Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Централизация тормозит развитие

Архив rb.ru

Российским холдингам придется менять модель работы

Централизация тормозит развитие

Развитие многих холдингов тормозит неопределенность структуры. Жесткая централизация или делегирование ответственности? Мы чаще сталкиваемся с холдингами, которые выбирают первый вариант, а он все более расходится с реалиями современного бизнеса.

Корпоративный "центр-господин" доминирует. Определяет, какие функции оставить себе, какие отдать в подразделения. Сам решает, какой объем финансирования ему необходим. Такой центр оставляет бизнес-единицам лишь частные функции - производство, снабжение, текущее планирование.

Преимущества данной системы в том, что у подчиненных мало шансов на "разброд и шатание". У такой компании больше согласованности в действиях, особенно если бизнес-единицы связаны между собой. Правда, лишение бизнес-единиц всех прав и свобод лишает их и предпринимательской жилки, энтузиазма и инновационности. А еще такая модель приводит к забюрократизированности. Люди в корпоративном центре не слишком хорошо представляют себе, что нужно подразделениям, какие реально возможности предоставляет местный рынок. Осознав эту проблему, группа компаний "Разгуляй", например, не так давно перенесла оперативное управление из центра в бизнес-единицы.

Решением противоречий может стать модель "центр-слуга". В этом случае корпоративный центр выполняет только те функции, которые бизнес-единицы ему отдают. Обычно это общие функции вроде представительских и юридических. Содержание такого корпоративного центра основано на экономической логике - подход позволяет контролировать и оптимизировать расходы.

Хотя эта модель, по нашему мнению, в целом более эффективна, чем предыдущая, для ее успешной реализации нужна команда сильных менеджеров на местах, способных талантливо управлять и развивать бизнес. Конечно, таких менеджеров непросто найти и вырастить. Но только эта модель способна поддержать дух инновационности и предпринимательства. А в современной среде это необходимые ингредиенты конкурентоспособности.

Дмитрий Сироткин, Мария Криштопова

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Диверсификация: что это такое и что с ней делать
  2. 2 Холодный старт: как начать бизнес, когда данных нет
  3. 3 PDCA или цикл Деминга: этапы по улучшению процессов в бизнесе в целом, и в IT-сфере в частности
  4. 4 Автоматизация или Excel: почему компании продолжают вести учет в таблицах
  5. 5 Управление качеством продукции на предприятии