Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Антикризисные меры на 1,2 трлн рублей замедлили падение ВВП на 2%

Архив rb.ru

Если бы их запустили с самого начала 2009 года, то эффект был бы гораздо больше

Антикризисные меры на 1,2 трлн рублей замедлили падение ВВП на 2%
На антикризисные меры в 2009 году Россия потратила 1,21 трлн рублей, или свыше 98% от выделенных на эти цели 1,23 трлн рублей.  По подсчетам Минэкономразвития, это позволило сократить падение экономики на 2% по итогам года. Однако если бы антикризисные меры удалось запустить еще в первом полугодии, эффект от их применения был бы заметно выше.

Правительство внесло в Госдуму отчет об антикризисных мерах за 2009 год, пишут "Ведомости". Как отмечается в докладе Минэкономразвития, прошлый год начался с резкого спада инвестиционной активности и промпроизводства, но к лету появились первые признаки оживления экономики. К этому моменту улучшилась внешнеэкономическая ситуация и начал сказываться эффект антикризисных мер, которые стали действовать только во втором полугодии.

В ведомстве подсчитали, что антикризисные меры, на которые были выделено свыше 1,2 трлн рублей, замедлили падение экономики в 2009 году на 2%. В противном случае падение ВВП составило бы 10% (согласно предварительным данным Росстата, в 2009 году снижение составило 7,9%). Однако если бы их запустили чуть раньше, эффективность была бы куда выше, заявил газете чиновник Минэкономразвития. С учетом того, что бюджет был утвержден только в апреле, а средства начали поступать к лету, антикризисные меры действительно стали работать лишь со второго полугодия, соглашаются аналитики. Если бы правительству удалось запустить их в первом полугодии, падение экономики могло бы не превысить 6,5%, считают в Merrill Lynch.

Куда потратили

Из заложенных в бюджете-2009 на антикризисные меры 1,23 трлн рублей было потрачено 1,21 трлн рублей (98,4%). Не освоенными остались 19,9 млрд рублей.

Как следует из отчета, полностью были освоены средства на поддержку банковского сектора, которые пошли на увеличение уставных капиталов ВТБ и ВЭБа (280 млрд рублей). На дотационную поддержку региональных бюджетов государство потратило даже выше запланированного: в частности, выделенные изначально 150 млрд рублей на поддержку сбалансированности бюджетов были увеличены на 16,3 млрд. Также регионам было выдано 152,1 млрд рублей бюджетных кредитов.

Среди средств, освоенных не в полном объеме, оказались деньги, запланированные на поддержку авиакомпаний, а также автопрома. При этом бывшая у всех на слуху мера по субсидированию 2/3 ставки рефинансирования по потребительским автокредитам особой популярности не пользовалась. Хотя на эти цели изначально было заложено 2 млрд рублей, компенсации банкам составили всего 187,7 млн рублей (19,7%).

В отчете Минэкономразвития отмечается, что часть мер не сработала из-за неправильного механизма их реализации. Например, предприятия могли взять кредит на технологическое перевооружение под госгарантии и затем удешевить его стоимость посредством субсидий от государства. Но поскольку госгарантии многие предприятия начали получать только во втором полугодии, механизм субсидирования ставок оказался практически невостребованным.

Все 300 млрд рублей лимита по госгарантиям, предоставляемым для поддержки системообразующих предприятий, были выбраны полностью, но несмотря на то, что выдавать их начали с начала года, дождались их не все - Минфин к 31 декабря выдал госгарантий только на 145,9 млрд рублей. Оформление оставшихся 154,1 млрд рублей продолжится в текущем году.

В целом опрошенные "Ведомостями" аналитики отмечают, что антикризисные меры российского правительства "цельного впечатления не оставили", однако, надо признать, что антикризисная политика большинства других государств также особой последовательностью не отличалась. По мнению главного экономиста "Тройки диалог" Евгения Гавриленкова, "главной антикризисной мерой" правительства стало приведение в равновесие валютного курса в феврале прошлого года, а остальные меры "системного воздействия на экономику не оказали".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как отелю грамотно выйти на новый регион для открытия филиала
  2. 2 Как организовать собственное производство косметики
  3. 3 Как самостоятельно открыть VR-клуб
  4. 4 «За деньги — да»: зачем бизнесу переезжать внутри России
  5. 5 Как агентству из региона найти клиентов на федеральном рынке