Рискованное путешествие инвесторов

Расскажите друзьям

Крупные туроператоры обзаводятся портфельными инвесторами. Перейдет ли отрасль под контроль иностранных "стратегов"? 

Венчурный фонд Quadriga Capital Russia стал третьим за последние несколько месяцев портфельным инвестором, вложившим деньги в российский турбизнес. Иностранцев не пугают ни низкая рентабельность и непрозрачность отрасли, ни печальный опыт российского инвестора в туризм - Межбизнесбанка.

Фонд, одним из акционеров которого является Европейский банк реконструкции и развития, приобрел 25% туроператора "Фирма Нева" (оборот в 2005 г. $138 млн). По данным Российского союза туриндустрии, "Нева" входит в пятерку крупнейших туроператоров наряду с московскими компаниями Tez tour ($163 млн), "Инна Тур" ($143 млн), "Пегас Туристик" ($124 млн) и "Натали Турс" ($115 млн). Все оценки оборота - неофициальные, поскольку туроператоры все еще не публикуют свои финансовые показатели.

Quadriga Capital в обмен на акции "Невы" в течение трех лет будет финансировать некоторые ее проекты. Хотя инвестиционный договор был подписан еще в конце 2005 г., компании объявили о сделке только сейчас, в связи с первым приобретением "Невы": куплен четырехзвездочный отель Alegra на курорте "Золотые Пески" в Болгарии.

Покупки отелей в этой черноморской стране "Нева" намерена продолжить, а в будущем, возможно, планирует строительство собственных. "Четверть всех российских туристов в Болгарию в 2005 г. были отправлены "Невой"", - объясняет выбор страны старший управляющий проектами Quadriga Capital Анна Гуревич.

Венчурный фонд намерен вложиться также в увеличение автопарка "Невы", в развитие франчайзинговой модели и создание интернет-магазина. Планируемый объем инвестиций не разглашается.

Расчет Quadriga Capital состоит в том, чтобы удвоить оборот компании в ближайшие три года, навести порядок в ее финансах, а затем перепродать долю иностранному стратегическому инвестору через механизм IPO.

До сих пор иностранные туроператоры не предпринимали попыток купить российские компании. Но повышение уровня жизни россиян делает отрасль все более привлекательной. Достоверных оценок емкости рынка, на котором действует слишком много мелких игроков, не существует. Но если предположить, что средний россиянин тратит на турпакет $800, выходит, что 6,8 млн туристов, съездивших за границу в прошлом году, заплатили операторам около $5,5 млрд. Эта сумма ежегодно растет. Правда, как раз в прошлом году прирост выездного турпотока резко замедлился, составив всего 3%.

"Нева" не первая туристическая компания, привлекшая внимание портфельных инвесторов. В прошлом году фонд прямых инвестиций UFG Private Equity LG (аффилирован с Объединенной финансовой группой Бориса Федорова) купил 25% акций сети "Куда.ru". Эта туристическая фирма стала одним из первых приобретений фонда наряду с акциями золоторудной компании "Сигма".

Американский фонд Delta Private Equity Partners (DPEP) оценивает отрасль более скептически. "Мы смотрели на многих туроператоров, но не стали вкладывать в них деньги, - рассказывает управляющий директор DPEP Кирилл Дмитриев. - Ведь на этом конкурентном рынке нет компаний, предлагающих какую-либо уникальную услугу". Уникальными DPEP сочла лишь компанию OneGlobe, торгующую авиабилетами через Интернет. В июле 2005 г. Delta купила стопроцентную долю компании и сейчас работает над расширением ее дистрибуции. В частности, с 27 марта билетный сервис OneGlobe появится в торговых точках мобильной "Евросети".

От приобретения собственно туристических компаний Дмитриева удерживают и высокие риски отрасли: цунами или теракт могут смести с лица земли даже сильного туроператора, не говоря о наших не слишком больших по мировым меркам игроках.
Есть и свежий отрицательный пример.

В октябре 2005 г. московский Межбизнесбанк купил 50% акций туроператора Deeptour (оборот в 2004 г. - $86 млн). Но уже в декабре компания прекратила операции, без объяснения причин.

Рентабельность отрасли, по данным Российского союза туриндустрии, снижается год от года и сейчас составляет 2-3%. Более оптимистичные цифры - 7% - называют заместитель гендиректора "Невы" Алексей Каширский и старший управляющий проектами Quadriga Capital Геннадий Груздков.

Каширский помнит времена, когда рентабельность туристических услуг была на уровне 20-30% - начало 1990-х гг. С тех пор многое изменилось. Туристические компании вынуждены диверсифицировать свой бизнес если не за счет нишевых услуг, как это успел сделать OneGlobe, то за счет экспансии в смежные отрасли. Как страховку от рисков турбизнеса можно рассматривать и инвестиции "Невы" в гостиничное и транспортное направления. Собственные гостиницы в России строили "Владинвесттур" и "Академсервис", а в Турции - Tez tour.

Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько считает вполне возможной выгодную перепродажу бизнеса "Невы" одной из международных туристических сетей. Такое же будущее может быть и у других туроператоров, но для этого им предстоит сделать свои финансы более прозрачными. "Если туроператор работает "в белую", это уже героический поступок" - так оценивает нынешнюю транспарентность отрасли Сергей Шпилько. Он надеется, что внимание западных инвесторов как раз поможет выходу крупнейших игроков из тени.

Статья опубликована в SmartMoney 3 (3) 27 марта 2006



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase