Top.Mail.Ru

Война между куклами Барби и Братц перешла в решающую стадию

Архив rb.ru
Архив rb.ru
Команда Русбейс
Команда Русбейс

Редактор проекта Русбейс

Команда Русбейс

Производитель Барби, компания Mattel, утверждает, что Братц была рождена под крышей ее офиса

Война между куклами Барби и Братц перешла в решающую стадию
  1. Архив rb.ru
На следующей неделе начнется суд, предметом разбирательства которого станут права на популярную куклу Братц (Bratz). Производитель Барби, фирма Mattel, утверждает, что Братц была придумана дизайнером Брайантом еще в то время, когда тот получал зарплату в кассе Mattel, а, следовательно, идея является ее собственностью. Если у Mattel получится отсудить себе Братц у ее нынешнего владельца MGA Entertainment, $500 млн годового дохода от новой куклы успокоят производителя теряющей популярность Барби.

В американском игрушечном бизнесе последние двадцать лет бытовали два правила, рассказывает газета Wall Street Journal. Первое - ни одна игрушка вечно не живет. Второе - ни одна, кроме Барби. Маркетологи компании Mattel, которые, судя по всему, сами эти правила и придумали, за последние семь лет убедились воочию: вечная жизнь даже разодетому пластмассовому изделию не гарантирована.

Молодость берет верх

Доказала это девчачья банда: Жасмин, Джейд, Саша, Хлоя, Мейген и Фианна, все вместе - куклы серии "Братц". Сокрушительный удар по старушке Барби (сегодня ей уже без малого 50 лет) они нанесли вскоре после своего появления на полках игрушечных магазинов в 2001 г. Уже в 2004 году Mattel с горечью заявляла о сокращении прибыли аж на 73%.

Большие мешковатые джинсы

Соперницы Барби родились десять лет назад. Молодой 29-летний дизайнер Картер Брайант уволился из компании Mattel, где кроил кукольную одежду для Барби, и переехал на время пожить у родителей в тихий городок Спрингфилд, решив передохнуть от жизни в шумном Лос-Анджелесе. Как-то раз, проходя мимо местной школы, Брайант увидел выходящих оттуда девочек-модниц. Вернувшись домой, дизайнер достал бумаги и зарисовал подбоченившихся бойких девчонок с вьющимися волосами и голым животом.

"Те тинейджеры были одеты будто "не по росту", - вспоминает Брайант в своих судебных показаниях, - в большие, мешковатые джинсы... Тогда я и решил, почему бы не сделать куклу, которая изображала бы современного подростка". К одному из рисунков он подписал и будущее название куклы: "Встречайте: Братц!".

Через год художник вернулся в Лос-Анджелес, где подписал новый контракт с Mattel и вновь стал модельером Барби. Но мысли о Братц не покидали его - он даже заглянул к нотариусу, чтобы засвидетельствовать, что это его собственная идея. На вопрос следствия, почему он не показал свою идею компании Mattel, он сказал, что был уверен - она идеей не заинтересуется.

Но коллеге дизайнеру Веронике Марлоу он показал эскизы. Сегодня Марлоу свидетельствует, что это произошло в период между его контрактами с Mattel. Сама Марлоу примерно в то же время ушла из Mattel и устроилась в MGA. Увидев эскизы, она пообещала представить Брайанта и его идею руководству компании.

Голова из мусорной корзины

MGA, основанная в 1979 году эмигрантом из Ирака Исааком Ларианом, на тот момент была в кризисе и терпела убытки. 1 сентября 2000 г. Брайант взял отгул и вместе с Марлоу поехал на встречу с Ларианом, захватив портфолио с эскизами куклы в короткой курточке и грубый самодельный прототип, сделанный из разных частей: голову он достал из мусорной корзины в офисе Mattel, другие части сделал сам и попросил одного коллегу за небольшое вознаграждение раскрасить их.

Лариан в своих судебных показаниях утверждает, что на встрече сразу задал дизайнеру вопрос, не являются ли созданные им эскизы частью его работы в Mattel. "У меня нет никакого желания судиться", - предупредил он Брайанта. Но дизайнер заверил его, что эта кукла - результат его собственного творчества и компании не принадлежит. Через две недели Лариан перезвонил Брайанту домой и сказал, что готов заняться его идеей.

Последовало обсуждение будущего партнерства. Брайант имел неосторожность звонить в MGA со своего рабочего телефона в Mattel, и это было зафиксировано работодателем. Причем даже когда Лариан попросил его уйти из Mattel, Брайант не послушался и продолжал работать в компании. Но в октябре 2000 г. дизайнер все же объявил о своем уходе, не рассказав, однако, куда именно. Вскоре проект завертелся. Брайант отточил ультрамодный стиль куклы, основательно изучив, что носит молодежь.

И вот в 2001 году новая кукла появилась на прилавках. Ее мгновенно заметили девочки-подростки, а за ними - СМИ и инвесторы с Wall Street. Продажи резко пошли вверх, превратив Брайанта в богатого человека (он получал 3% с продаж). При том его авторство компанией не афишировалось.

Анонимное послание

В августе 2002 года глава Mattel Роберт Экерт получил анонимное письмо. "Уважаемый гендиректор, - писал тайный "доброжелатель". - У меня есть информация, которую Mattel не мешало бы расследовать". Далее в письме сообщалось, что Брайант создал Братц, работая в Mattel. Еще там говорилось о том, что у дизайнера с MGA есть договор, по которому тот "обещал молчать, а за молчание получал от MGA большие суммы денег".

Некоторые факты косвенно подтверждают правдивость этого доноса. В марте 2002 Лариан отругал сотрудников за то, что информация о причастности Брайанта к созданию куклы просочилась на интернет-форум поклонников Братц. Он ссылался на то, что это может привести к неприятностям с законом. "Не должно быть никаких упоминаний о Mattel и Брайанте!", - написал он в электронном письме сотрудникам компании.

В марте 2004 года в интервью газете San Fernando Valley Business Journal Лариан заявил, что куклу изобрел его сын-подросток Джейсон. На суде Лариан отказался от этих слов, утверждая, будто его слова были процитированы с искажением. Автор же статьи возразил на суде, что никаких претензий у Лариана к опубликованному материалу в тот раз не возникло.

Война безжалостных кукол

В 2004 г. создатели Барби срочно "вывели" новый вид куклы, изображающий городских девочек. Тогда же Тимоти Килпин, один из топ-менджеров Mattel, призвал компанию к "военным действиям". "Самодовольство нас убьет", - восклицал он, указывая на то, что доля Bratz на полках Wal-Mart выросла на 180%, а доля Барби упала на 39%.

"Наш дом в огне" - так называлась внутренняя презентация, подготовленная Килпином перед совещанием, где обсуждались меры по спасению Барби. На нем постановили: Барби должна стать "агрессивной, революционной и беспощадной". Барби традиционно приносила компании не меньше трети доходов, и спасти ее от пухлогубых и большеглазых выскочек Братц было жизненно необходимо.

Тогда Mattel и принялась всерьез за расследование "кражи". Составила подробное досье на Лариана с деталями его личной жизни, стала следить за одним из своих собственных директоров, Рональдом Броуером, который якобы шпионил и продавал секреты компании наружу. Кстати, позже этот менеджер ушел работать в MGA, но судебное дело против этого человека Mattel проиграла.

Война привела противников в суд. Если Mattel докажет суду факт кражи идеи Братц, то ей удастся взять нахальную куклу, поколебавшую могущество Барби, в плен. В качестве контрибуции победитель получит целых $500 млн годового дохода - именно столько (а то и больше) MGA зарабатывает на хитовой игрушке. Но MGA, естественно, никаких преступлений против интеллектуальной собственности за собой не признает и во встречном судебном процессе обвиняет Mattel в плагиате - копировании куклы Братц.

В понедельник Брайант, выступающий ответчиком на суде, неожиданно согласился на конфиденциальное урегулирование претензий бывшего работодателя. В чем заключается этот договор, не раскрывается, но компания утверждает, что теперь в ее руках больше козырей.

Тем временем продажи Барби-семейства продолжают падать: только в первом квартале этого года они снизились на 12% в США. Несложно догадаться, что добрая доля от этих 12 процентов досталась бойким девчонкам из банды Братц.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ

Материалы по теме