ФАС подсчитала, сколько нефтяники зарабатывают на автомобилистах

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Бензин Аи-92 приносит компаниям прибыль в 10-25% в опте, еще 15-36% - на бензоколонках

Самый продаваемый бензин - Аи-92 приносит нефтяным компаниям прибыль в 10-25% в оптовом звене, а еще 15-36% - на бензоколонках, подсчитала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Одна из причин такой "аномальной" рентабельности - отсутствие сильной конкуренции за потребителя, в отличие от "зрелых" рынков США и Европы. Впрочем, у антимонопольщиков есть свои предложения, как с этим бороться.

За "справедливые" цены на бензин Федеральная антимонопольная служба (ФАС) борется с нефтяными компаниями с самого начала кризиса. Как рассказал глава ведомства Игорь Артемьев, в конце 2008 года цены на российскую нефть Urals упали до минимальных значений, однако прибыль продавцов бензина тогда была максимальной за последние два года.

"Аномальная" маржа

В документе, представленном ФАС (смотрите в доп.материале), приводятся такие данные: "усредненная величина маржи" оптовых торговцев самого популярного бензина - Аи-92 достигала 3 тыс. рублей за тонну, а тот же показатель в рознице - около 7,5 рублей за литр. Речь идет о чистой прибыли торговцев, а данные - от территориальных управлений ФАС, уточняет "Ведомостям" представитель службы. Если же взять средние цены на бензин от ИАЦ "Кортес" за те же периоды, то выходит, что чистая прибыль от оптовой торговли бензином достигала 25% в цене Аи-92, а прибыль в рознице превышала 36%.

Это просто аномальные показатели, считают аналитики, на которых ссылаются "Ведомости": средняя рентабельность российских АЗС - 10-15% (у экспорта сырой нефти - около 16%, у нефтепереработки, она же опт, - 10-20%). Насколько верны оценки ФАС и экспертов, неизвестно: сами нефтяники эти данные не раскрывают.

В конце 2008 года ФАС начала расследования против четырех главных игроков на российском рынке, которые занимают 72%. В результате "Роснефть", "Лукойл", ТНК-ВР и "Газпром нефть" были оштрафованы почти на 26 млрд рублей за завышение оптовых цен. Сейчас компании оспаривают эти решения в судах.

Тем не менее, "аномальная" рентабельность в торговле бензином сменилась "среднероссийской". В январе, как следует из доклада ФАС, прибыль оптовых торговцев Аи-92 составляла около 10% от его цены, прибыль розничных сетей - около 18%, к марту она снизилась до 15%. Это уже нормально для России, хотя в Европе эти показатели все равно ниже: на "зрелых" рынках ЕС и США маржа традиционно меньше (опт 5%, розница - 10%), в том числе потому, что сильна конкуренция за потребителя, отмечают эксперты.

Если брать общие доходы нефтяных компаний от добычи и переработки, то в России и Европе они примерно равны - около $20 на баррель, отмечают аналитики. Но в Европе только $2 - доход от переработки, а в России - около $7. И все дело в системе налогообложения: основной доход российский бюджет получает именно от сырой нефти, отмечают эксперты.

Предложения ФАС

Чтобы добиться "справедливых" цен на бензин, ФАС предлагает развивать биржевую торговлю нефтепродуктами, а до тех пор считать цены в привязке к мировым, то есть котировки в ЕС минус пошлина и разница в расходах на транспорт. Также нефтяники должны вести раздельный учет затрат и доходов по оптовым и розничным продажам и по основным видам нефтепродуктов, пока их ценообразование "непрозрачно". Если же нефтяники сами не могут себя контролировать, то ФАС предлагает, например, запрещать совмещение в рамках одного лица бизнеса по оптовой и розничной торговле нефтепродуктами. Или запретить покупку и строительство АЗС на территории муниципального образования тем компаниям, доля которых на локальном рынке превышает 35-50%. Сами нефтяники с претензиями не согласны - у них и доли такой нигде нет, и биржевую торговлю они развивают, говорят "Ведомостям" представители компаний.

Цены на бензин будут расти и дальше

Между тем, цены на автомобильное топливо в России продолжат расти, считают эксперты. Повышение мы увидим уже летом, считает Павел Строков из "Кортес", на которого ссылается ПРАЙМ-ТАСС. По его словам, параметры роста будут зависеть от внутреннего спроса на топливо. При этом он не исключил, что в нынешнем году на внутреннем рынке будет наблюдаться дефицит автомобильного топлива. Строков пояснил, что спрос на бензин в России постоянно растет, и в первом квартале 2010 года отгрузка автобензина выросла на 10%.

Параллельно нефтяные компании вводят установки, позволяющие производить топливо более высокого качества, спрос на который растет в первую очередь. Однако большая часть этих установок должна быть введена в конце 2010 года или в 2011 году, а это означает, что лето может стать периодом, когда мы увидим рост цен больший, чем можно было бы ожидать в связи с ростом мировых цен, отметил Строков. По его прогнозу, летом цены на бензин вырастут на 8-10% к текущему уровню.

В свою очередь директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов отметил, что в связи с повысившимся спросом на бензин есть устойчивая возможность реализовывать топливо по более высоким, выгодным для нефтяников ценам.

Однако все эксперты сходятся во мнении, что рост цен на автотопливо в этом году серьезно не превысят уровень инфляции в случае отсутствия каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Продажи нефтепродуктов на биржах, которые по идее должны способствовать прозрачному ценообразованию, по итогам 2010 года не превысят 10% от общего объема их поставок на внутреннем рынке, говорят эксперты.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase