Колонки

Сколько платить сотрудникам? 4 правила, которые помогут установить нормальную зарплату

Колонки
Сергей Краснов
Сергей Краснов

Сооснователь и генеральный директор «Нескучных финансов»

Алина Алещенко

Зарплаты — это очень горячая тема в бизнесе, поскольку в ее основе лежит конфликт. Сотрудники всегда хотят зарабатывать больше, потому что от этого напрямую зависит их уровень жизни и социальный статус. Бизнесу, наоборот, повышать зарплаты невыгодно — это снижает эффективность работы. А лучше с точки зрения цифр вообще снижать зарплатный фонд.

Предпринимателю нужно найти баланс в этом противоречии, чтобы учесть как интересы бизнеса, так и интересы сотрудников. Сергей Краснов, сооснователь и генеральный директор «Нескучных финансов» в своей компании для этого пользуется четырьмя главными принципами, о которых и пойдет речь в статье.

Сколько платить сотрудникам? 4 правила, которые помогут установить нормальную зарплату

1. Заплати себе первому

Нередко предприниматели думают о себе в последнюю очередь: аренду заплачу, с контрагентами рассчитаюсь, на обслуживание оборудования потрачусь, зарплаты выдам, бонусы выпишу — а что останется, возьму себе. 

Но ведь может ничего не остаться! В итоге, предприниматель всем платит сполна и даже чуть больше, а сам ужимается. На мой взгляд, это неправильно, поскольку именно предприниматель — главная причина того, что бизнес существует, создает рабочие места и приносит миру пользу.

Соответственно, предпринимателю обязательно нужно получать от этого отдачу, в том числе в виде денег.

Поэтому мое правило — сначала заплатить себе. Это не значит, что можно задерживать зарплаты, а самому покупать новые машины каждый месяц — это уже крайностью. Речь о том, чтобы закладывать в бюджете компании выплаты собственнику — так же, как закладываются зарплата маркетолога и аренда офиса.

Платить себе нужно в соответствии с ролями, которые предприниматель берет на себя в своем бизнесе. Проще всего будет объяснить на своем собственном примере.

У меня в бизнесе три роли, за каждую из которых я получаю деньги:

  1. Владелец бизнеса. За эту роль я получаю дивиденды — 15% от чистой прибыли компании. У нас удобно платить дивиденды каждую неделю, но вы можете платить раз в месяц, квартал или даже раз в год.
  2. Генеральный директор — оклад + бонус от чистой прибыли.
  3. Спикер образовательной программы — разовые гонорары.

Эти выплаты забюджетированы и подчиняются понятным правилам, а не начисляются от случая к случаю.

15 топ-менеджеров, которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

 

2. Платите столько, сколько диктует рынок и ваш бизнес

Сейчас очень легко изучить рынок труда и понять, сколько в среднем зарабатывает нужный специалист. Это понимание не означает, что вам надо платить именно столько — но вы хотя бы будете в курсе, какие предложения специалисты видят на рынке.

Исходя из этого уже можно выстраивать стратегию дальнейших действий:

  • Если вам нужен топовый специалист, то можно привлечь его на зарплату выше среднего;
  • И наоборот, если средняя зарплата вам не по карману, вы можете предложить меньше — но с другими бонусами, например, возможностью удаленной работы или частичной занятостью.

Не менее важно заранее посчитать, сколько вы реально можете платить специалисту. Мы в «Нескучных финансах» делаем это вместе с командой топ-менеджеров на сессиях финансового планирования. Мы тщательно продумываем и составляем бюджет — а в нем видно, какие расходы на зарплаты мы можем себе позволить.

И вот где-то на стыке реалий рынка и бюджета рождается сумма заработной платы, которая будет оптимальной.

 

3. Узнайте ожидания по заработной плате

Уже когда вы перешли к переговорам, спросите у кандидата, сколько денег он хочет? Это всего лишь один простой вопрос, который сразу же помогает оценить адекватность человека, а также узнать его ожидания и подобрать подходящий оффер. Плюс, если ваши ожидания сильно расходятся, то вы просто не будете тратить время на бессмысленные переговоры. 

Попросите кандидата ответить на этот вопрос в трех сценариях:

  • минимум — тот порог, ниже которого человек не готов опуститься ни при каких обстоятельствах;
  • норма — на какой доход он рассчитывает прямо сейчас;
  • максимум — доход, на который было бы классно выйти через год-два.

 

4. Зарплата должна расти, а ее процент от выручки — падать

Предприниматели часто пользуются системой мотивации, но не проговаривают частоту ее пересмотра. Сотрудник думает: «Здорово, компания вырастет в три раза и я буду в три раза больше зарабатывать». Но скорее всего, зарплата в три раза больше будет совершенно не обоснованной.

Когда мы только создали отдел продаж два года назад, один менеджер приносил компании 500-700 тысяч рублей в месяц. Сейчас продавцы приносят в компанию уже по 1,8 млн рублей в месяц. Доходы продавцов вычисляются как процент от принесенной выручки — и если бы мы когда-то заключили с ними договор с неизменяемым процентом, то сейчас попали бы в неприятную ситуацию.

Допустим, два года назад мы договорились на 15% от выручки. Это значит, что менеджеры зарабатывали 75-105 тысяч рублей в месяц.

А сейчас эти 15% составляли бы уже 270 тысяч рублей в месяц. А ведь 1,8 млн рублей в месяц — это средняя выручка на продавца, некоторые зарабатывают еще больше.

Вполне вероятно, что еще через год один продавец сможет приносить в два раза больше. Тогда его ежемесячный доход будет за полмиллиона в месяц.

Вроде бы логично: человек улучшает результаты → растет его доход. Но это не совсем так. Чтобы один продавец мог больше продавать, вся компания проделывает колоссальную работу: создает новые продукты, улучшает существующие, генерирует больше лидов, оптимизирует CRM-систему и многое-многое другое. 

А все финансовые лавры пожинают только продавцы — несправедливо.

Поэтому мы регулярно пересматриваем систему мотивации, в которой с ростом выручки снижается процент продавцов, но сама зарплата увеличивается. Я рассказываю на примере продавцов, но вы можете спроецировать этот принцип на кого надо вам.


Эти четыре правила помогают мне взглянуть на вопрос зарплат со всех точек зрения: я учитываю свои интересы, финансовую модель компании, интересы сотрудника, реалии рынка. В результате я могу быть уверен: мы платим сотрудникам столько, сколько нужно.

Фото на обложке: unsplash.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как найти общий язык с «трудными» коллегами
  2. 2 Сотрудники сопротивляются роботизации процессов в компании. Что делать?
  3. 3 «Самое простое в работе — спустить месячный бюджет за ночь»: 8 советов начинающим продакт-менеджерам
  4. 4 Рекрутинг: методы и способы привлечения кандидатов
  5. 5 «Не элемент запугивания»: как правильно использовать Performance Review для оценки эффективности сотрудников
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти