Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Boeing задерживает полет "лайнера мечты"

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Boeing-787 Dreamliner долетит до первого заказчика с опозданием на полгода

Boeing задерживает полет "лайнера мечты"
Boeing признался: коммерческий полет самого красивого самолета Boeing-787 Dreamliner состоится с задержкой на семь месяцев. Мировому авиастроительному концерну пришлось изменить сроки из-за неготовности самолета к началу летных испытаний. Акции компании сразу после вчерашнего сообщения стали падать, а впереди еще большие проблемы - штрафы и отказы от "лайнера мечты".

После того, как сорвались сроки первых летных испытаний (их перенесли с августа этого года на ноябрь-декабрь 2007 года), стало понятно, что Boeing не успеет протестировать лайнер, пройти необходимую сертификацию и выпустить самолет к маю следующего года, как планировалось. Но Boeing до последнего не хотел признавать, что повторит ошибки своего главного конкурента Airbus, который задержал первые поставки своего самого большого самолета A-380 на целых два года.

В середине сентября руководство Boeing даже собрало западных аналитиков и журналистов, чтобы успокоить общественность: "лайнеры мечты" поступят ровно в срок первому заказчику в списке - японской авиакомпании All Nippon Airways - в мае 2008 года. Японцы хотели запустить рейсы на новом самолете как раз к началу Пекинской Олимпиады. Теперь этому сбыться не суждено, признает Boeing.

Надежды рухнули

В июле компания выкатила первый самолет со сборочной линии, но позже выяснилось, что некоторые секции не были собраны до конца из-за срыва в цепи поставок от производителей комплектующих. Группа вынуждена была отложить первый испытательный полет лайнера с августа на конец этого года. А вчера пришлось признать, что и первый коммерческий рейс Boeing 787 Dreamliner переносится с мая 2008 года на конец года.

Задержка поставок воздушных судов не сулит ничего хорошего производителю. Уже после вчерашнего заявления о том, что коммерческие поставки откладываются на полгода, фондовый рынок США отреагировал падением акций компании. Во время вчерашних торгов котировки компании опускались даже до 97,04 доллара за акцию, тогда как во вторник они котировались на отметке 101,45 доллара.

Кроме того, Boeing вряд ли удастся избежать штрафов - это обычная практика наказания за несоблюдение сроков поставки самолетов. Так, за двухлетнюю задержку 173 самолетов А-380 компания Airbus должна заплатить 14 заказчикам около $7 млрд штрафов. За каждый просроченный лайнер компания теряет порядка 14-15% от цены. Даже российская компания "Гражданские самолеты Сухого" перенесла в Россию западный опыт: штраф за просрочку каждого самолета Sukhoi SuperJet-100 будет стоить ГСС до $1,5 млн (около 5% от каталожной стоимости лайнера - $28 млн). У Boeing также прописано в контрактах, что в случае несвоевременной поставки самолетов, компания платит штраф. Правда, размеры его зависят от конкретного заказа.

В Boeing опять верят в "чудо". Как пишет сегодня Financial Times, в авиаконцерне говорят, что задержка сроков не отразится на доходах компании существенным образом: прогнозы прибыли на этот и следующий год остались без изменений. Однако, если сроки поставок 30-35-ти самолетов Dreamliner, запланированных на 2009 год, тоже сорвутся, то это все же скажется негативно на доходах компании в 2008 году. Причем, такой прогноз событий более чем вероятен. За опозданием выпуска первого самолета может последовать череда просроченных контрактов, как это уже было в случае с Airbus.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Управление девайсами с помощью чавкания и 3D-печать в космосе
  2. 2 Мифы о производственной 3D-печати: дорого, ненадёжно, медленно
  3. 3 Импортозамещение, роботы и решения для здоровья: какие задачи решали сколковские стартапы в 2023 году
  4. 4 Как организовать собственное производство косметики
  5. 5 Стартапы поборются за инвестиции в акселераторе АГНИ