Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Коучинг как инструмент развития менеджеров

Архив rb.ru

Результаты исследования Ward Howell Talent Equity Institute

Коучинг как инструмент развития менеджеров

Для достижения результатов одного знания лучших практик часто недостаточно. Повышение эффективности требует изменений в образе мыслей и образе действий, а для этого руководителям, как и любым людям, требуется терпение, внимание к себе, высокая мотивация, существенные усилия и зачастую помощь других людей. Помочь руководителю может коуч.

Как показали результаты опроса, проведенного Ward Howell Talent Equity Institute, отечественные компании знакомы с этим инструментом, пользуются им и расширяют зоны его применения.

Рост спроса

Как отмечается в выпуске Talent Equity Newsletter, рынок коучинга (как и рынок многих других отраслей сферы услуг) в России менее объемный и зрелый, чем в развитых странах, но растет с существенно большей скоростью. Даже в кризисный 2009 год наблюдалось продолжение роста, особенно заметное по контрасту с общим сокращением расходов на развитие персонала.

Этот феномен можно объяснить тем, что сегодня все больше компаний используют коучинг для развития не только топ-менеджеров, хотя спрос у этой аудитории по-прежнему наиболее высок, но также для развития кадрового резерва и среднего менеджмента.



Спрос на коучинг не только количественно вырос, наметились и качественные изменения: компании начинают применять коучинг регулярно - более 20% опрошенных руководителей, использующих коучинг, указали на это. Конечно, большинство только пробует этот инструмент. 78% опрошенных если и использовали коучинг, то либо лишь однажды, либо от случая к случаю. Исследование также показало, что заниматься коучингом на постоянной основе могут позволить себе, прежде всего, крупные компании с широкой географией и достаточным бюджетом.

Все свидетельствует о том, что спрос будет повышаться и дальше. Большая часть руководителей на постсоветском пространстве еще не сталкивалась с коучингом, при этом почти три четверти опрошенных руководителей, не использующих коучинг сейчас, допускают его использование в будущем.

Практика применения

По наблюдениям Talent Equity Institute, распространение коучинга в российских компаниях идет сверху вниз. Руководители, которые успешно используют коучинг для себя и уже ощутили его результативность, переносят эту практику на всю организацию. В целом российский бизнес стал больше обращать внимание на развитие управленческого таланта и карьерное планирование, а коучинг - эффективный инструмент для этого.

Наконец, в кризисное время у руководителей всех уровней стало меньше возможностей привлекать для достижения результатов внешние ресурсы, такие как дополнительное финансирование или консалтинг. Остается пробуждать ресурсы внутренние - опять же, при помощи коучинга.

Какие же задачи решают руководители с помощью коучинга? Прежде всего, это достижение практических результатов в бизнесе. Более 40% использовавших коучинг компаний указали, что применяли его для решения конкретных бизнес-задач. В четверти случаев коучинг был необходим для развития наиболее сильных сотрудников и в трети случаев - для поддержки адаптации руководителей на новом месте. Характерно, что поддержка отстающих, с точки зрения опрошенных руководителей, не является эффективным направлением использования коучинга - лишь 4% указали, что применяют коучинг с этой целью (о том, как используется коучинг в компании Microsoft, читайте в интервью с президентом Microsoft Russia Николаем Прянишниковым).



Отстающее предложение

Исторически в коучинг в нашей стране переходили прежде всего профессионалы из родственных областей - бизнес-тренинга и психотерапии. Опытных менеджеров, ушедших в коучинг, в отличие от США и Европы, в России крайне мало. При этом именно коучи - выходцы из бизнеса ценятся у руководителей больше всего. К сожалению, большого притока из этой области не предвидится - российские бизнесмены молоды и увлечены работой, а рынки предоставляют им множество возможностей.

Естественным образом коучи разного происхождения вносят свой акцент в работу: бизнесмены могут сбиваться на прямые советы из своего опыта, тренеров тянет обучать навыкам, которые им известны, психотерапевты склонны заниматься личными потребностями и переживаниями больше, чем бизнес-задачами.

В России пока нет общепризнанных систем аккредитации или сертификации, отсутствуют четкие отраслевые стандарты, нет ясной специализации коучей. Тем не менее опыт и уровень подготовки коучей постепенно растет. Выделяется класс профессиональных коучей, для которых коучинг стал основным видом деятельности, они регулярно получают международное обучение, супервизию (профессиональное шефство и наставничество) и сертификацию.

Причины недоверия

Рынок коучинга в целом характеризуется информационной непрозрачностью. Есть не так много источников, из которых российские руководители могут почерпнуть информацию как о коучинге в целом, так и о предложении услуг - информация о коучах фрагментарна и разрозненна.

Коучи иногда не хотят, а иногда не могут предоставить всю информацию, заправшиваемую клиентами. С одной стороны, некоторые из них стараются компенсировать небольшой опыт или отсутствие инструментария личной харизмой. С другой - коучи не всегда имеют возможность открыто подтвердить реально достигнутые результаты, так как многие клиенты предпочитают сохранять конфиденциальность.

Неудивительно, что некоторые руководители не вполне доверяют коучингу и занимают выжидательную позицию. Многие из участвовавших опросе респондентов, которые не пользуются коучингом, мотивируют это либо тем, что недостаточно знакомы с данным инструментом, либо неуверенностью в его эффективности (31% и 17% соответственно). Руководители называют и другие мотивы неиспользования коучинга: 39% имеют другие приоритеты для инвестиций, а около 19% опасаются организационных сложностей. При этом из всех респондентов только 17% указали, что необходимость в коучинге совсем не возникала.

Непрозрачность также распространяется и на ценообразование. Только половина опрошенных руководителей призналась, сколько они платили за коучинг. Из них почти четверть использовали коучинг по цене менее $300 за час работы, большинство (около половины) платили от $300 до $600, 20% - от $600 до $1000. Высшая ценовая категория была представлена 7% компаний, которые использовали коучинг по цене свыше $1000 за час.

Вопреки ожиданиям, коучинг для менеджеров среднего звена не всегда был дешевле коучинга для высших руководителей, что подтверждает еще одну особенность формирующегося рынка: цена в России пока слабо зависит и от профессиональной подготовки коуча, и от его опыта. Исключение составляют признанные на международном уровне специалисты, работающие по мировым ставкам (более $1000 и даже $2000 в час).

Сложности с оценкой 

Из всех проблем, возникающих при использовании коучинга, пожалуй, самой важной и сложной является оценка его эффективности. Одна из причин - результаты коучинга зачастую трудно формализовать и очистить от влияния других факторов.

Большинство компаний останавливаются на том, чтобы оценивать коучинг как эффективный в случае субъективной удовлетворенности коучи́ и наличия у его руководителей положительной оценки прогресса.

В ходе исследования респондентов спрашивали, насколько результаты коучинга соответствовали их ожиданиям. Почти две трети опрошенных указали, что получили то, что хотели. Лишь 4% руководителей отметили, что результаты были выше их ожиданий. При этом многие (29%) ответили, что не вполне довольны полученными результатами, а 2% даже разочаровались в коучинге.



Помимо некачественно оказанных услуг, эти результаты можно объяснить еще и тем, что далеко не все коучи четко проясняют ожидания и цели с заинтересованными сторонами - коучи́, его руководителем и службой персонала, так как не считают это нужным или боятся, развеяв «волшебство», окутывающее этот метод, потерять намечающийся контракт.

С другой стороны, такой интенсивный процесс развития и изменения, как коучинг, далеко не обязательно приятен, а зачастую сложен, даже болезнен, и требует серьезных усилий от коучи́. Руководители, привыкшие либо к роли «потребителей знаний» на тренингах, либо к роли «покупателей знаний» при работе с консультантами, могут быть неприятно удивленны тем, что коучинг потребует от них собственной активной и регулярной работы.

RB.ru благодарит Ward Howell Talent Equity Institute за предоставленные данные исследования.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почти половина российских PR-агентств используют ИИ для генерации сюжетов и креативов — опрос
  2. 2 Более половины предпринимателей назвали финансовое положение своего бизнеса удовлетворительным
  3. 3 Лекарства вошли в топ-5 популярных трат современной молодежи
  4. 4 Люди продолжат уходить, если не внедрить эти пять принципов в HR-политику
  5. 5 «Robotник» копирайтера: какие задачи можно доверить ChatGPT, а что лучше сделать самому