Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Борьба с Uber - борьба против прогресса?

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Долгое время руководители Uber утверждали, что французское законодательство не сможет обуздать их компанию.

Борьба с Uber - борьба против прогресса?

Долгое время руководители Uber утверждали, что французское законодательство не сможет обуздать их компанию. И вот два топ-менеджера европейского подразделения сервиса задержаны, им предъявлены обвинения в нелегальной работе сервиса и незаконном хранении данных. Многие наблюдатели видят в этом борьбу старой системы, которая противится всяческим изменениям, и новой, которая создает принципиально новую экономику.


Двое руководителей французского отделения
Uber пойдут под суд 30 сентября. Тибо Семфаль и Пьер-Димитрий Гор-Коти задержаны в рамках расследования деятельности мобильного приложения UberPOP. Надо отметить, что во Франции 1 января 2015 года вступил в силу закон, который запрещает непрофессиональным водителям осуществлять коммерческие перевозки. А UberPOP как раз служит посредником между пассажиром и водителем, готовым его подвезти, и якобы не является официальной службой такси, а занимается информационными услугами. При этом сервис, по сути, ничего не знает о своих водителях, не проверяет их (как это обязаны делать официальные автопарки), но при этом знает слишком много о своих клиентах. Таксисты в свою очередь могут не платить налоги и социальные отчисления.
 

Таким образом, двум топ-менеджерам Uber во Франции предъявлены обвинения в организации нелегального бизнеса и незаконном хранении персональных данных. По новому французскому законодательству им может грозить штраф в размере до 300 тыс. евро и два года тюрьмы.
 

Полиция начала свое расследование в отношении сервиса еще в конце 2014 года. Тогда прошли обыски в офисах Uber в Париже и были конфискованы разные документы.

 

В конце июня на улицы Франции вышли почти 3 тысячи таксистов, которые требовали запретить UberPOP. Из-за сервиса прибыль традиционных перевозчиков упала вдвое, так как средняя поездка на лицензионном такси стоит около 10 евро, а у Uber – не более 4. Кроме того, в десятки тысяч евро обходится и лицензия, которая не нужна перевозчикам UberPOP.

 

Попытка обуздать Uber
 

Это уголовное дело знаменует собой эскалацию волны усилий по обузданию компании из Сан-Франциско и новый упрек правовой стратегии сервиса, который балансирует на грани войны, отмечает The Wall Street Journal (https://www.wsj.com/).
 

Даже после выдвинутых обвинений Uber продолжает бросать вызов, заявляя, что UberPOP будет работать до тех пор, пока его не запретит суд. Компания подчеркнула, что заинтересована в продолжении разговора с французским правительством о нормативно-правовой базе для таких услуг, которые предоставляет Uber. "Вы не можете украсть только потому, что вы думаете, что кража не является незаконной", - говорят в свою очередь французские чиновники.
 

Победы и поражения
 

Сервис подвергается гонениям по всему миру, но есть и победы.

- В Южной Корее сервис UberX оказался вне закона. В декабре прошлого года власти страны обвинили гендиректора компании Тревиса Каланика в незаконной деятельности на территории страны.

- В Нидерландах прокуроры провели обыски в офисах Uber в марте и начали уголовное расследование.

- В Милане судья в мае признал незаконной работу UberPop .

- Департамент транспорта Филиппин объявил о выделении сервисов такси, подобных Uber, в отдельную категорию официально зарегистрированного транспорта. Республика станет первой в мире страной с такими нормами.

- В Неваде (США) в мае приняли законопроект, разрешающий работу сервиса.
 

Есть мнения, что правительство Франции выдвинуло обвинение против топ-менеджеров просто, чтобы успокоить вышедших на улицу таксистов. "Они должны показать толпе, что хоть что-то делают", - говорит WSJ источник, близкий к Uber.
 

Борьба прошлого с будущим?
 

Несмотря ни на что, Uber – удачный проект, который сегодня оценивается уже в $41 млрд. При этом сервис просто на глазах переворачивает индустрию обслуживания, ставя ее на рельсы так называемой share-экономики. Сервисы наподобие Uber ничего не изобретают, но позволяют автоматизировать все, что поддается автоматизации, выводя на рынок уже качественно новую услугу. Компания уже заявляла, что то же французское законодательство в сфере пассажироперевозок устарело и нужны реформы для соответствия нынешним реалиям рынка.
 

И пока одни пользователи задаются вопросом, а чем, собственно, Uber отличается от тех же "бомбил", с которыми совсем недавно так активно боролись московские власти, другие наблюдатели в сложившейся ситуации делают отсылки к луддизму.
 

"Честно говоря, для меня луддиты - это сопротивление поколений, не обязательно возрастных, часто, технологических, ментальных или других, смотря где происходит революция", - пишет на своей странице в Facebook ректор Национального Открытого университета "Интуит" Анатолий Шкред. По его словам, ситуация с Uber – это классический английский случай. "Они пришли с новым решением и, естественно, встретили сопротивление от старого поколения. Не сопротивление – войну.  Ибо это Франция - там если выйдут таксисты, то это серьезно и их боятся, реально их боится власть. И Uber сломают, мне так кажется", - считает Шкред.
 

Напомним, луддиты были участниками стихийных протестов, которые проходили в конце 18 и начале 19 века в Англии. Они восставали против внедрения машин в ходе промышленной революции, так как считали, что их рабочим местам угрожает опасность. Движение быстро распространилось по всей Англии в 1811 году и повлекло за собой разрушение шерстяных и хлопкообрабатывающих фабрик. В последнее время это понятие стало применяться к людям, которые борются с достижениями инновационных технологий.
 

Один из предпринимателей в блоге на Medium пишет, что реакция французских таксистов, очевидно, является реакцией страха – старая система выступает против новой. "И, как всегда в эпоху перемен, старая система будет делать все, чтобы остановить новую, которая неизбежно победит, - пишет он. – Это то, что медленно, но верно происходит на наших глазах. Таксисты, несомненно, будут терять деньги и бизнес в процессе, но это в значительной степени является следствием нежелания этих компаний адаптироваться к изменяющимся потребностям клиентов и использовать новые технологии. А водителям такси я говорю: идите работать в Uber, они нанимают".
 

Движение луддитов, кстати, было подавлено с помощью новых строгих законов. При этом в наше время президент Франции предложил разогнать Uber и арестовать все машины, которые работали с сервисом. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда
  2. 2 Аукционы в эпоху инноваций: как бизнесы применяют модель и почему она эффективна
  3. 3 «Маркетплейс — это локальная история»
  4. 4 Безрельсовые трамваи, автономные капсулы, летающее такси — как мир переходит на транспорт будущего
  5. 5 «Мы хотим вернуть уважение к прикладным профессиям»