Покупка Сбербанком немецкого Opel может сорваться

Расскажите друзьям

Продавец GM требует более 7 млрд евро инвестиций и ограничений прав на технологии Opel

  Покупка немецкого Opel российским Сбербанком и канадской Magna может не состояться.  Продавец, концерн General Motors (GM), требует более 7 млрд евро инвестиций, которые в 14 раз превышают сумму, названную руководством Сбербанка. Кроме того, стороны не могут договориться  об использовании интеллектуальной собственности и технологий Opel. На урегулирование разногласий есть всего две недели.

Слухи о том, что сделка может быть сорвана, ходят по авторынку вторую неделю. В минувшую пятницу глава Сбербанка Герман Греф их косвенно подтвердил, заявив, что General Motors выдвинул новые условия продажи Opel. Он не уточнил, когда они появились и в чем заключаются. По словам Грефа, банк пока не решил, стоит ли идти в сделку с GM на этих условиях, которые "должны устроить не только банк, но и Российскую Федерацию".

Никаких обязывающих документов по покупке Opel банк пока не подписывал (только меморандум о намерении), отметил, в свою очередь, зампред правления Сбербанка Денис Бугров, а значит, сделка по покупке Opel может быть сорвана в любой момент. Если GM и Сбербанк все-таки договорятся, сказал Герман Греф, то подпишут договор о сделке до конца июля, а сделку завершат в сентябре.

Разногласия

О сути разногласий сторон по сделке известно со слов анонимных источников. По сообщению "Коммерсанта", одна из основных проблем сделки в том, что она "выходит слишком дорогой". GM оценивает потребности Opel в инвестициях более чем в 7 млрд евро в течение ближайших нескольких лет, и смысл такой поддержки европейской экономики российскими деньгами неочевиден. На запуск сборки Opel на Горьковском автозаводе (входит в группу ГАЗ, партнер Magna) может потребоваться до 600-700 млн евро, а за эти деньги реально построить в России новый автозавод с нуля. При этом основное финансирование, по замыслу Magna, должен будет предоставить Сбербанк.

До сих пор Герман Греф говорил о гораздо более скромных вложениях в Opel - не более 500 млн евро. По информации Wall Street Journal, 100 млн евро Сбербанк и Magna должны предоставить в качестве оплаты бумаг Opel, а еще 400 млн евро - в виде беспроцентного займа, конвертируемого в акции Opel.

В результате Сбербанк и Magna должны получить 20% и 35% акций немецкого производителя соответственно (предполагалось, что еще 35% акций останется у GM, 10% достанутся профсоюзу Opel). Но, по данным WSJ, окончательная конвертация займа в акции Opel пройдет только к 2013 году, то есть Сбербанк и Magna могут стать контролирующими владельцами Opel только через четыре года. В этой связи остается открытым вопрос, должны ли Сбербанк и Magna инвестировать в развитие Opel, не являясь его контролирующими акционерами.

Наконец, еще одним принципиальным разногласием, по информации Bloomberg, является то, что Сбербанк и Magna не могут договориться с GM "об использовании технологий и дизайна Opel". Агентство отмечает, что GM не заинтересован "в серьезном обновлении российской автоиндустрии". Вопрос использования бренда и интеллектуальной собственности действительно самый сложный в переговорах, и он обсуждался в прошлый четверг на встрече содиректора Magna Зигфрида Вольфа с GM, подтверждают источники "Ъ". Это означает, что сделка по покупке Opel действительно разваливается и постепенно теряет смысл, ведь ее конечной целью является построение современного российского автомобиля с использованием технологий Opel, говорят аналитики.

У GM и Сбербанка есть немногим более двух недель, чтобы снять все разногласия. Источники "Ъ" утверждают, что стороны рассчитывают окончательно договориться о сделке не позднее 15 июля. Это будет нелегко, потому что западные производители в принципе неохотно делятся своими технологиями. Например, АвтоВАЗ больше года договаривался о покупке лицензий на использование платформы "бюджетного" автомобиля с концерном Renault, напоминает Михаил Лямин из Банка Москвы. С другой стороны, Сбербанк и Magna претендуют на контроль над Opel, и если они при этом не получат права полного доступа к наработкам немецкого производителя, "это будет нонсенс".

Bloomberg сообщает, что GM не отказался от переговоров с другими претендентами на Opel, в их числе называются бельгийский инвестфонд RHJ International и китайский автопроизводитель BAIC. В пресс-службе GM подтверждают, что ведут переговоры не только со Сбербанком и Magna, но источники The Guardian в концерне признают, что информация о других претендентах - это скорее способ давления на Сбербанк и Magna для скорейшего завершения переговоров и реальных альтернатив их предложению у GM нет.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase