Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Минпромторг решил, как будет спасать автопром в ближайшие 10 лет

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Для спасения автопрома, а также создания "летающего автомобиля", необходимо 627 млрд рублей

Минпромторг решил, как будет спасать автопром в ближайшие 10 лет
Минпромторг подсчитал, что для возрождения отечественного автопрома необходимо инвестировать в его развитие более 627 млрд рублей в течение 10 лет. Деньги получат все четыре российских автоконцерна - "АвтоВАЗ", "Соллерс", группа "ГАЗ" и "Камаз", часть перепадет и другим местным производствам, в том числе автокомпонентов. Если помочь отрасли сейчас, то через десять лет россияне буду ездить исключительно на отечественных качественных авто, причем, не только по земле, но и по Луне.

Минпромторг не скрывает, что отечественный автопром переживает не самые лучшие времена. "АвтоВАЗ", "ГАЗ" и "Камаз" работают на изношенных мощностях и страдают от дефицита свободных средств. "Соллерс" (бывшая "Северсталь-авто") и сборочные заводы иностранных автоконцернов еще мало производят машин и не занимаются разработкой новых моделей. Об этом говорится в программе развития автопрома до 2020 года, разработанного Boston Consalting Group (BCG) специально по заказу Минпромторга. Она будет рассмотрена правительством 4 марта этого года.

Чтобы вывести российский автопром из кризиса, необходимо инвестировать в отрасль 627,3 млрд рублей, посчитали в Минпромторге. Причем, наибольший объем финансирования должен приходиться на 2011 и 2012 года - 139,5 млрд и 85,9 млрд соответственно. При этом, как говорится в документе, это "относительно незначительные" инвестиции, если учесть, что стоимость разработки новой платформы автомобилей в среднем оценивается в 1 млрд евро (44 млрд рублей), на разработку полностью нового двигателя требуется 700 млн евро (30,8 млрд рублей), а новой трансмиссии - 500 млн евро (22 млрд рублей). Источники финансирования будут определены позже, говорится в документе, однако основная нагрузка ложиться на плечи государства. Предполагается, что деньги компании будут искать сами, но государство предоставит им субсидии и госгарантии, а также профинансирует НИОКР.

Если реализовать эту стратегию, то автопром уже к 2015 сможет выбраться из кризисной ямы, а к 2020 нарастит объем производства в пять раз - до 3,15 млн. штук. Интересно, что в качестве приоритетных задач развития НИОКР указывается создание специальных автомобилей для освоения шельфа Северного Ледовитого океана, а также для промышленного освоения Луны. Кроме того, Минпромторг задумал разработать "летающий автомобиль" для того, чтобы освоить сегмент рынка транспортных услуг делового, элитного и военного характера, говорится в документе.

Легковой авторынок


Общий объем инвестиций, необходимый на реализацию производственной программы и НИОКР на легковом авторынке, составляет  237 млрд рублей из общих 627 млрд рублей, говорится в документе. При выполнении планов, к 2020 году выпуск новых легковых машин в России вырастет до 3,15 млн штук, 80% которых будет приходится на машины местного производства.

"АвтоВАЗ"

Для развития рынка легковых автомобилей, необходимо помочь "АвтоВАЗу" в создании автомобилей нового поколения на базе платформы Kalina. Предполагается выпускать 330 тыс. таких машин в год, говорится в документе. Средства должны пойти также на создание производства на "АвтоВАЗе" машин на платформе B0 (Logan) и автомобилей класса С - это еще 330 тыс. авто в год. Плюс планируется наладить выпуск полноприводных машин 4x4 объемом 66 тыс. штук в год,  говорится в стратегии развития Минпромторга.

Кроме того, "АвтоВАЗ" вместе с партнером Renault намерен создать производство нового двигателя K4/J объемом 450 тыс. штук в год, а также собирается инвестировать в модернизацию собственного производства двигателей объемов 1,6 литра и 1,8 литра (380 тыс. и 350 тыс. штук в год).

