок, содержащий данные о выплатах на день увольнения,
- трудовая книжка;
- при ведении трудовой книжки в электронном формате — данные по форме СТД-Р;
- медицинская книжка и другие документы, оригиналы которых были предоставлены сотрудником работодателю на период действия трудового договора.
Эти документы должны быть выданы при расчете с работником. Также сотрудник имеет право потребовать у работодателя следующие документы, подав заявление:
- копию приказа об увольнении,
- справку о доходах,
- справку для службы занятости.
Копии документов должны предоставляться работодателем на безвозмездной основе и быть заверены подписью с расшифровкой. На документе также проставляется отметка «Верно» и дата выдачи.
Сообщить об увольнении работника в военкомат (при необходимости)
Работодатель обязан уведомлять военкомат по месту постоянной или временной регистрации увольняемых сотрудников, подлежащих воинскому учету. Подать сведения необходимо не позже чем через 5 календарных дней с момента увольнения.
Уведомление подается в военкомат по форме, утвержденной Приложением №2 к положению о воинском учете граждан.
Нужно указать:
- число, месяц и год рождения сотрудника, в отношении которого подаются сведения;
- серию и номер паспорта;
- номер СНИЛС;
- данные трудового договора;
- адрес регистрации;
- воинское звание.
Кроме того, обязательно заполняются сведения о месте работы: наименование организации, юридический и фактический адрес, должность увольняемого сотрудника, дата и номер приказа об увольнении.
Итог
Ликвидация предприятия — процедура, которая подразумевает увольнение всех штатных сотрудников и полный расчет с ними. Вне зависимости от причины ликвидации и от того, была ли эта процедура добровольной, следует заранее уведомить сотрудников о закрытии компании и увольнении.
В этой статье мы рассмотрели, как правильно рассчитаться с увольняемыми работниками в случае закрытия фирмы. Соблюдение этих правил позволит избежать конфликтов с самими сотрудниками и с контролирующими органами, а также сопутствующих затрат.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Кейсы предпринимателей: как справиться с вызовами»
- 1 Что такое такое обеспечительный платеж в договоре аренды Что делать, если арендодатель не возвращает обеспечительный платеж 19 марта 21:38
- 2 Компенсации сотрудникам за использование личного имущества Прозрачные процедуры возмещения помогают избежать недоразумений в компании 10 марта 11:40
- 3 Что такое факсимильная подпись и как ее использовать И как она упрощает документооборот 07 марта 20:21
- 4 Валютный платеж: оформление и порядок проведения 07 марта 14:26