Архив rb.ru

Фади Бишара: Cоздать стартап поможет вера или сексуальное извращение

Архив rb.ru

Основатель акселератора BlackBox рассказал об ошибках, оборачивающих катастрофой для стартапа

Фади Бишара: Cоздать стартап поможет вера или сексуальное извращение
Фади Бишара, основатель бизнес-акселератора BlackBox, в интервью корреспонденту RB.ru рассказал о том, чем похожи успешные стартапы, почему религиозная вера или сексуальное извращение могут помочь создать успешную компанию, каких людей не хватает в Кремниевой долине и о том, почему у Zynga "чудовищная "ДНК". За помощь в организации интервью благодарим Digital October

Стартапомания, выплеснувшись за пределы Кремниевой долины, охватила большую часть земного шара, в том числе, и Россию. "Раньше люди создавали рок-группы, а теперь - становятся стартаперами", - эта фраза, которую я подслушал на одной конференции, как нельзя лучше показывает, что стартапер сейчас - это не только экономическая категория, но и модный стиль жизни. При этом есть люди, которые подходят к стартапам вполне профессионально. Они изучают успешные стартапы, собирают лучшие менеджерские практики и даже пытаются вывести "геном" успешного стартапа. Эти люди называются "акселераторами", и их задача - консультировать молодые компании и их владельцев, помогая создать на базе интересной идеи для начала сплоченную команду, а потом - устойчивый и самостоятельный бизнес.
 
Предприниматель из Сан-Франциско Фади Бишара - один из таких. Созданная им компания-акселератор технологических стартапов BlackBox объединяет предпринимателей и глобальную сеть инвесторов. Помимо Бишара, учредителями Blackbox являются Макс Мармар, до этого основавший компании Force for the Future и Founders First, Бьорн Херман из techVenture, а также 25-летняя россиянка Александра Маркова. Офис компании расположен в Кремниевой долине в двухэтажном особняке, и предприниматели со всего мира живут здесь, работают над своими проектами и формируют команду.
 
Особую известность BlackBox получил после того, как его стартап NutshellMail заключил сделку с Сonstant Contact и переехала в Сан-Франциско. Фади Бишара работает в Силиконовой Долине на протяжении 14 лет, и за это время участвовал в создании больше сотни стартапов. Многие из этих компаний уже успешно проданы стратегическим инвесторам. Blackbox также запустил проект Startup Genome Report, это целый исследовательский цикл, цель которого - выявить основные закономерности, почему некоторые стартапы успешны, а некоторые нет. Например, такие: стартаперы, менявшие видение или подход к своему продукту 1-2 раза имеют значительно больший потенциал успеха, чем те, кто не менял видение вообще или менял более 2 раз. Фади Бишара, несмотря на то, что разные сделки принесли и ему лично немало денег, продолжает заниматься консультированием. Мы расспросили Фади Бишара, что отличает успешные стартапы, и всегда ли его интуиция безошибочно помогала ему выбрать именно те команды, которым суждено добиться успеха.
 
Лев Толстой как-то сказал, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а все несчастные семьи несчастны по-разному. Если применить эту цитату к стартапам - чем похожи все успешные стартапы?

Прежде всего, создатели успешных стратапов постоянно учатся. Это, конечно, не значит, что они сидят, обложившись книжками. Создание стратапа - это процесс поиска. Вы стараетесь найти в мире место для себя и своего продукта. Вы создаете что-то и тут же анализируете реакцию. Успеха добиваются те, кто учится измерять и понимать реакцию мира на свой продукт или услугу - и меняться в зависимости от этой реакции. Вторая черта, которая есть у всех известных мне успешных стартаперов – умение не только искать, но и находить. Стартапер постоянно сталкивается с вызовами. Плохой стартапер строит решение с нуля. Хороший стартапер находит готовые решения и комбинирует их в соответствии со своими целями. Он постоянно находит полезные "штучки". "Вот это окно я мог бы использовать здесь, а вот этот интерфейс - вот здесь" - говорит он себе все время.

- При этом это не тоже самое, что создание "копикэтов" ("копикэт" - "клонирование" продукта. Например, "ДарБери" - "клон" "Групона", Altergeo - "клон" Foursquare, - ред.)?

- Совсем нет. "Копикэт" - это бездумное копирование. А я говорю об умелом использовании готовых решений в новых комбинациях и для новых целей.

- Антрополог Леви Стросс наверное назвал бы хорошего стартапера "бриколер" ("страрьевщиком") - мастером комбинирования из готовых элементов?

- Совершенно верно, хороший стартапер и есть "бриколер". Это особая форма творчества. Есть и третья черта всех успешных стартаперов - они проводят много времени, пытаясь понять проблему с точки зрения пользователя. Они не исходят из того, что обладают каким-то высшим знанием.  Они постоянно обращаются к пользователям, говоря о своем продукте "Попробуйте это! Что вы об этом думаете?".

- Что отличает успешные стратапы на уровне человеческих качеств, команд, которые их создают?

- Прежде всего, успешные стартапы делаются со страстью. Звучит как клише, но это на самом деле так. У создателей таких компаний всегда есть эмоциональная связь с тем продуктом, который они делают. Не обязательно они хотят сделать мир лучше - иногда они просто эмоционально привязаны к своему делу, например, человек может создавать новую технологию в сфере образования, потому, что его мама была учительницей. Причин у этой "страсти" стратапера может быть много - от религиозной веры до сексуального извращения. Но без эмоций успешные стартапы получаются очень редко. Еще одно наблюдение, которое нам удалось сделать: 76% успешных стратапов ориентированы на какую-то реальную цель, а не на деньги.

Те, кто хочет просто заработать денег, деньги обычно не зарабатывают. Большинство успешных стартаперов стремятся что-то изменить в мире. И именно они зарабатывают гораздо больше денег. Нет ничего плохого в том, чтобы создать компанию ради финансового успеха. И, тем не менее, 9 из 10 компаний, созданных только ради денег, терпят неудачу. Ведь за время развития стратапа команде обычно приходится несколько раз менять свой продукт. Если у нее есть "большая идея", что-то кроме денег, например, желание произвести революцию в сфере образования, они не потеряются среди этих изменений и смогут адаптировать свой продукт к новым вызовам. А если единственное связующее звено – деньги, в стартапе начинается бессмысленные метания в попытках найти первую попавшуюся модель монетизации. В результате распадается и логика развития стартапа, и команда.

- Том Питерс как-то сказал, что, если вы приняли на работу правильных людей, вам практически не нужно ими управлять. Как выбрать правильных людей для стартапа?

- Для инновационной компании лучше нанимать наивных людей, потому что они не боятся сказать глупость. И из сказанных ими глупостей подчас рождаются самые интересные идеи.

- Какие типы стартапов сейчас считаются самыми привлекательными, "прикольными" в Кремниевой долине?

- Прикольно – нарушать правила. Возьмите, например, музыкальную индустрию. Для моего поколения нормально покупать музыку. Но большинство молодежи в США музыку не покупает – они знают, где достать ее бесплатно. Музыкальная индустрия пытается приспособиться к этой новой реальности, используя старые понятия лицензирования, авторского права и прочие. Привлекательными считаются, например, стартапы, создатели которых пытаются ввести в музыкальной индустрии новые правила игры.

- Каких людей в Кремниевой долине не хватает?

- Как ни странно, прежде всего, по-прежнему не хватает инженеров. Новый тренд сегодня – требуются люди, способные понимать большие массивы данных и строить математические модели для их описания (подробнее об этом тренде - в книге The Numerati Стивена Бейкера – ред.).

- В числе прочего вы занимаетесь тем, что оцениваете шансы стартапа на успех, исследуя его идею и мотивацию его создателей и сотрудников. Можете ли вы привести примеры стартапов, которые стали успешными вопреки вашим предсказаниям?

- Скажу честно: 90% примеров подтверждали мою интуицию. Из примеров когда я был опровергнут, вспомню, пожалуй, Zynga (разработчик онлайн игр, в том числе знаменитой Farmville, с оборотом $270 млн – ред.). Был уверен, что они развалятся, но эта компания стала огромным успехом. И все равно я считаю, что ее успех – это одна из самых ужасных вещей, которые могли произойти. "ДНК" этой компании просто чудовищна. Они нечестны, они постоянно "кидали" основателей стартапов, в которые вкладывали деньги, увольняя их по прошествии некоторого времени и оставляя ни с чем. Их CFO – человек с очень плохой репутацией на рынке. Одним словом, я был уверен, что они провалятся, и они должны провалиться. И, тем не менее, они успешны.

- Есть ли обратные примеры – когда провалилась компания, на которую вы возлагали надежды.

- Из тех, с которыми я работал – наверное, Six Apart (бывший владелец платформы ЖЖ). Они провалились, потому, что привлекли к себе слишком много "менеджмента" - в компании появилось очень много "вице-президентов" и т.д. В результате, несмотря на хорошую, по моему мнению, ДНК, они не очень хорошо исполняли свою стратегию.

- Какая ошибка обычно приводит к катастрофе в стартапе?

- Привлекать к руководству менеджеров. И отодвигать основателей компании слишком рано. Посмотрите, самые инновационные компании сегодня – это amazon.com и Apple, у руля которых стоят их основатели (интервью было взято за несколько дней до смерти основателя Apple Стива Джоббса). Эти две компании создают инновации так же интенсивно, как стартапы. Вообще, большие компании обычно не могут создавать инновации – они их покупают. Возьмите недавний пример Sony, недавно с позором проигравшей борьбу за HDTV. Единственные исключения – те две компании, которые я назвал. Они могут создавать инновации, потому что во главе их стоят визионеры.

BlackBox начинает сотрудничество с Digital October:
1. Центр поддержит образовательную программу blackbox connect на территории России. Благодаря ей, перспективные молодые предприниматели смогут получать знания непосредственно в Долине, знакомиться лично с ее деятелями и таким образом интегрироваться в мировое стартап-сообщество.
2. BlackBox, в свою очередь, будет представлять в Кремниевой долине проект Digital October - Knowledge Stream, в том числе привлекать в него мировых спикеров.
3. Молодые компании, получившие инвестиции Bricolage (фонда, созданного Digital October), смогут проходить в BlackBox специально адаптированную 3-4 недельную образовательную программу.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Цифры дня. Забудь меня, Google
  2. 2 Цифры дня. Телефонная зависимость
  3. 3 Как выглядели первые логотипы Apple, Amazon и других техгигантов
  4. 4 Кремниевая долина опустела: правда или миф?
  5. 5 Русские за границей: подборка бизнес-сообществ
Куда идти стартапу в США
Список полезных контактов, предпринимательских сообществ и инвесторов
Получить список