Группа "ГАЗ"

Группе "ГАЗ", подконтрольной Олегу Дерипаске, надо помочь реализовать проект производства легковых автомобилей полного цикла мощностью 150 тыс. в год. Напомним, что группа еще в 2006 году купила производственную линию у Chrysler и создала на базе Chrysler Serbing российский автомобиль Volga Siber. Однако этот проект, запущенный в начале кризиса, оказался провальным - сейчас Siber выпускается маленькими партиями. Группа "ГАЗ" не раз заявляла о своей готовности организовать на простаивающих мощностях сборку иностранных моделей. Когда Сбербанк вместе с Magna вели переговоры с GM о покупке Opel, группа "ГАЗ" хотела выпускать здесь немецкие модели. Однако сделка провалилась, а компания до сих пор не нашла себе партнера.

"Соллерс"

"Соллерс" Вадима Швецова, сделавшая ставку на сборку иностранных моделей, хочет создать производство до 500 тыс. легковых автомобилей вместе с итальянским партнером Fiat. Буквально в середине февраля "Соллерс" и Fiat подписали соглашение о создании СП по производству легковых автомобилей Fiat в Набережных Челнах. Вместе они также намерены наладить выпуск двигателей. Объем инвестиций в проект оценивается в 2,4 млрд евро, 2,1 млрд евро из которых должен выделить ВЭБ.

Часть денег Минпромторг намерен потратить и на проекты других автопроизводителей, имена которых не называются. В частности, речь идет о развитии двух производств мощностью по 150 тыс. автомобилей в год российскими компаниями, а также о создании производств полного цикла иностранными автоконцернами совокупной емкостью 800 тыс. авто в год.

Кроме того, планируется инвестировать в развитие автокомпонентных производств, в частности, в производство шарниров, тяг, модулей подвески, систем АБС, тормозных механизмов, рулевых систем, электронных систем управления и прочее. Инвестировать планируется также в НИОКР - в разработку нового поколения двигателя внутреннего сгорания на различном, включая альтернативное, топливе, в создание гибридных двигателей и двигателей на топливных элементах.

Коммерческий транспорт, грузовики и автобусы

В сегменте легкого коммерческого транспорта предполагаются инвестиции для "Соллерс" и группы "ГАЗ" на развитие производств машин, а также дизелей и двигателей с искорным зажиганием, работающих на бензине и газообразных топливах, плюс на НИОКР. Для развития этого сегмента потребуется 39,5 млрд рублей инвестиций. Объем производства легких коммерческих автомобилей должен вырасти до 280 тыс. штук в год с долей машин, произведенных в России - 65% рынка.

В развитие производства грузовиков планируется вложить 140 млрд руб. Эти инвестиции должны обеспечить объем производства отечественных грузовиком 280 тыс. штук в год, из них около 30% должны поставляться на экспорт (90 тыс.). В частности, "Камаз" намерен организовать производство кабин, мостов и двигателей мощностью 150-500 л.с. (по 200 тыс. шт. в год), выпуск механических и автоматических коробок передач (200 тыс. в год), а также разработать новые кабины и новые поколения грузовиков. Группа ГАЗ потратиться на производство кабин (200 тыс. штук в год), двигателей мощностью 130-315 л.с. и механических коробок передач (по 100 тыс. в год) и на модернизацию производственных мощностей по выпуску грузовиков. Компания также собирается разработать новое поколение среднетоннажных и полноприводных грузовиков, кабины и мосты для своих машин. "Соллерс" собирается инвестировать в производство до 50 тыс. грузовиков на Дальнем Востоке.

Еще 22,6 млрд руб. потребуется на развитие производства автобусов, в частности, на модернизацию производства группы "ГАЗ", создание новых двигателей и т.д.

Стратегия развития отрасли до 2020 года будет проходить в три этапа: на первом этапе в 2010 года компаниям необходимо преодолеть кризисные явления, выбрать партнеров и создать нормативную базу для локализации производств. На втором этапе - с 2011 по 2014 года - начнется посткризисное восстановление отрасли, когда следует заложить базу инновационной и инвестиционной деятельности. На третьем этапе - с 2015 по 2020 года - следует развивать конкурентоспособную промышленность.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Суд удовлетворил заявление Минпромторга о приостановлении прав X5 в ее российской структуре
  2. 2 Куда пойти, если вы хотите запустить бизнес в Латинской Америке