Ксения Дементьева
Ритейл, как отмечают многие аналитики, стал одной из самых "проблемных" сфер в этот кризис.
Доходы (и, как следствие, покупательная способность) населения упали, потребительское поведение изменилось. А в торговых центрах, начавших работу в 2013-2014 годах, к концу 2014 года пустовало 13% площадей против 3% в ТЦ, открытых до 2013 года. В среднем по рынку в торговых центрах пустует порядка 6% площадей, говорится в исследовании компании JLL.
Фото: Fotoimedia
Аналогичная картина наблюдалась и в период глобального финансового кризиса: по данным на 3-й квартал 2009 года, более 10% площадей было вакантно в торговых центрах, открытых в 2008-2009 годах, и только 3,5% - в объектах, введенных ранее.
Как объясняет заместитель руководителя отдела исследований компании JLL в России и СНГ Олеся Дзюба, высокая доля свободных площадей в недавно открытых торговых центрах вполне логична: объемы ввода в последние годы были высокими, а макроэкономическая ситуация заметно ухудшилась. А в торговых центрах, открытых до начала 2013 года, ситуация намного лучше - то, что свободных площадей в них значительно меньше, объясняется тем, что они уже раскручены и наработали свою целевую аудиторию.
Однако торговые центры, открытые до 2013 года, также ощущают давление макроэкономической ситуации: оптимизируя бизнес, ритейлеры не только снизили "уровень активности" в аренде новых площадей, но и закрыли часть действующих магазинов. Согласно данным компании JLL, в первую очередь закрывают магазины небольшие арендаторы, которые занимают помещения площадью до 100 кв. м. Их доля от общего числа закрытых магазинов в проанализированных торговых центрах составляет 52%. Вторые в рейтинге наиболее активно закрывающихся магазинов - формат площадью 100-300 кв. м (36%). В основном магазины маленького формата - это операторы сегмента fashion, который значительнее всего страдает в период снижения покупательной способности населения. На магазины одежды и обуви приходится 61% от общего объема неработающих точек в проанализированных торговых центрах.
По мнению Олеси Дзюба, несмотря на то, что именно бренды сегмента fashion в основном располагаются на 1-2 этажах торговых центров, доля вакантных площадей на этих этажах увеличилась не настолько сильно, как можно было ожидать, и составила 4% и 10% соответственно. "Это объясняется уходом преимущественно небольших арендаторов: 88% от всего объема закрытых точек составили магазины площадью до 300 кв. м, что не оказывает большого влияния на долю свободных площадей - это видно по 1-му этажу. Но уход большого количества маленьких магазинов создает ощущение пустоты и незаполненности торгового центра", - рассказывает эксперт.
Меньше всего вакантных площадей - в торговых центрах, расположенных в Западном и Юго-Западных округах Москвы (2,2% и 2,4% соответственно). Частично это может объясняться уровнем доходов населения в этих округах, превышающим средний показатель по городу.
Впрочем, говорят эксперты JLL, каждый торговый центр индивидуален, и есть факторы, которые влияют на долю свободных площадей каждого из них. Например, важную роль играют локация и транспортная доступность торгового центра. Доля вакантных помещений в московских ТЦ, расположенных вблизи от станции метро (до 600 м), составляет в среднем 4%, тогда как у объектов, расположенных в удалении от него, почти вдвое выше - 7%.
Торговые центры разного формата в разной степени пострадали от кризиса. Вполне логично, что меньше всего пострадали окружной (10-35 тысяч кв. м GLA) и районный (5-15 тысяч кв. м GLA) форматы - это самые востребованные сегодня торговые центры, целевой аудиторией которых являются жители близлежащих домов и ориентированные на удовлетворение базовых ежедневных потребностей населения.
Региональные торговые центры (40-75 тысяч кв. м GLA), площади которых не позволяют предлагать максимально разнообразный набор сервисов и услуг, как, например, суперрегиональные торговые центры (более 75 тысяч кв. м GLA), утратили свои позиции: больше всего свободных площадей было зафиксировано именно в региональных торговых центрах - 9,7% помещений пустовало в них в конце 2014 года.
Фото: Fotoimedia
Аналогичная картина наблюдалась и в период глобального финансового кризиса: по данным на 3-й квартал 2009 года, более 10% площадей было вакантно в торговых центрах, открытых в 2008-2009 годах, и только 3,5% - в объектах, введенных ранее.
Как объясняет заместитель руководителя отдела исследований компании JLL в России и СНГ Олеся Дзюба, высокая доля свободных площадей в недавно открытых торговых центрах вполне логична: объемы ввода в последние годы были высокими, а макроэкономическая ситуация заметно ухудшилась. А в торговых центрах, открытых до начала 2013 года, ситуация намного лучше - то, что свободных площадей в них значительно меньше, объясняется тем, что они уже раскручены и наработали свою целевую аудиторию.
Однако торговые центры, открытые до 2013 года, также ощущают давление макроэкономической ситуации: оптимизируя бизнес, ритейлеры не только снизили "уровень активности" в аренде новых площадей, но и закрыли часть действующих магазинов. Согласно данным компании JLL, в первую очередь закрывают магазины небольшие арендаторы, которые занимают помещения площадью до 100 кв. м. Их доля от общего числа закрытых магазинов в проанализированных торговых центрах составляет 52%. Вторые в рейтинге наиболее активно закрывающихся магазинов - формат площадью 100-300 кв. м (36%). В основном магазины маленького формата - это операторы сегмента fashion, который значительнее всего страдает в период снижения покупательной способности населения. На магазины одежды и обуви приходится 61% от общего объема неработающих точек в проанализированных торговых центрах.
По мнению Олеси Дзюба, несмотря на то, что именно бренды сегмента fashion в основном располагаются на 1-2 этажах торговых центров, доля вакантных площадей на этих этажах увеличилась не настолько сильно, как можно было ожидать, и составила 4% и 10% соответственно. "Это объясняется уходом преимущественно небольших арендаторов: 88% от всего объема закрытых точек составили магазины площадью до 300 кв. м, что не оказывает большого влияния на долю свободных площадей - это видно по 1-му этажу. Но уход большого количества маленьких магазинов создает ощущение пустоты и незаполненности торгового центра", - рассказывает эксперт.
Меньше всего вакантных площадей - в торговых центрах, расположенных в Западном и Юго-Западных округах Москвы (2,2% и 2,4% соответственно). Частично это может объясняться уровнем доходов населения в этих округах, превышающим средний показатель по городу.
Впрочем, говорят эксперты JLL, каждый торговый центр индивидуален, и есть факторы, которые влияют на долю свободных площадей каждого из них. Например, важную роль играют локация и транспортная доступность торгового центра. Доля вакантных помещений в московских ТЦ, расположенных вблизи от станции метро (до 600 м), составляет в среднем 4%, тогда как у объектов, расположенных в удалении от него, почти вдвое выше - 7%.
Торговые центры разного формата в разной степени пострадали от кризиса. Вполне логично, что меньше всего пострадали окружной (10-35 тысяч кв. м GLA) и районный (5-15 тысяч кв. м GLA) форматы - это самые востребованные сегодня торговые центры, целевой аудиторией которых являются жители близлежащих домов и ориентированные на удовлетворение базовых ежедневных потребностей населения.
Региональные торговые центры (40-75 тысяч кв. м GLA), площади которых не позволяют предлагать максимально разнообразный набор сервисов и услуг, как, например, суперрегиональные торговые центры (более 75 тысяч кв. м GLA), утратили свои позиции: больше всего свободных площадей было зафиксировано именно в региональных торговых центрах - 9,7% помещений пустовало в них в конце 2014 года.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
- 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
- 3 «Купить себе работу»: почему инвестиции в недвижимость — это не всегда источник пассивного дохода
- 4 Обновление Google и новая реальность SEO-специалистов
- 5 «Ошибка думать, что деньги правят успехом»: 10 советов бизнесу для эффективного онлайн-продвижения
ВОЗМОЖНОСТИ
05 мая 2024
10 мая 2024
Популярное
Лонгриды
Топ лучших смартфонов 2024 года
Списки и рейтинги