UX-дизайн — уже достаточно распространенный и понятный многим термин, чего не скажешь о сервис-дизайне. Джастин Пайбас, старший консультант по UX/UI в Deloitte Digital, рассказал, что представляют собой эти два направления и в чем заключается их различие.
Что такое UX-дизайн?
UX-дизайн — это опыт, который пользователь получает при каждом взаимодействии с сервисом. Разбираться с помощью конкретных примеров всегда проще, поэтому давайте поговорим о том, что знакомо большинству людей — об общественном транспорте.
UX общественного транспорта включает в себя самые разные аспекты: от поиска времени прибытия на бумажном расписании до онлайн-покупки билетов. Бумажное расписание является частью печатной версии UX, а онлайн-продажа — цифровой.
Что такое сервис-дизайн?
Сервис-дизайн — еще более обширное понятие. Для удобства проведем аналогию с айсбергом: сервис-дизайн — это вся глыба, а UX — ее надводная часть (UI в таком случае — лишь снег на самой верхушке).
Так, в сфере общественного транспорта сервис-дизайн определяет:
- как сделать автобусы удобнее для людей на инвалидных колясках;
- в какие города запустить больше поездов, чтобы удовлетворить спрос;
- как интегрировать данные в сторонние программы наподобие Google Maps;
- какой способ оплаты внедрить: наличными, картой или через систему распознавания лиц;
- и даже какой вид топлива выбрать: бензин или гибридную энергию.
Где проходит граница между UX- и сервис-дизайном?
По сравнению с UX, сервис-дизайн понять сложнее. В то время как UX-дизайнеры фокусируются на отдельных (в основном цифровых) точках контакта с пользователем, сервис-дизайнеры занимаются всеми этапами этого взаимодействия — а помимо цифровых аспектов, в него входят физическая инфраструктура, персонал и его задачи.
Более того, в то время как UX-дизайнеры в основном создают макеты, образы покупателя и прототипы, сервис-дизайнеры разрабатывают проекты услуг, карты пути клиента и карты экосистем сервисов. Все это помогает им использовать ресурсы бизнеса с учетом потребностей людей.
Фото: Unsplash
Сервис-дизайн и хороший сервис-дизайн
Но простое проектирование сервиса не означает, что он получится удачным. Необходимо найти баланс между удовлетворением потребностей пользователей и получением прибыли таким образом, чтобы это было этично и в идеале не наносило ущерба окружающей среде.
Однако в реальности выполнить все эти требования не так уж просто, и поэтому приходится искать компромиссы. Например, общественный транспорт может инвестировать в технологию проверки билетов, которая выгодна с финансовой точки зрения, но не вполне устраивает пассажиров. Однако совсем без системы валидации транспорт оказался бы еще неудобнее — и это уже совершенно точно было бы плохим сервис-дизайном.
Заключение
Граница между UX- и сервис-дизайном может казаться размытой из-за их частичного совпадения. Но самое захватывающее в сервис-дизайне — это возможность увидеть проблемы, которые выходят за рамки одного продукта.
Возможность увеличивать и уменьшать масштаб, создавать и оптимизировать системы для удовлетворения растущего спроса — это изменение в мышлении, которое в будущем поможет многим компаниям.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как попасть в топ поисковой выдачи Ozon»
- 1 Как стать UX-специалистом и какую зарплату вы будете получать? Ответы на самые важные вопросы
- 2 «VR — это способ запрограммировать мозг». Как построить качественный UX в виртуальной реальности
- 3 Правила Pixar по рассказу историй, которые пригодятся менеджерам по продукту и UX-дизайнерам
- 4 UX/UI – что это? Разбираемся в терминах