Executive search или массовый подбор: за каким направлением будущее?

Расскажите друзьям
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Эксперты сферы HR поделились мнениями

Как отмечают аналитики, направление executive search сейчас переживает не самые лучшие свои дни. Растет бизнес медленно, количество заказов по сравнению с прошлым годом снижается. Руководитель проекта Zarplata.ru Дмитрий Геранин убежден, что подбор линейного персонала - самая перспективное направление рекрутинга. RB.ru поинтересовался мнением экспертов в области кадрового консалтинга относительно того, что будет развиваться активнее всего и приносить компаниям максимальную прибыль.

В целом часть экспертов солидарна в том, что в ближайшие годы массовый подбор персонала будет существенно увеличивать обороты.

Спрос на линейный персонал не упадет никогда

Как отмечает руководитель проекта Дмитрий Геранин, потребность в массовом персонале на сегодняшний день очень высока. В рабочих кадрах нуждаются и столица, и регионы, причем, не только промышленные. Этот кадровый голод уже успел сказаться и на зарплатах "синих воротничков" - они заметно выросли, и это уже отметили многие эксперты.

"Крупнейшие корпорации постоянно нуждаются в линейном персонале, им катастрофически не хватает водителей, курьеров, грузчиков, продавцов. Вроде и квалификации высокой не требуется, а найти надежных людей не так просто. Такие компании, как "Мегафон", "Связной", "Л’этуаль", "Евросеть", "Перекресток" ежедневно закрывают десятки, а то и сотни, вакансий при помощи нашего сайта. И это непрекращающийся поток, так как в силу многих причин (в том числе постоянный рост зарплат у конкурентов и отсутствие престижа профессии) массовый персонал очень часто склонен к смене работы. Спрос на таких специалистов не упадет никогда, по крайней мере, до тех пор, пока роботы не заменят людей, а их обслуживание не сравняется с зарплатами этого сектора. Сложно сейчас прогнозировать, произойдет ли это к 2020 году, как утверждают в своем исследовании аналитики McKinsey Global Institute. С уверенностью можно сказать лишь одно - пока процветает потребительский сектор, будет процветать сфера обслуживания, а значит, представители рабочих специальностей всегда будут в цене", - рассуждает эксперт.

По словам Дмитрия Геранина, стоит отметить рост сектора "синих воротничков" в первую очередь в русскоязычном сегменте интернета. Прирастают регионы, увеличивается проникновение интернета среди старшего поколения, среди людей с невысокими доходами. Ведь все менеджеры среднего и высшего порядков уже давно освоили интернет, они все онлайн, а основной рост сейчас происходит и будет происходить за счет линейного персонала.

"В это же время в мировой отрасли поиска руководителей высшего звена наметилась небольшая стагнация. По данным "Ведомостей", в третьем квартале этого года количество новых заказов, среди компаний executive search сократилось на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. И это несмотря на то, что существует известный дефицит и высококвалифицированного топ-персонала. Конечно, для рекрутинговых агентств доходы от закрытия вакансий "синих воротничков" и вакансии топа несопоставимы. Но эту разницу с лихвой компенсируют количественные показатели - за руководителями обращаются к рекрутерам нечасто, некоторые компании могут обходиться без этого годами, а вот без линейного персонала не может никто", - рассказывает Дмитрий Геранин.

"Реализация проекта по подбору "синих воротничков" подчас требует больше времени и затрат, чем поиск руководителя. Понятно, что и прибыль от такого проекта для компании будет больше. Активно будет развиваться массовый подбор, в том числе подбор в регионах для работы в больших городах. В цене были и остаются высококвалифицированные специалисты из инжиниринга, логистики, продаж, особенно готовые сменить место жительства ради интересного предложения работы", - добавляет руководитель отдела подбора постоянного персонала Coleman Services-Санкт-Петербург Анна Супрун.

Альтернативная точка зрения: услуги executive search будут нужны всегда

Поиск руководителей высшего звена будет всегда востребован на рынке. Этот бизнес находится в стабильном состоянии, и даже в период кризиса перспективы его вымирания не наблюдались, в то время как спрос на подбор линейного персонала несоизмеримо падал, отмечает управляющий партнер "Агентства Контакт" Марина Тарнопольская.

"Услуги Executive Search & Management Selection будут нужны всегда, и пока наш рынок не так перенасыщен компаниями, оказывающими услуги по подбору специалистов высшего звена, он будет активно расти и развиваться. В это время работа по поиску "синих  воротничков" имеет сезонность - от кризиса к кризису, от волны к волне. Это связано с тем, что когда речь идет о необходимости экономии бюджета, в первую очередь происходит сокращение затрат на привлечение линейного персонала. А на поисках первых лиц компании никогда не экономят, тем более в кризисный период, когда компания нуждается в сильном и опытном  управляющем, удерживающем бизнес на плаву", - уверена Марина Тарнопольская.

Нельзя сравнивать между собой прибыльность поиска линейного персонала с поиском топ-менеджмента, считает эксперт, потому что обороты по линейным сотрудникам в разы больше, но это не означает, что и прибыль от этого поиска будет выше. Разумеется, более высоко маржинальным и рентабельным считается Executive Search, причем это сказывается как на самой компании, оказывающие услуги такого уровня, так и на консультантах, которые работают в этой зоне. Специалисты в области Executive Search & Management Selection имеют более высокий профессиональный уровень, чем консультанты массового поиска, они видят свое стратегическое назначение и более серьезную выгоду, хотя, конечно, все зависит от самих консультантов и того, что им будет ближе и интереснее. Работа в массовом подборе довольно быстро приводит к профессиональному выгоранию HR-специалиста, именно поэтому там существует проблема большой текучки даже среди руководителей департаментов. В сфере Executive Search такого нет, здесь средняя продолжительность работы консультанта в агентстве гораздо выше, так как в этот бизнес приходят работать уже более осмысленные люди.

"На данный момент мы наблюдаем тенденцию достаточно активного развития двух направлений: аутсорсинг и имплант сотрудников кадрового агентства внутрь компании (причем это затрагивает не только линейный персонал, но и специалистов, занимающих позиции уровня Management Selection) и Graduate Recruitment, который не в коем случае нельзя путать с массовым подбором, поскольку здесь речь идет о работе со студентами. Они еще не определились в профессиональном мире и представляют некую потенциальную ценность для компании. Среди технологий, активно используемых в процессе отбора кандидатов, все большую актуальность приобретают assessment-center'ы, позволяющие оценить специалиста с точки зрения ключевых компетенций, увидеть и проанализировать все его зоны развития, его потенциал и уже затем принять решение о его дальнейшем трудоустройстве", - говорит Марина Тарнопольская.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase