Истории

Как изменятся медиа с развитием виртуальной и дополненной реальности?

Истории
Мария Данильченко
Мария Данильченко

Журналист

Людмила Чумак

До сих пор технологии виртуальной и дополненной реальности ассоциировались у нас с индустрией развлечений — игра-революция Pokemon Go или симуляторы качелей и полетов на параплане с использованием VR-очков. Однако виртуальность начинает постепенно осваивать и новые реальности, в числе которых медиа. Что уже сделано и какие возможны перспективы?  

Как изменятся медиа с развитием виртуальной и дополненной реальности?

VR и AR: технологии, открывающие новые горизонты   

Виртуальная реальность (VR, virtual reality) — это пространство, смоделированное при помощи компьютерных технологий. Попадая в мир VR, пользователь теряет на время связь с реальностью и погружается в «параллельную вселенную» при помощи специальных устройств. Если еще несколько лет назад любимым развлечением подростков были симуляторы вождения, то сегодня продвинутая VR-гарнитура может заставить вас забыть о том, где вы находитесь и какой сегодня день недели. Дополненная реальность (AR, augmented reality) не переносит нас в вымышленные миры — вместо этого она приукрашивает окружающую нас действительность, добавляя в нее несуществующие, виртуальные элементы.     

Несмотря на то, что эти технологии берут свое начало в развлекательной индустрии, сегодня они уже начинают применяться и в других областях — образовании, здравоохранении, промышленности, психологии. В 2016 году впервые в мире студенты лондонских медицинских университетов смогли наблюдать за операцией, которую хирурги Королевской лондонской больницы транслировали в режиме реального времени. Каждый подобный пример становится настоящей сенсацией, напоминающей нам о концепции основателя и президента Всемирного экономического форума Клауса Шваба о грядущей четвертой промышленной революции.

VR и AR в мире СМИ: от сторителлинга к сториливингу    

Многообещающий потенциал технологий виртуальной реальности особенно актуален в сфере СМИ. Первопроходцем здесь стала журналистка Нонни де ла Пенья, бывший репортер Newsweek и автор The New York Times. Она дебютировала на кинофестивале Sundance с репортажем «Голод в Лос-Анджелесе» — первым в мире сюжетом в формате VR. С помощью очков виртуальной реальности зрители переносились в очередь на получение продуктов питания в США, и им предстояло увидеть, как стоящий перед ними немолодой мужчина падает без сознания из-за приступа.  

Феномен иммерсивности (от англ. to immerse — «погружать». — Прим. Rusbase), то есть создания атмосферы погружения, сегодня вызывает огромный интерес у публики. Иммерсивный театр, в котором зритель проживает жизнь вместе с героями, иммерсивные лекции, на которых можно не просто послушать о жизни в Средневековье, но и почувствовать запах этого времени, иммерсивные экскурсии по городу, а теперь и иммерсивная журналистика. Современный потребитель хочет не просто узнавать — он хочет чувствовать. Меняется его статус: из стороннего наблюдателя он превращается в активного участника. 

Классический новостной сюжет рассказывает зрителю о том, что произошло. Сюжет в формате VR способен погрузить его в происходящее — зритель пропускает увиденное через себя, становится его частью. Google называет это переходом от сторителлинга (от англ. story — «история» и to tell — «рассказывать». — Прим. Rusbase) к сториливингу (от англ. story — «история» и to live — «жить», «проживать. — Прим. Rusbase). Зритель теперь не просто узнает о каком-либо месте или событии — он оказывается там и переживает весь спектр эмоций от первого лица.

Истории в формате сториливинга будут вызывать гораздо больше доверия у людей в эпоху нарастающего информационного шума и кризиса института традиционных СМИ. Непосредственная связь «источник информации — получатель информации» может потенциально гарантировать максимальную беспристрастность контента и дает возможность самостоятельно интерпретировать увиденное с чистого листа.    

Журналистика погружения: сложности массового производства  

Иммерсивная журналистика (журналистика погружения) дает зрителю слишком большую свободу в вопросе фокусирования внимания и изучения окружающей виртуальной действительности. Задача выпуска новостей — сжато и в краткие сроки рассказать о самых важных событиях в мире. В виртуальной среде есть риск, что новость либо не будет воспринята зрителем, либо будет трактована им в неверном ключе. 

VR больше про чувства и ощущения, а не про информацию и знания. Именно поэтому иммерсивная журналистика не может пока похвастаться амбициозными планами по вытеснению традиционного формата подачи материала. Сегодня она представлена в основном камерными проектами определенного жанра. Это, как правило, сюжеты о путешествиях или фестивалях и концертах, документальные фильмы о социальных проблемах. Яркий пример — панорамный ролик «Истории одиноких пенсионеров», снятый в 2018 году Russia Today и фондом «Старость в радость».

Существует несколько инструментов для создания сюжета с эффектом иммерсивности: сферические камеры с захватом угла обзора в 360 градусов, VR-очки для смартфона (например, Google Cardboard) или профессиональная VR-гарнитура (например, Valve Index или Oculus Rift). Формат 360-градусных видео успешно используется многими крупными западными изданиями с большими бюджетами вроде The New York Times, The Huffington Post, TIME, CNN и BBC. Небольшие новостные издания пока, к сожалению, не могут позволить себе экспериментировать с VR. Но даже вышеперечисленные медиаимперии делают это с большой осторожностью: дело и в том, что требуется колоссальная работа по расширению технических мощностей СМИ в области VR, и в том, что человек пока еще не готов переходить к новой форме потребления информации. Согласитесь, не каждый из нас побежит покупать себе VR-очки после прочтения этого материала.  

Но когда настанет момент Х и «четвертая промышленная революция» перестанет быть всего лишь заголовком труда Шваба, как тогда изменятся наши практики потребления информации? Никаких газет и телевизоров — вместо этого у каждого из нас будут очки виртуальной реальности и, возможно, отдельная комната в квартире, оборудованная огромными экранами для эффекта 360. А интернет-страницы будут открываться в окнах в формате AR — так же, как в нашумевших американских боевиках с их невероятными спецэффектами.   

Эксперты о будущем технологий VR/AR в медиа

Наталья Лосева, заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня»,  
медиапродюсер, эксперт по new media

«Иммерсивные форматы журналистки будут развиваться вслед за другими сферами — в первую очередь это образование, профессиональная переподготовка, медицина, музеи и индустрия развлечений. Driverless car, новые технологические концепции смартфонов, интернет вещей — эти и другие факторы обеспечат совершенно новую технологическую среду. Не инновационная журналистка будет формировать медиапотребление, а как раз эта технологическая среда создаст пространство для развития VR и AR-форматов в журналистике. AR-материалы, которые в принципе более быстрые и дешевые в производстве, будут постепенно шаблонизироваться. Среди них — вариант быстрой наглядной инфографики, иногда привязанной к месту событий, или формат второго слоя в спортивных соревнованиях или на концертах. В свою очередь виртуальная реальность будет развиваться как мощный нарративный инструмент в реконструкциях, очерках. Традиционные жанры эти форматы не вытеснят — они будут завоевывать свою долю и аудиторию в общем ландшафте медиапотребления».

Эдуард Чижиков, руководитель проекта RT360


«Технология виртуальной и дополненной реальности будет активно использоваться в сфере медиа, но это произойдет не в один момент. Для журналистики определяющим фактором является максимально оперативное получение информации. Объем новых данных постоянно растет, а экран ноутбука или телефона слишком мал, чтобы одновременно уместить страницы интернет-ресурсов, видеохостингов и соцсетей. AR поможет их объединить, позволит сделать информацию более наглядной и получать ее в большем объеме. Возникнет больше форматов иммерсивной журналистики, где в роли корреспондента будет выступать уже сам зритель». 

Андрей Ивашенцев, Microsoft Regional Director по направлению Mixed Reality,
VR/AR эксперт в фонде Сколково

«Основное преимущество, которое дает нам смешанная реальность (смешанная реальность — это одновременное использование технологий виртуальной и дополненной реальности. — Прим. Rusbase) — повышение уровня вовлеченности в контент, который журналист хочет донести до аудитории. С улучшением иммерсивности пропадает множество отвлекающих факторов, и зритель в VR-очках существенно глубже погружается в панорамное 360-градусное видео, чем при просмотре того же материала с плоского экрана. Это значит, что меняются и требования к качеству как самого контента, так и к оборудованию для воспроизведения. На сегодняшний день крайне сложно записать качественное 360-видео в полевых условиях, поэтому большая часть качественного контента, подпадающего под термин "VR-журналистика" — хорошо спродюсированные документальные фильмы с достаточно весомым бюджетом на продакшн. Как и любая растущая экосистема, иммерсивная журналистика будет развиваться в зависимости от спроса на новые форматы и от степени технического оснащения целевой аудитории, которое из года в год становится все лучше».   

Мария Ненахова, директор по маркетингу Epson


«VR находит широкое распространение в индустрии игр и сфере рекламы товаров, технология AR сейчас особенно востребована в сфере культуры и маркетинга — для визуализации объектов, вовлечения потребителей в маркетинговые активации брендов, проведения тренингов для сотрудников. Со СМИ это не так очевидно. Дополненная реальность требует разработки сложного программного обеспечения. СМИ — это постоянная динамика, информация поступает незамедлительно. Здесь много спонтанного и обусловленного "моментом". Но технологии не стоят на месте, и, возможно, в скором будущем сложится благоприятная ситуация для интеграции VR в медиа».  

Вячеслав Танцоров, директор по операционному маркетингу ИТ-компании «КРОК»


«По мере более массового распространения VR-гарнитур и развития сетей доставки контента у иммерсивной журналистики неплохие перспективы — в частности, в инфотейнменте. VR окажет влияние на бизнес-модели медиа с точки зрения новостного сторителлинга и дистрибуции контента, а также потребует изменения в регулировании этических вопросов. На практике сегодня наиболее распространен формат 360 Video — панорамные видеотрансляции с высокой реалистичностью. Такие проекты есть в России и за рубежом в ряде крупнейших информационных агентств, но пока они носят имиджевый характер». 

Расскажи, как цифровая трансформация изменила твой бизнес

Стань лауреатом RB Digital Awards 2022

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «VR — это способ запрограммировать мозг». Как построить качественный UX в виртуальной реальности
  2. 2 Музейный VR: как мы воссоздали аппарат, который исследовал «Титаник»
  3. 3 «Даже консерваторам придется меняться». Как и когда VR заменит традиционное обучение персонала
  4. 4 Пять технологий, которые изменят сферу культуры и искусства
  5. 5 Как большие данные увеличивают прибыль медиакомпаний
RB DIGITAL AWARDS 2022
Расскажи, как цифровая трансформация изменила твой бизнес
Узнать больше

ВОЗМОЖНОСТИ

28 октября 2021

30 октября 2021

31 октября 2021

31 октября 2021