Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Как создать корпоративное издание, которое сотрудники действительно будут читать?

Архив rb.ru

Классическое корпоративное издание - это как сборник пресс-релизов, только веселее и с картинками.

Как создать корпоративное издание, которое сотрудники действительно будут читать?

Классическое корпоративное издание - это как сборник пресс-релизов, только веселее и с картинками.  Основная проблема здесь в том, что никто не воспринимает его, как издание. Чаще вы слышите слово "газета", но в большинстве случаев те, кто занимаются ее выпуском, мало что знают о работе в редакции. Корпоративный журнал компании за всю историю своего существования не получил ни одной награды. Вероятно, причина как раз в недостаточной корпоративности. Если вам тоже безразличны премии и награды, а хочется сделать что-то интересное для сотрудников, то воспользуйтесь советами руководителя отдела внутренних коммуникаций компании AT Consulting Александры Патрушевой, создававшей корпоративное издание практически с нуля. Она рассказала RB.ru о своем опыте.


Фото: Fotoimedia


От листовки до полуфабриката


В AT Consulting история корпоративного журнала началась в 2006 году. Тогда в компании работало чуть больше 300 человек, и чтобы все они были в курсе событий, хватало еженедельной рассылки, где кратко освещались основные новости компании, а какой-нибудь менеджер рассказывал об успехе проекта, на котором он работает. В конце обычно шли поздравления именинников, корпоративные конкурсы и прочие развлекательные материалы. Все это версталось по скромному шаблону в word. Я выпускала этот дайджест до 2011 года – к тому времени компания выросла  до 1000 человек и открыла несколько региональных офисов. Стало понятно, что мы превратились из уютного домика, где каждый знал своего соседа, в жилой квартал. Информационная рассылка на тот момент оставалась единственным официальным инструментом коммуникаций, и она перестала справляться со своей задачей.

 

Посетив несколько конференций и прочитав статьи на тему "Как создать корпоративный журнал вашей мечты?", я поняла, что ни в коем случае не хочу применять этот опыт в нашей компании – нужно делать по-своему. Проблема была в том, что я не имела никакого представления о работе над настоящим изданием. Это касалось и оформления, и контента, и вообще организации процесса. Тем не менее, нам с дизайнером нужно было запустить журнал в новом формате к юбилею компании. В отличие от меня, до AT Consulting она только и делала, что работала арт-директором и дизайнером в газетах и журналах, так что за месяц у нас появился новый логотип и макет для верстки. 


Так wATch! начал походить на журнал, но лишь внешне. По сути, мы красиво оформили нашу старую еженедельную рассылку и немного увеличили объем контента – получалось по 20 полос.

 

Первые выпуски сопровождались частыми экспериментами с дизайном. Вот, например, самая скандальная обложка wATch!


С материалами было сложнее, потому что нужно было придумать что-то более интересное, чем стандартные интервью о проектах или поздравления сотрудников с праздниками.

 

Главное управление


Проработав в таком формате три месяца, мы поняли, что если не начнем делать настоящий журнал, опираясь на принципы работы редакции, так и останемся полуфабрикатом.

 

К тому времени в нашей команде было уже четыре человека: два дизайнера, еще один специалист по внутренним коммуникациям и я. Выстроить работу редакции, разобраться с рубриками и темами для статей нам помог приглашенный главред. Мы специально предложили участие в этом проекте журналисту, которого не интересовал бизнес компании, корпоративные ценности и прочее – важно было понять, что интересно людям, и дать им такое издание, на которое они готовы потратить время вместо того, чтобы бродить по привычным закладкам в браузере.

 

Вместе с нашим главредом мы работали три месяца, два из которых проходили под жестким контролем всех материалов с его стороны: приходилось иногда по несколько раз переписывать лиды, менять заголовки, безжалостно резать тексты, так что это было непростое испытание для нашей самооценки, зато статьи получались отличные. Ко всему прочему, журнал продолжал выходить каждую неделю, но с появлением нового рубрикатора количество полос выросло почти в два раза, так что 80% нашего времени уходило именно на работу в редакции. Последние номера мы выпускали самостоятельно – это было что-то вроде дипломной работы.

 


Полосатая анатомия


Рубрикатор журнала wATch! выглядит так:

 

Новости компании - например, рассказ о прошедшем корпоративном мероприятии, переезде в новый офис, новом сервисе или выигранном тендере.

 

Главное или успех - самый важный материал в номере или фичер. Это может быть рассказ о каком-то масштабном внедрении системы или репортаж со съемочной площадки корпоративного фильма с участием сотрудников. Как правило, занимает несколько полос.

 

Люди - рубрика, в которой мы обычно публикуем несколько материалов. Просим новых сотрудников рассказать, например, о заданиях, которые им дали на собеседовании и спрашиваем именинников о лучшем подарке на день рождения. Периодически публикуем интервью с другими коллегами, задавая им неожиданные вопросы.

 

Труд - все, что относится к рабочим будням. Например, рассказ о новом тренинге, фото чьего-нибудь рабочего стола, корпоративный комикс на злобу дня.

 

Свободное время - события и внешнее обучение для ИТ-специалистов, афиша интересных событий, плей-лист от наших сотрудников на неделю.

 

На последней полосе мы обычно публикуем старое фото с видом на улицу, неподалеку от которой теперь располагается один из офисов нашей компании. Ну, и разумеется, даже корпоративный журнал не обходится без слова главреда и писем в редакцию.

 

Наверняка у вас возникнет вопрос: "Как вы собираете всю эту информацию и выманиваете спикеров?" Наши сотрудники с удовольствием выступают спикерами для журнала, несмотря на большую загруженность на проектах. Конечно, чаще мы обращаемся к ним, но некоторые спешат поделиться новостями без лишних напоминаний. Думаю, что особого секрета здесь нет - важно постоянно общаться с коллегами, причем не как hr с бизнесом, а как вы общаетесь с хорошим знакомым.

 

Содержание одного из номеров и слово редактора

 

Живет три года


В новом формате мы выпускали журнал с конца 2011 года. Самым урожайным стал 2012 - каждый номер охватывал больше 60% всех сотрудников компании. Затем появились новые инструменты коммуникаций - мы обновили корпоративный портал, который позволяет сотрудникам не только получать информацию, но и общаться друг с другом. Новости и статьи, которые раньше можно было увидеть только в журнале, мы тоже публикуем на портале. Учитывая развитие технологий и клипового мышления, в будущем корпоративные издания могут вообще исчезнуть. Людям нужна быстрая и не особо объемная информация, которую они могут тут же обсудить, оценить или поделиться с другими. Сейчас в компании 2300 человек, новости появляются каждый день, и журнал способен выхватить только самые важные, а значит становится скорее имиджевым изданием. Представьте, что ваша лента на фейсбуке обновляется только раз в неделю - за это время в мире может произойти что угодно.

Тестировщики рассказывают о работе и не только

 

Сейчас мы пытаемся организовать в компании что-то вроде интернет-издания на базе Интранета, отдельно развиваем базу знаний по проектам и выпускаем на ее основе проектный дайджест.

 

Журнал остается для нас очень важным носителем корпоративной культуры, поэтому от него мы ни в коем случае не откажемся – изменится только частота выхода новых выпусков.

 

Чего стоит корпоративный журнал


  • Последний год наш журнал выходил два раза в месяц. Один выпуск – это от 30-40 полос.
  • Команда состоит из дизайнера, редактора и главреда.
  • Сбор и подготовка материалов занимает в среднем 1 неделю, включая другие задачи специалистов.
  • Верстка одного номера занимает 4-5 рабочих дней.

Как определиться с целями и контентом?


  • Если вы не знаете, нужен ли вам журнал или нет, посмотрите, какие каналы транслирования информации у вас есть и как сотрудники их используют. Не очень активные сотрудники, которые редко заходят на портал, с большим энтузиазмом примут участие в подготовке материала для статьи – во-первых, это внимание к ним, как к интересным спикерам. Во-вторых, остальные сотрудники пусть не лично, но познакомятся с коллегой из другого подразделения или поддержат соседа по кабинету.
  • Темы для статей могут быть самыми банальными – важно то, как вы это преподносите. Можно написать краткую новость о том, что компания завершила сложный проект, и добавить пару сухих комментариев участников, а можно предложить им вспомнить день запуска проекта в продакшн и оформить это в виде дневника команды – получите эффект присутствия. Вообще, любое событие нужно рассказывать через эмоции и впечатления ваших сотрудников, тогда издание будет живым и начнет притягивать как читателей, так и новых спикеров.

 

Статья про тренинг для участников переговоров

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Компании бумеры, миллениалы, зумеры — кто они и чем различаются
  2. 2 4 рабочих метода сплочения команды в онлайне
  3. 3 Гайд по запуску корпоративного обучения