Гендерный баланс в компаниях: плюсы и минусы
Комментарии излишни. Сухие факты авторитетных исследований
Очередная статья про женщин - подумает искушенный читатель и будет не прав. Это статья не о женщинах и причинах, мешающих им делать карьеру, - об этом вы можете прочитать в разделе «Ссылки по теме». Речь пойдет об эффективности компаний, конкурентном преимуществе и современной кадровой политике.
Складывается впечатление, что дискриминация женщин при приеме на работу, устранение разрыва в зарплатах, устранение пресловутого «стеклянного потолка», необходимость выбирать между семьей и карьерой - вопросы исключительно этики и уровня цивилизованности. Однако, как показывают исследования, есть и другая сторона проблемы: степень вовлеченности женщин в бизнес и, в частности, в руководство компаниями существенно влияет на эффективность последних, а гендерное разнообразие создает дополнительные конкурентные преимущества.
Результаты исследований
Компания Catalyst, занимающаяся проблемами работающих женщин, регулярно публикует данные, показывающие устойчивую корреляцию между показателями эффективности компаний, входящих в рейтинг
По словам Лене Ланг, президента Catalyst, «директора - это разнообразные индивидуальности, которые различаются полом, предыдущим опытом и перспективами. Именно это разнообразие и дает хорошие результаты».
В этом году еще три авторитетных исследования подтвердили данные Catalyst.
- McKinsey. Европейские компании с большим числом женщин-руководителей показывают более высокие результаты.
- Университет Хельсинки. Доходность капитала на 10% выше у тех компаний, в советы директоров которых входят женщины.
- Lehman Brothers Centre for Women in Business Лондонской школы бизнеса. Равное соотношение полов обеспечивает максимальную эффективность работы команды.
Реальная ситуация
Ситуация, существующая сегодня, заставляет задуматься. В Великобритании в большинстве сфер экономики существует соотношение 50-30-15, то есть женщины составляют 50% выпускников вузов, приходящих на работу в компании, 30% из них становятся менеджерами и только 15% - топ-менеджерами.
В США женщины составляют более половины населения, но менее 15% членов советов директоров американских компаний и только 13 компаний из топ-500 возглавляют женщины.
В российском бизнесе также доминируют мужчины: в составах советов директоров 100 крупнейших российских компаний - 14% женщин.
Западные исследователи считают, что эти данные должны заставить руководителей, собственников и акционеров компаний задуматься и попытаться изменить ситуацию.
«Назначение женщин на руководящие должности является показателем делового чутья», - говорит Викки Прайeр, президент и генеральный директор страховой компании SBLI USA.
Изменение кадровой политики
McKinsey и Lehman Brothers Centre for Women in Business призывают топ-менеджеров и собственников компаний обратить внимание на существующее положение и не только активнее привлекать женщин к работе, но и способствовать их росту, стремясь к тому, чтобы количество женщин в топ-менеджменте выросло.
Несколько выводов, основанных на лучших практиках европейских компаний.
- Регулярно проводите мониторинг гендерного состава сотрудников - это поможет избежать дисбаланса.
- Следите за тем, чтобы мужчины и женщины, выполняющие одинаковые обязанности, получали равное вознаграждение.
- Следите за соотношением женщин, получивших продвижение, и тех, кто мог бы его получить.
- Ведите политику, позволяющую сохранять баланс между работой и личной жизнью. Ее составляющие: введение гибкого рабочего графика, практика удаленной работы, поддержка во время длительных перерывов в работе, поощрение возврата в компанию.
- Измените систему управления человеческими ресурсами - она должна стать гибкой с максимально индивидуальным подходом.
- Помогайте женщинам развивать лидерские качества.
- Объясните перемены в политике компании менеджерам-мужчинам. Изменения невозможны, пока топ-менеджмент не будет убежден в том, что стремление к достижению и сохранению гендерного баланса создает дополнительные конкурентные преимущества. Возглавить перемены должен генеральный директор.
Российский опыт
RB.ru решил выяснить точку зрения представителей компаний, работающих в разных секторах экономики, и провел мини-опрос. Публикуем только несколько мнений, но они позволяют сделать определенные выводы о ситуации в России.
По мнению Оксаны Чеховой, директора по управлению персоналом НОМОС-БАНКа, «гендерный баланс, сложившийся в НОМОС-БАНКе, не требует изменений, поскольку текущее соотношение позволяет эффективно решать задачи по развитию бизнеса. Если брать всех сотрудников банка, то количественное преимущество будет за прекрасным полом, на долю которого придется 58%. А вот среди топ-менеджеров превалируют мужчины. Так, среди директоров департаментов женщин уже 33%, среди руководства банка - 21%. Сегодня, когда мы приглашаем сотрудников на высокие позиции, рассматривается не гендерная принадлежность кандидатов, а их опыт и достижения».
Руслан Тарусин, директор по персоналу в России компании Атлант-М: «Структура управления, существующая в компании, полностью удовлетворяет владельцев и топ-менеджмент. Сегодня в холдинге работает около 4000 человек, из них 32% составляют женщины, а 68 % - мужчины. В топ-менеджменте количество женщин меньше - их 10%. Компания не проводит специальной политики по продвижению женщин. Мы относимся к любому сотруднику компании через призму его профессионализма, потенциала и личностных качеств».
В ГК «Лёдово», «Мегафоне» и компании «Бест-недвижимость» гендерный баланс руководства близок к оптимальному.
«У нас, можно сказать, идеальное соотношение гендерного состава высшего руководства - 50/50, - говорит консультант ГК «Лёдово» по вопросам HR Юлия Мурыгина. - В структуре зарплат топ-менеджеров есть существенная бонусная часть, размер которой зависит от эффективности каждого руководителя. При подведении итогов не важно, мужчина это или женщина, - оценивается только результат. Специальных условий для развития женщин в компании нет. Они просто равны как для мужчин, так и для женщин».
Марина Белашева, пресс-секретарь компании «МегаФон»: «По составу персонал МегаФона представляет собой смешанный коллектив примерно 50/50. В команде топ-менеджеров из 14 человек - 6 женщин. Женщины работают наравне с мужчинами, получают такое же вознаграждение, так же учатся и совершенствуются, несут такую же ответственность и имеют ровно такие же возможности для развития и карьерного роста».
Необходимость следить за гендерным балансом в компании, чтобы иметь возможность в полной мере использовать его преимущества, отметила генеральный директор компании «Бест-недвижимость» Лариса Патлух: «Я полностью согласна с утверждением, что стремиться к оптимальному соотношению полов в компании необходимо. Среди топ-менеджмента нашей компании 60% составляют мужчины, а 40% - женщины. Это соотношение - результат понимания специфики нашей деятельности и того, что сочетание мужских и женских качеств: трезвого расчета и интуиции, склонности к риску и осторожности - дает дополнительные преимущества. Однако в производственных подразделениях и центрах продаж мы проводим целенаправленную политику по созданию и сохранению гендерного баланса. Конечно, оптимальные 50/50 труднодостижимы, но соотношения 60/40 достичь возможно».
Использованы материалы Financial Times
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Старт работы на Ozon»
- 1 В работе «Мегафона» произошел сбой 26 марта Абоненты заявили о проблемах с мобильным интернетом и связью 26 марта 09:26
- 2 В работе «Билайна» произошел сбой из-за DDoS-атаки Второй раз за неделю 03 марта 16:09
- 3 «Мегафон» и Yota отменили роуминг в Крыму и Севастополе С 28 февраля пользователи смогут пользоваться услугами без наценки 28 февраля 12:56
- 4 «Мегафон» на 20% повысил цены на мобильную связь Компания не уведомляла ФАС о повышении цен 13 февраля 11:43