Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

На "Почте России" госзакупки делят на троих

Архив rb.ru

Расследование "Ведомостей": "Почта" закупает продукцию у трех поставщиков и дороже, чем на рынке

На "Почте России" госзакупки делят на троих
Аукционная система закупок, которую используют государственные предприятия и многие компании, как правило, позволяет сокращать расходы, выбирая поставщика, предлагающего лучшую цену. Однако зачастую аукционы лишь создают видимость полноценных торгов, как, например, в "Почте России". "Ведомости" провели расследование в отношении закупок почтовым оператором расходных материалов, из которого следует, что при новом руководстве ФГУП они стали более коррупционными.

В декабре прошлого года компании "Реал плюс" и "Вирни м", поставлявшие ранее для "Почты России" расходные материалы, пожаловались на ведомство в ФАС, Генпрокуратуру и Счетную палату.  В своем обращении компании обращают внимание на ситуацию с поставками эксплуатационных (расходных) материалов для ФГУП после последней смены руководства. Все независимые поставщики от аукционов отстраняются, а с "Почтой России" работают только три, по мнению авторов письма, "явно тесно связанных между собой" фирмы (ОАО "МСПЦ", ООО "Пром-снаб" иООО "Норден дом"). 22 декабря "Реал плюс" также подала иск в Арбитражный суд Москвы, потребовав признать недействительными результаты трех тендеров "Почты России", на которые она не была допущена.

Когда нас перестали пускать на торги, я обратился за разъяснениями на "Почту России", рассказал газете Константин Натович, гендиректор ООО "Реал плюс" (торгует конвертами, сургучом, шпагатом и пр.). По его словам, один из руководителей недвусмысленно сказал, что его фирма под любым формальным предлогом не будет допущена к участию в аукционах.

В свою очередь Виктор Шкрунин, главный технолог ООО "Вирни м" (ранее поставлявшего для почтовой службы полиэтиленовые пакеты) заявил,  что к нему "обращались с предложениями от одной из трех фирм, которые "Почта" допускает к аукционам". "Мне сказали, что "Вирни м" допустят до торгов, если мы будем отдавать деньгами до 30% от стартовой цены. Мы отказались, и после этого нас не допускали", - говорит представитель компании.

В "Почте России" отрицают возможность подобной ситуации. "Такого просто не может быть!" - заявила представитель ФГУП Елена Диденко. Однако факты утверждают обратное.

Как внедряли госзакупки

Ранее, до начала 2008 года почти все закупки "Почты" проходили через созданного еще в  1991 году эксклюзивного поставщика ФГУП "Межрегиональный специализированный почтовый центр" (МСПЦ) (в 2006 году преобразован в ОАО). МСПЦ закупал для "Почты" компьютеры, почтовые машины, технику и около 80% расходных материалов.

Хотя статус ФГУП позволяет почтовой службе проводить большую часть закупок без  конкурсов, Минсвязи в 2002 году поручило организовать систему конкурсных торгов. В ноябре 2006 года состоялся один аукцион, однако конкурсные торги  в компании начали применять еще через год, после прихода на место президента осенью 2007 года бывшего главы Сбербанка Андрея Казьмина. Были возобновлены договорные отношения с торговой площадкой Setonline и к концу 2008 года практически все расходные материалы закупались через электронные торги. Как отмечается на сайте "Почты", при проведенных в 2008 году более 2 тыс. электронных торгов по 16 группам товаров совокупная стартовая цена в 870 млн рублей в итоге понизилась на 141,5 млн рублей (порядка 15%).

По оценке бывшего сотрудника отдела снабжения "Почты", по сравнению с поставками через МСПЦ цена снизилась на 15-25%. Представитель "Почты России" в свою очередь заявляет, что цена уменьшилась в среднем всего на 5,3%, а основное снижение цен связано с оптовыми закупками у производителей или более крупных поставщиков, чем ранее.

Три товарища

В январе прошлого года на "Почте" в очередной раз сменилось руководство, и на место Казьмина пришел бывший гендиректор "Связьинвеста" Александр Киселев. На протяжении 2 месяцев начиная с середины февраля 2009 года "Почта" вообще не проводила никаких аукционов на Setonline, а торги по закупкам расходных материалов возобновились только в июне. С этого момента независимых поставщиков к аукционам по эксплуатационным материалам не допускали - за редким исключением в торгах принимали участие лишь ОАО "МСПЦ", ООО "Пром-снаб" и ООО "Норден дом".

"Ведомости" сравнили торги по расходным материалам в 4 квартале 2009 года с данными за 4 квартал 2008 года, когда независимые поставщики, по их словам, еще допускались к торгам. Цифры подтвердили заявления независимых поставщиков.

Так, в 4 квартале 2008 года состоялось 49 аукционов по расходным материалам на общую сумму 19 млн рублей, в которых участвовали 38 компаний. На 27 аукционах победителем стал МСПЦ (9,52 млн рублей), на 5 - "Реал плюс" (2,6 млн рублей), на 3 - ООО "Канцмаркет" (1,52 млн рублей), на остальных 14 аукционах - еще 13 компаний. Конечная цена при этом уменьшалась вплоть до 67% от стартовой, количество участников доходило до 9, а некоторые торги длились не один день.

Для сравнения в последнем квартале прошлого года, в течение которого состоялось 74 аукциона по расходным материалам на 73 млн рублей, ко всем торгам были допущены только 3 компании: МСПЦ, "Пром-снаб" и "Норден дом". МСПЦ выиграл 57 лотов (53,83 млн рублей), "Пром-снаб" - 20 (12,98 млн рублей), "Норден дом" - 6 (6,42 млн рублей). Конечная цена при этом, как правило, снижалась всего на 0,5-1%, а участники торгов делали всего 1-2 предложения.

Найти связи между компанией "Норден дом" и МСПЦ газете не удалось за исключением того, что в контрактах с "Реал плюс" "Норден дом" в качестве места отгрузки продукции указывает склад МСПЦ. С "Пром-снабом" все гораздо очевиднее: ее гендиректором на 1 января 2009 года в СПАРК значился Игорь Асманов, который работает заместителем гендиректора МСПЦ (с июня 2009 года у "Пром-снаба" другой директор).

Гендиректор "Почты России" Александр Киселев говорит, что его компании ничего не известно о какой-либо взаимосвязи между вышеназванными компаниями. Еще один топ-менеджер предприятия отмечает, что "теоретически во взаимосвязи участников торгов нет ничего противозаконного - такие приемы используются в конкурсной практике достаточно часто". По его словам, в данном случае "речь идет о конкурсах на столь незначительные по меркам "Почты" суммы, что руководство предприятия никогда подробно не изучало, кто в них побеждает" Отслеживаются сделки от 0,5 млн рублей и выше, а менее масштабные контролируют профильные дирекции. В 2009 году весь бюджет на закупки по итогам электронных торгов составил 3,3 млрд рублей, из которых на расходные ушло 106 млн рублей.

"Почта" платит втридорога

Но даже по таким, казалось бы, "незначительным" аукционам "Почта" явно переплачивает. По данным гендиректора "Реал плюс", сравнившего цены, по которым одно из региональных подразделений "Почты" закупает товары у МСПЦ, с ценами своей фирмы, по некоторым позициям превышение может доходить до 71,3%. Например, бумажный шпагат у "Реал плюс" стоит 59,7 рублей, а МСПЦ продает его "Почте" по 102,26 рублей, сургуч при средней цене в 42,4 рублей стоит у МСПЦ 62,19 рублей.  

Кстати, МСПЦ  также является не единственным звеном в цепочке поставок расходных материалов "Почте". После того, как "Реал плюс" "оказался не у дел", по словам гендиректора Константина Натовича, он связался с МСПЦ, где ему "предложили реализовать остатки продукции через ООО "Омела" и ООО "Аркада" по заниженным ценам". Поскольку выбора не оставалось, продукция была отгружена предложенным компаниям (причем местом отгрузки товара был склад МСПЦ). При этом, по словам Натовича, например, курьер-пакеты "Омеле" были проданы по цене 6,7 рублей за штуку, а МСПЦ, по его информации, эти пакеты закупил через несколько посредников, включая "Омелу", за 15-16 рублей и продал "Почте" за 18 рублей.

В "Почте Росии" утверждают, что предприятие не переплачивает на аукционах, так как, по словам ее гендиректора, "заранее анализирует диапазон рыночных цен на нужные ей товары и услуги и, объявляя аукцион, устанавливает верхнюю границу цены". Впрочем, цены на конкретные товары представители "Почты" обсуждать отказываются.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Аукционы в эпоху инноваций: как бизнесы применяют модель и почему она эффективна
  2. 2 Как запускать корпоративный акселератор: опыт «Почты России»
  3. 3 Цифры дня. 100 тысяч за взлом Chromebook