"АвтоВАЗ" уже лишил своих топ-менеджеров премий, теперь сокращает и зарплату
"С 1 ноября никто из топ-менеджеров не получает премий. Кроме того, мы снизили им зарплату на 20%, приказ я уже подписал", - заявил сегодня президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин на экспертном совете по вопросам автопрома в Госдуме. Он уточнил, что речь идет об исполнительных и старших вице-президентах компании (их всего 27). Решение об урезании им зарплат уже утвердило правление завода.
Зарплаты топов крупнейшего российского автозавода не раскрываются. Известен лишь доход трех руководителей: он был раскрыт в декларациях, поданных кандидатами перед выборами в Тольяттинскую городскую думу. В них значится, что Борис Алешин заработал в 2008 году 12,4 млн рублей, старший вице-президент Виталий Вильчик - 16 млн рублей, а вице-президент по экономике Алексей Пахоменко - 11,3 млн рублей (об этом сообщила местная пресса со ссылкой на тольяттинский избирательный комитет). Топы "АвтоВАЗа" перещеголяли премьер-министра Владимира Путина, который заработал в прошлом году в несколько раз меньше каждого из них - всего 4,6 млн рублей.
Рабочий коллектив "АвтоВАЗа", по словам председателя профкома завода Николая Карагина, одобряет сокращение зарплат руководству, так как освободившиеся средства могут пойти на расчеты с поставщиками. На середину марта завод должен им около 15 млрд рублей.
С ноября "АвтоВАЗ" также не выплачивает бонусы и премии президенту и вице-президентам. Однако обычно их получают еще и начальники управлений, директоры производств, которые работают на контрактной основе. Всего насчитывается порядка 379 человек, которым положены премиальные. Однако Алешин сегодня отметил, что "мы предлагаем и "контрактникам" пересмотреть условия в зависимости от финансовых показателей". Выплата премий теперь будете привязана к "целевым показателям работы" компании. Для каждого из руководителей разработан набор из 17 показателей, уточняет Алешин.
Антикризисная мера
Отказ от вознаграждений и урезание зарплат топам - логичный антикризисный шаг. Ведь в 2008 году "АвтоВАЗ" получил убыток, а шансы получить прибыль в 2009 году еще более призрачные. Ситуация на российском авторынке усугубляется с каждым месяцем. Так, в январе продажи легковых автомобилей упали на 33%, в феврале - на 38%, а в марте - на целых 47%. Продажи "АвтоВАЗа" в первом квартале упали на 39% - до 88,7 тыс. штук. Как заявил сегодня замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев, продажи легковушек в этом году рухнут на 60%. Еще в декабре Минпромторг прогнозировал спад только на 40%, однако по итогам продаж в первом квартале года прогноз пришлось скорректировать.
Кроме того, отказ от премий и бонусов, а также сокращения зарплат управленцам являются большим плюсом для "АвтоВАЗа", который надеется получить госпомощь. Владимир Путин в марте пообещал, что госбанки выделят в общей сложности 92 млрд рублей заводу. Первые 25 млрд рублей завод получит до начала июня.
При этом Путин ранее заявил о недопустимости в кризис выплачивать слишком высокие вознаграждения менеджерам госкомпаний, а также тех предприятий, которые получают господдержку. Соответствующая норма, регулирующая сумму выплат бонусов, будет прописана в антикризисной программе Минэкономразития. И хотя вводить полный запрет на выплату вознаграждений правительство не намерено, топ-менеджерам госкомпаний рекомендуется полностью отказаться от бонусов и премий. Так сделали пока немногие. Например, полностью от годовых бонусов как за 2008 год, так и за 2009 год отказались в группе "ГАЗ", а зарплату топам сократили на 30%. "Камаз" отказался от бонусов за 2008 год и урезал зарплату руководству вообще на 50%. "Соллерс" также отказался от бонусов за прошлый год. Согласно опросу ВЦИОМ, почти половина россиян "за" ограничение выплаты бонусов госкомпаниям и получающим госпомощь.
В необоснованно высоких выплатах своим менеджерам Генпрокуратурой уже были уличены Российский венчурный фонд (гендиректор Алексей Коробов лишился своего кресла) и Фонд развития ЖКХ.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter