Американские ученые признали права России на арктический газ

Результаты исследования американского геологического общества оказались в пользу России

Американские ученые признали права России на арктический газ
Согласно новому исследованию Американского геологического общества, большая часть природного газа в Арктике залегает на территории, принадлежащей России.

Кроме этого заключения американские ученые пришли к выводу, что почти треть еще не разработанного природного газа мира находится в Арктике к северу от Полярного круга. Согласно проведенным исследовательским работам, на территории Арктики также находится от 3 до 4% еще неразведанных мировых запасов нефти.

Россия укрепит позиции сырьевой державы

"Эти результаты позволяют предположить, что в будущем превосходство России в области стратегического контроля над запасами в частности газа, по всей вероятности, усилится и расширится", - сказал ведущий автор исследования Дональд Готье, которое было опубликовано в сегодняшнем выпуске журнала Science.

При этом Готье отметил, что Россия в настоящее время уже является лидером в мировой добыче газа.

По словам Готье, поскольку большая часть арктической территории недостаточно исследована и данные очень ограничены, исследователям пришлось разработать новый метод измерения. Они собрали всю доступную информацию, а затем распределили ее по геологическим зонам. Затем эти зоны были сопоставлены с другими геологическими зонами в разных частях мира, где уже были найдены нефть или газ, с тем, чтобы определить наиболее вероятные места залежей ископаемых. "По мере появления новых данных, наше представление о природных ресурсах Арктики будет меняться", - сказал Готье.

Сокровища Карского моря

Две трети неразведанных мировых запасов газа распределяется между всего четырьмя территориями: южной частью Карского моря, северной частью бассейна Баренцева моря, южной частью бассейна Баренцева моря и Аляскинской платформой, говорится в отчете. При этом 39% неразведанного газа Арктики приходится на южную часть Карского моря, утверждают исследователи.

Права на Арктику

Россия весьма активно занимается утверждением своих прав на территорию Арктики. Впервые она подала соответствующую заявку в ООН в 2001 году, однако она была отклонена в связи с недостатком доказательств. США, Канада, Дания и Норвегия тоже  претендуют на часть территорий Арктики.

Сейчас Россия пытается доказать, что подводная горная цепь, пересекающая полярную область, является частью принадлежащего ей континентального шельфа. Последние исследования американского геологического общества могут вполне успешно помочь ей в этом.

Нефть

Арктические залежи нефти значительно скромнее, чем залежи газа, и едва ли могут спровоцировать какой бы то ни было сдвиг в мировом нефтяном балансе, говорит Готье.
Однако они могут иметь местное значение, если их будут разрабатывать другие страны (не Россия), сказал он, приведя в пример США и Гренландию.

Тем не менее, добавил Готье, предметом исследования были только геологические условия и возможность присутствия энергетических запасов. "Если залежи будут найдены, они не будут найдены все одновременно, их будут находить по мере продвижения, и с таким же шагом их будут разрабатывать", - сказал он, подчеркнув, что не стоит рассчитывать, что найденные залежи нефти существенно увеличат объемы нефти в мире.