Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

"В России очень мало вменяемых проектов"

Архив rb.ru

Владелец компании "Главстарт" Аркадий Морейнис рассказал RB.ru о проблемах российских стартапов

"В России очень мало вменяемых проектов"
Аркадий Морейнис, владелец компании "Главстарт", заявляет, что будет счастлив, если за год сможет найти 100 "вменяемых проектов" и инвестировать в них. Но в России таких очень мало, сокрушается он. О своих критериях отбора проектов, о проблемах российских стартапов и главных заблуждениях начинающих бизнесменов Аркадий Морейнис рассказал в интервью RB.ru.

- Аркадий, в чем основная проблема стартапов, на ваш взгляд? Казалось бы, все просто: с одной стороны есть люди с идеями, с другой стороны есть фонды и инвесторы, которые готовы вложить в них деньги...

- Не готовы, в этом как раз и проблема!  На одной стороне есть люди с идеями. А на другой стороне - фонды и другие инвесторы, которые готовы вкладывать деньги в уже готовые продукты, с готовым лидером предпринимателем, с понятной бизнес-моделью, с понятными планами и так далее. На уровне идеи деньги не вкладывает никто. В результате все эти аттракционы для стартаперов, где идет попытка свести вот этих инвесторов и вот этих вот людей с идеями, - заканчиваются неудачами. Они друг на друга смотрят с отвращением, плюются и расходятся, вот и все. А я пытаюсь перебросить мостик от этого этапа до того этапа, когда эти проекты могут быть интересны инвесторам. Моя задача - сделать из этого фабрику, фабрику стартапов. Наша цель - это инвестировать, доводить до ума 100 проектов в год. Сейчас у нас всего 9 проектов. 

- Чем вы руководствуетесь в отборе проектов? 

- Основное - должна быть нормальная команда или человек, потому что я как любой инвестор на этом этапе инвестирую не в идею, а в конкретных людей. Потому что идея может даже поменяться или видоизмениться в процессе - это не важно, важно, чтобы человек был хороший, в том смысле, чтобы у него были нужные компетенции, чтобы он умел быстро учиться, адаптироваться, и чтобы он умел логически думать. Все, на самом деле больше ничего не требуется, а идею мы с ним докрутим.

Мы не просто даем деньги, мы вместе с ними думаем над продуктом - как его сделать, как решить проблему, и оказываем помощь в управлении проектом. Потому что продукт и проект - это две разные вещи. Есть управление продуктом, есть управление проектом. Проект - это планы, ресурсы, рабочее время, бюджет, а продукт - это то, что мы хотим получить в условиях ограниченных ресурсов и ограниченного времени.

- Не обидно бывает, когда в какой-то проект поверили, а он не сработал?

- Обидно, а что делать! Это венчурное инвестирование, высокорисковое.

- Какие проекты вы считаете заведомо провальными?

- Заведомо провальным я не считаю ни один проект, любой проект может выстрелить, просто есть проекты, которые не входят в область моих интересов. Например, такие, про которые я думаю, что такой тяжелый труд может быть не достаточно перспективным, то есть контентные проекты или "давайте сделаем издание о... " - это вообще отдельный бизнес, это не сервис. Меня интересуют проекты алгоритмизуемые, в которых сделал машинку, запустил эту машинку, и она начала работать. Меня не интересуют локальные проекты - "давайте сделаем барахолку по моему родному городу". А смысл? Меня интересуют бизнесы масштабируемые, хотя бы теоретически.

- Существует мнение, что большинство российских успешных проектов - это клоны западных проектов. Вы согласны с этим?

- Нет, во-первых, это не совсем так, потому что все зависит от того, что мы называем клоном. Вообще, идеи не уникальны, уникальных идей не существует. На Западе интернет стал развиваться раньше, и понятно, что сейчас в России возникают сервисы, которые где-то уже опробованы. Клонирование - это когда ты перед собой ставишь цель скопировать определенный сервис. Это одно. Другое - когда ты придумываешь сервис, подобный тому, что уже существует на Западе, но ты его делаешь, исходя из специфики российского рынка. 

К примеру, есть один проект наш, "Своими руками". Это - магазин hand-made товаров. На Западе есть очень известный etsy.com. Но идея проекта, который делали мы, состоит в том, что мы изначально его поместили в социальную сеть, то есть делали как приложение для социальной сети, потому что у hand-made товаров есть очевидная проблема - непонятно их качество. Просто увидев фотографию чего-то сделанного своими руками, ты не знаешь, будет ли оно нормального качества или нет. В этом смысле социальные рекомендации являются принципиальной вещью для выбора товара - "я у них покупал, у них нормально". В общем, это уже не клонирование. Да, пришла та же мысль о том, что хэндмейщики есть, и им нужно давать площадку, но уже в совершенно новой среде.

