Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Ритейлеров обяжут раскрывать коммерческие тайны

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Депутаты предложили обязать ритейлеров и поставщиков публиковать в интернете информацию о наценках

Ритейлеров обяжут раскрывать коммерческие тайны
  1. Архив rb.ru
Депутаты придумали новый способ победить посредников на рынке ритейла, из-за которых раскручивается инфляция. Они хотят обязать торговые сети и их поставщиков публиковать информацию и о ценах на товар, и о наценках. Предпринимателям такая инициатива не нравится: информация о торговых наценках - коммерческая тайна.

Думский комитет по экономической политике направил в администрацию президента и аппарат правительства новые поправки к законопроекту "О торговле", текст которых есть в распоряжении "Ведомостей". Депутаты, в частности, предлагают обязать торговые сети и их поставщиков публиковать в интернете один раз в квартал информацию о цене продаваемого товара и размере (в процентах) торговой наценки.

Напомним, 9 декабря закон будет рассматриваться во втором чтении.

Выудить коммерческие тайны

Если поправки будут приняты, то ритейлеры будут обязаны фактически раскрывать закупочную цену на длинный список товаров - от социально значимых до технически сложных товаров бытового назначения (электронная бытовая техника), товаров бытовой химии, мебели и автомобилей.

Как рассказал "Ведомостям" один из депутатов, поправка направлена на борьбу с посредниками: если информация будет публиковаться в интернете, сразу будет видно, на каком этапе идет самая большая накрутка цены.

Отзыв на инициативу депутатов и ученых-экономистов администрация президента и аппарат правительства должны прислать уже в среду. Правда, правительство дало понять, что отзыв этот будет отрицательным: информация о торговых наценках - коммерческая тайна.   

В секретариате первого зампреда правительства Виктора Зубкова, который курирует прохождение закона о торговле, пока не знакомы с инициативой депутатов. Правда, сегодня министр встречается с депутатами и, возможно, на этой встрече вопрос о поправках будет затрагиваться.

Предпринимателям идея депутатов не нравится. "А как же быть с коммерческой тайной? У нас что, такое понятие, как рынок, перестало существовать?" - удивляются ритейлеры. Они теперь надеются, что закон еще какое-то время помусолят, доведут его до окончательного абсурда такими поправками, а потом всем станет очевидно, что он вообще никому не нужен.

Цена, опубликованная без других условий контракта (эксклюзивность моделей, бонусы за объем и т. д.), мало что скажет для понимания реальной прибыли сети от реализации конкретного товара, отмечают участники рынка, а публикация всех условий контракта на поставку товара просто противоречит принципам конкуренции, работающим во всем мире.

Кроме того, ритейлеры предупреждают, что сведения о цене и наценках могут быть использованы для недобросовестной конкуренции.

Стратегия госрегулирования

Появление такой инициативы неудивительно, считают эксперты: это логическое продолжение стратегии госрегулирования, которое сейчас пытаются проводить в отношении бензина и лекарств. Сами по себе уровни наценок по разным продуктам ничего не говорят, соглашаются они с представителями розницы, гораздо интереснее посмотреть на общую рентабельность от оборота, особенно когда эти данные аудированы. Не только сети, но и поставщики не захотят раскрывать свои отпускные цены, продолжают эксперты, это подтолкнет последних к предоставлению скрытых бонусов сетям, чтобы их цена была более высокой и им было проще торговаться с новыми покупателями.

Неоднозначный закон

Закон "О торговле", несмотря на столь длительное обсуждение, до сих пор не может принять однозначность. Ранее комитет Госдумы по экономполитике представил ряд инициатив в заключении на правительственные поправки, а комитет по аграрной политике опубликовал свой вариант поправок к документу.

Напомним, последняя версия поправок к проекту закона о торговле, согласованная у Зубкова, откладывает введение порога доминирования в размере 25% для всех сетей за пределами Москвы и Санкт-Петербурга до конца 2010 года и ограничивает размер "бонуса за объем продаж" в сетях 10% суммы сделки. Депутаты же предлагают уточнить "неопределенное понятие "социально значимые продовольственные товары", признав ими номенклатуру, перечисленную в пп. 1 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса.

Пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ обуславливает льготное (10%) налогообложение по НДС социально значимых товаров: скота и птицы в живом весе, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яйца и яйцепродуктов, масла растительного, маргарина, сахара, соли, хлеба и хлебобулочных изделий, крупы, муки, макаронных изделий, рыбы, море- и рыбопродуктов, продуктов детского и диабетического питания и овощей.

Аграрии же в свою очередь уточнили, что бонусы должны отсутствовать для социально значимых сельхозтоваров, перечень которых должен соответствовать федеральному закону "О потребительской корзине в целом по РФ". Также предлагается исправить норму законопроекта о сроке оплаты товаров, срок годности которых превышает десять дней.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше