YOUNG

«Карантин стал самым продуктивным временем за 11 лет школы»: успешный опыт школьников и педагогов на удалёнке

YOUNG
Игорь Трахов
Игорь Трахов

Руководитель направления «Дополнительное школьное образование» онлайн-школы «Фоксфорд»

Мария Передок

Мысль о новых ограничениях из-за коронавируса заставляет тревожиться многих подростков и их родителей: не всем онлайн-учёба оказалась по плечу. Сложно собраться, распределить время, чётко разграничивать отдых и учёбу — трудностей много. Но есть и положительные моменты, ведь образование в онлайне вышло на качественно новый уровень! Стало возможным проходить самые разные курсы и заглядывать во многие университеты и школы мира.

Игорь Трахов, руководитель направления «Дополнительное школьное образование» онлайн-школы «Фоксфорд», рассказывает, как ученикам и преподавателям удалось продуктивно перейти на дистанционку.  

«Карантин стал самым продуктивным временем за 11 лет школы»: успешный опыт школьников и педагогов на удалёнке

Как мягко и безболезненно перевести школьников в онлайн


  • Свободный доступ к компьютеру и надёжное интернет-соединение 

Если, например, в семье несколько детей, а компьютер — один, то пользоваться им приходится по расписанию, сложно полноценно погрузиться в онлайн-уроки и выбрать для этого действительно удобное время. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка всегда и в любое время был доступ к компьютеру с хорошим интернетом.

  • Предварительное знакомство с дистанционным форматом 

Ученики, которые раньше занимались онлайн, были более мотивированы. Они сконцентрировались на получении знаний, не отвлекались на решение организационных и технических проблем (как посмотреть вебинар, как отправить учителю выполненное задание и так далее). Если школьник не сталкивался с онлайн-обучением раньше, помогите ему разобраться и всё объясните.

Shutterstock

  • Возможность выбирать время для занятий 

Весной «Фоксфорд» открыл бесплатный доступ к курсам по школьной программе, к нам пришли 2,5 млн новых пользователей. Мы сравнили сценарии онлайн-обучения до и во время карантина. 

Раньше к онлайн-курсам школьники подключались после обеда в будние дни и с утра и до вечера в воскресенье. Во время карантина ученики смотрели уроки в течение всего дня.

А вот время занятий с репетиторами не изменилось: индивидуальные уроки по-прежнему назначали в будние дни, с 16 до 20 часов, и в течение дня в субботу.

Мария Стрига, преподаватель физики и математики

Из-за коронавируса изменилось расписание занятий. Раньше я работала до 22:00–23:00, во время карантина ночных занятий почти не осталось. Большинство учеников перешли с вечернего на утреннее время, несколько человек попросили дополнительное занятие в неделю. 

  • Самостоятельное определение целей 

Не менее важно выбрать, что именно изучать и с какой целью. Одни ученики восполняли пробелы в знаниях и проходили базовые курсы, другие сделали упор на подготовку к ЕГЭ или олимпиадам, третьи просто решили узнать что-то новое и любопытное.  

Павел Рябчиков, преподаватель информатики и ИКТ

Я стал уделять занятиям больше времени. Раньше было по 4–5 занятий в день, во время карантина доходило до тринадцати. Пришли ученики, которые хотели подготовиться к ЕГЭ в стиле экспресс-погружения — ежедневно, по два занятия подряд, или изучить что-то помимо школьной программы. Многие из них говорили мне, что оценили свои силы и научились правильно распределять время, расставлять приоритеты во время карантина.

Асия Тюмисова, преподаватель математики

Школьники и их родители смогли выбирать, какому предмету уделять дополнительное время, и математика оказалась одним из приоритетных направлений. В какой-то момент я обнаружила, что завтра меня ждёт 12 уроков, а на следующий день — 13, и далее в том же духе.

Меня просили о дополнительных занятиях, и я не могла отказать.

Многие ученики рассказывали, что дистанционное обучение в их школах, по сути, свелось к самостоятельному изучению тех или иных тем, и они перестали справляться с домашними заданиями. Однако выглядели они менее уставшими, занимались с повышенным энтузиазмом, а кто-то даже почувствовал силы попробовать себя в олимпиадах.

Иван Пушкарёв, выпускник 2020 года

С началом карантина школьные занятия свелись к выполнению заданий на разных сайтах, которые занимали не так много времени. Я делал все домашние работы на следующую неделю в выходные, чтобы в будни не думать о них.

Карантин сильно поменял график: можно было общаться с репетиторами уже в первой половине дня, стало больше времени на дополнительные занятия и мини-курсы. Например, подготовку к ЕГЭ по информатике вообще за день прошёл, во многом благодаря карантину. Но завала точно не было, отказываться от лишнего материала не пришлось. 

Для меня это был и остаётся максимально продуктивный период: дома легче сконцентрироваться и делать то, что действительно нужно — изучать теорию, решать задачи, смотреть занятия.

Элина Ахмедова, выпускница 2020 года

С началом карантина удалось вздохнуть спокойно и перенаправить ещё больше сил на подготовку к ЕГЭ. По математике три раза в неделю у нас проходили зум-конференции, по физике — заканчивали программу и решали варианты, по информатике — раз в неделю встречались в Google Meet для решения ЕГЭ. Учителя по остальным предметам просто отправляли нам задания, которые мы сдавали, чтобы получить нужное количество оценок. 

Shutterstock

Изоляция для меня была самым продуктивным периодом за все 11 лет школы. Внезапно освободившееся время принесло пользу: я смогла досмотреть курсы по математике, информатике и пройти с нуля годовой курс по русскому за 2 месяца, смогла нагнать необходимую программу и не успела перегореть, как раз выйдя к июлю на пик своей формы после трёх месяцев нон-стоп учёбы. 

Я человек, созданный для свободного графика, поэтому оценила возможность самостоятельно распределять время и рассчитывать силы. Поначалу был велик соблазн ложиться в 5 утра и вставать к обеду, но вскоре я выстроила режим. 

Дистанционное обучение становится привычным способом получения образования, в том числе из-за пандемии.

Умение учиться онлайн можно назвать главным скиллом для школьников в 2020 году. 

При этом, по нашей оценке, только около 5% школьных учителей работали с цифровыми инструментами. Остальным во время карантина пришлось разбираться: как передать задание ученикам, в каком формате оно должно быть. Из-за организационных и технических проблем мотивация учеников падала, но онлайн-образование может быть удобным, интересным и эффективным, если к нему стремиться. 

 Фото на обложке: Shutterstock / Anfisa Che

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сидим дома: где учиться онлайн во время карантина (и не только)
  2. 2 Гибкое расписание и ничего лишнего: зачем переводиться на дистанционное обучение в 11 классе
  3. 3 «Я чувствовала – если останусь в школе, то не смогу сохранить нервы». Как перейти на онлайн-обучение за три месяца до ЕГЭ

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase