Результаты исследования Ward Howell Talent Equity Institute
Для достижения результатов одного знания лучших практик часто недостаточно. Повышение эффективности требует изменений в образе мыслей и образе действий, а для этого руководителям, как и любым людям, требуется терпение, внимание к себе, высокая мотивация, существенные усилия и зачастую помощь других людей. Помочь руководителю может коуч.
Как показали результаты опроса, проведенного Ward Howell Talent Equity Institute, отечественные компании знакомы с этим инструментом, пользуются им и расширяют зоны его применения.
Рост спроса
Как отмечается в выпуске Talent Equity Newsletter, рынок коучинга (как и рынок многих других отраслей сферы услуг) в России менее объемный и зрелый, чем в развитых странах, но растет с существенно большей скоростью. Даже в кризисный 2009 год наблюдалось продолжение роста, особенно заметное по контрасту с общим сокращением расходов на развитие персонала.
Этот феномен можно объяснить тем, что сегодня все больше компаний используют коучинг для развития не только топ-менеджеров, хотя спрос у этой аудитории по-прежнему наиболее высок, но также для развития кадрового резерва и среднего менеджмента.
Спрос на коучинг не только количественно вырос, наметились и качественные изменения: компании начинают применять коучинг регулярно - более 20% опрошенных руководителей, использующих коучинг, указали на это. Конечно, большинство только пробует этот инструмент. 78% опрошенных если и использовали коучинг, то либо лишь однажды, либо от случая к случаю. Исследование также показало, что заниматься коучингом на постоянной основе могут позволить себе, прежде всего, крупные компании с широкой географией и достаточным бюджетом.
Все свидетельствует о том, что спрос будет повышаться и дальше. Большая часть руководителей на постсоветском пространстве еще не сталкивалась с коучингом, при этом почти три четверти опрошенных руководителей, не использующих коучинг сейчас, допускают его использование в будущем.
Практика применения
По наблюдениям Talent Equity Institute, распространение коучинга в российских компаниях идет сверху вниз. Руководители, которые успешно используют коучинг для себя и уже ощутили его результативность, переносят эту практику на всю организацию. В целом российский бизнес стал больше обращать внимание на развитие управленческого таланта и карьерное планирование, а коучинг - эффективный инструмент для этого.
Наконец, в кризисное время у руководителей всех уровней стало меньше возможностей привлекать для достижения результатов внешние ресурсы, такие как дополнительное финансирование или консалтинг. Остается пробуждать ресурсы внутренние - опять же, при помощи коучинга.
Какие же задачи решают руководители с помощью коучинга? Прежде всего, это достижение практических результатов в бизнесе. Более 40% использовавших коучинг компаний указали, что применяли его для решения конкретных бизнес-задач. В четверти случаев коучинг был необходим для развития наиболее сильных сотрудников и в трети случаев - для поддержки адаптации руководителей на новом месте. Характерно, что поддержка отстающих, с точки зрения опрошенных руководителей, не является эффективным направлением использования коучинга - лишь 4% указали, что применяют коучинг с этой целью (о том, как используется коучинг в компании Microsoft, читайте в интервью с президентом Microsoft Russia Николаем Прянишниковым).
Отстающее предложение
Исторически в коучинг в нашей стране переходили прежде всего профессионалы из родственных областей - бизнес-тренинга и психотерапии. Опытных менеджеров, ушедших в коучинг, в отличие от США и Европы, в России крайне мало. При этом именно коучи - выходцы из бизнеса ценятся у руководителей больше всего. К сожалению, большого притока из этой области не предвидится - российские бизнесмены молоды и увлечены работой, а рынки предоставляют им множество возможностей.
Естественным образом коучи разного происхождения вносят свой акцент в работу: бизнесмены могут сбиваться на прямые советы из своего опыта, тренеров тянет обучать навыкам, которые им известны, психотерапевты склонны заниматься личными потребностями и переживаниями больше, чем бизнес-задачами.
В России пока нет общепризнанных систем аккредитации или сертификации, отсутствуют четкие отраслевые стандарты, нет ясной специализации коучей. Тем не менее опыт и уровень подготовки коучей постепенно растет. Выделяется класс профессиональных коучей, для которых коучинг стал основным видом деятельности, они регулярно получают международное обучение, супервизию (профессиональное шефство и наставничество) и сертификацию.
Причины недоверия
Рынок коучинга в целом характеризуется информационной непрозрачностью. Есть не так много источников, из которых российские руководители могут почерпнуть информацию как о коучинге в целом, так и о предложении услуг - информация о коучах фрагментарна и разрозненна.
Коучи иногда не хотят, а иногда не могут предоставить всю информацию, заправшиваемую клиентами. С одной стороны, некоторые из них стараются компенсировать небольшой опыт или отсутствие инструментария личной харизмой. С другой - коучи не всегда имеют возможность открыто подтвердить реально достигнутые результаты, так как многие клиенты предпочитают сохранять конфиденциальность.
Неудивительно, что некоторые руководители не вполне доверяют коучингу и занимают выжидательную позицию. Многие из участвовавших опросе респондентов, которые не пользуются коучингом, мотивируют это либо тем, что недостаточно знакомы с данным инструментом, либо неуверенностью в его эффективности (31% и 17% соответственно). Руководители называют и другие мотивы неиспользования коучинга: 39% имеют другие приоритеты для инвестиций, а около 19% опасаются организационных сложностей. При этом из всех респондентов только 17% указали, что необходимость в коучинге совсем не возникала.
Непрозрачность также распространяется и на ценообразование. Только половина опрошенных руководителей призналась, сколько они платили за коучинг. Из них почти четверть использовали коучинг по цене менее $300 за час работы, большинство (около половины) платили от $300 до $600, 20% - от $600 до $1000. Высшая ценовая категория была представлена 7% компаний, которые использовали коучинг по цене свыше $1000 за час.
Вопреки ожиданиям, коучинг для менеджеров среднего звена не всегда был дешевле коучинга для высших руководителей, что подтверждает еще одну особенность формирующегося рынка: цена в России пока слабо зависит и от профессиональной подготовки коуча, и от его опыта. Исключение составляют признанные на международном уровне специалисты, работающие по мировым ставкам (более $1000 и даже $2000 в час).
Сложности с оценкой
Из всех проблем, возникающих при использовании коучинга, пожалуй, самой важной и сложной является оценка его эффективности. Одна из причин - результаты коучинга зачастую трудно формализовать и очистить от влияния других факторов.
Большинство компаний останавливаются на том, чтобы оценивать коучинг как эффективный в случае субъективной удовлетворенности коучи́ и наличия у его руководителей положительной оценки прогресса.
В ходе исследования респондентов спрашивали, насколько результаты коучинга соответствовали их ожиданиям. Почти две трети опрошенных указали, что получили то, что хотели. Лишь 4% руководителей отметили, что результаты были выше их ожиданий. При этом многие (29%) ответили, что не вполне довольны полученными результатами, а 2% даже разочаровались в коучинге.
Помимо некачественно оказанных услуг, эти результаты можно объяснить еще и тем, что далеко не все коучи четко проясняют ожидания и цели с заинтересованными сторонами - коучи́, его руководителем и службой персонала, так как не считают это нужным или боятся, развеяв «волшебство», окутывающее этот метод, потерять намечающийся контракт.
С другой стороны, такой интенсивный процесс развития и изменения, как коучинг, далеко не обязательно приятен, а зачастую сложен, даже болезнен, и требует серьезных усилий от коучи́. Руководители, привыкшие либо к роли «потребителей знаний» на тренингах, либо к роли «покупателей знаний» при работе с консультантами, могут быть неприятно удивленны тем, что коучинг потребует от них собственной активной и регулярной работы.
RB.ru благодарит Ward Howell Talent Equity Institute за предоставленные данные исследования.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Интернет-маркетинг для малого бизнеса»
- 1 Половина россиян заявили о неготовности компаний к переходу на четырехдневку
- 2 Продажи наборов для приготовления настоек выросли в 50 раз за три года
- 3 Бизнес стал в два раза чаще нанимать сотрудников старше 40 лет
- 4 Только 3% россиян предпочли бы руководителя-женщину