- Вы говорите, что ищете вменяемых людей и даете им деньги. А если таких будет много?

- Хоть сто! Проблема-то в чем у нашего рынка стартапов? У нас очень мало вменяемых проектов.  Если мне удастся в этом году найти 100 вменяемых проектов и инвестировать - я буду счастлив. Но их просто нет! В период с середины прошлого года по конец прошлого года я инвестировал в 1 проект. С начала этого года по конец мая я инвестировал в 8 проектов.

- Привлекает ли ваш проект любителей легких денег, мошенников, халявщиков?

- Нет, мошенников - нет. Халявщиков? Ну, совсем халявщиков - тоже нет, потому что я сразу говорю, что работать надо, выживать. Ну, еще есть такая категория людей, которые хотят с одной стороны хорошо жить, а с другой стороны еще и иметь свой стартап. Такие люди нам не нужны. Когда человек приходит и говорит - платите рыночную зарплату, а я буду еще и фаундером этого проекта - я этого не понимаю.

- Каковы типичные заблуждения стартаперов?

- Да их огромное количество, этих заблуждений, на несколько томов хватит. Первое: идею нельзя рассказывать, потому что ее украдут. Это заблуждение, конечно, потому что... А кто ее украдет? Я как инвестор? То есть ко мне пришел нормальный человек, рассказал идею, я ее украл, а после этого мне нужно найти другого нормального человека, заразить его этой идеей, давать ему долю в проекте. А зачем мне это надо, если уже есть этот человек с идеей?! Зачем мне воровать? Другой стартапер? Извините, у другого стартапера другая, своя идея есть, ему воровать не надо. Просто абстрактный человек, который просто сидит на ж*пе и ждет, когда появится идея, которую он украдет? Но, извините, у этого человека другой главный принцип - он сидит на ж*пе, он все равно не украдет и не сделает.

Второе заблуждение связано с тем, что надо что-то сделать, прежде чем показывать мне. Да не надо ничего! Не надо ничего делать, потому что в том, что будет сделано, 99% будет лажи, придется переделывать. То есть, наоборот: надо рассказывать идею мне на как можно более раннем этапе, для того чтобы дальше делать уже то, что имеет смысл.

Третье заблуждение - это то, что инвестору на моей стадии, на ранней, нужно, чтобы проект начал зарабатывать деньги. Потому что на самом деле инвестору все равно, сколько денег зарабатывает проект сейчас, ему важно, сколько он будет зарабатывать. То есть, если этот проект должен, условно говоря, зарабатывать миллион долларов в год, то от того, что сейчас он зарабатывает 1000, или вообще ничего не зарабатывает, что изменится?

- А у вас какие заблуждения были?

- Да у меня много было всяких заблуждений, я испробовал 3 способа начать свой бизнес. Первый мой бизнес возник стихийно, просто начали чем-то заниматься, а это потихоньку превратилось в бизнес. Написал программу для Макинтош, случайно ее увидели американцы, случайно у меня ее купили, а я случайно как раз в это время занимался Маками, и вот начался мой "макинтошевский" бизнес. Второй подход был тоже классическим - шапкозакидательство -  а давайте сделаем такую офигенную вещь, и она завоюет весь мир, ну пусть не весь мир, а только Россию. Сделали, она начала завоевывать Россию, но в этот момент рухнула под тяжестью инфраструктуры. Третий подход - фиг с ним с завоеванием, делаем классический бизнес. И сделали price.ru, абсолютно просчитанный бизнес для зарабатывания денег.

"Главстарт" - это уже четвертый тип бизнеса. Здесь, с одной стороны, я хочу завоевать мир, но, с другой стороны, стараюсь все просчитать. Пока начнем с России. Мой личный прогноз: на российском рынке стартапов мы будем игроком номер один.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российские компании стали вводить запрет на авторизацию через Apple и Google ID
  2. 2 13 плагинов для Mozilla Firefox, которые сэкономят ваше время
  3. 3 Десять вдохновляющих рекламных кампаний последних трех лет
  4. 4 Рассерженные клиенты: как отвечать на негатив в сети
  5. 5 Low-code оставит программистов без работы?
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти