На этой неделе свой блог на Стартап Афише завела команда проекта SmartMarket.net. Ребята уже успели рассказать о своих итогах участия в TechCrunch Moscow 2012 и о том, как попасть со своим проектом на SmartMarket. Напомним, SmartMarket – это краудинвестинговый сервис, с помощью которого каждый может либо получить инвестиции в свой стартап, либо стать инвестором и получить долю в перспективном проекте.
Обязательно подписывайтесь на блог, ребята постараются, чтобы вам было интересно их читать. А самые интересные посты наших блогеров мы публикуем, как и обещали, в Стартап Школе!
Итак, "А что у нас в России с инвесторам
Сегодня хотелось бы поделиться наблюдениями об инвестициях в бизнес-проекты: что сейчас в тренде, какими бывают российские инвесторы, когда и кого привлекать и каких ошибок нужно избегать.
Наиболее актуальными являются венчурные инвестиции — это стартапы, технологические проекты, и инновации в сфере науки и медицины. Под венчурными, обычно понимаются, наиболее рискованные инвестиции в проекты, находящиеся вне конкурентной среды. Иными словами их просто не с чем сравнивать, отсюда невозможно сравнительноельное планирование бизнеса, проект живет и развивается в условиях относительной неопределенности. Оценка таких проектов может быть сделана только на основании идеи, команды, исследования ожиданий, изменений и скрытых потребностей рынка.
Давайте посмотрим какие типы инвесторов бывают. Мы условно разделим их на три вида — бизнес-ангелы, венчурные фонды и стратегические инвесторы. Причем привлекаются они на разных стадиях развития как правило именно в такой последовательности.
Первый тип инвестора — бизнес-ангел, характерен относительно невысокоми размерами инвестиций до $100.000 на самых ранних стадиях развития проекта.
Этот тот момент когда, по сути, есть только прототип и первые испытания идеи. Конечно, сейчас мы говорим о случаях, когда прототип не является прямым продуктом или почти законченным технологическим решением. Особенностями бизнес-ангелов является то, что в отличие от других вариантов инвесторов эти дают деньги очень быстро (как правило, в течении месяца с момента начала переговоров) и оценивают в первую очередь идею + команду. Причем именно в связке, насколько команде проекта в принципе близка тема их проекта, как хорошо они ее чувствуют и верят в успех. Насколько перспективна идея и достаточно ли ее, чтобы мотивировать команду к работе продолжительное время. Бизнес-ангел также может выступать в роли ментора проекта и консультанта. Таким образомангел будет инвестировать не столько в проект, сколько в саму команду, потому как идея, как не редко бывает, может измениться в процессе работы над проектом.
Венчурные фонды — это уже, так называемые smartmoney, потому как помимо денег проект получает мощнейшую экспертизу и поддержку со стороны фонда.
Представители фонда очень хорошо понимают во что инвестируют свои деньги и готовы оценивать перспективность идеи как таковой на основании своего опыта. Также, фонды обладают лучшей статистикой по рынку, понимание его размеров и масштабируемости проекта. На этом этапе сумма финансирования обычно составляет, от $1 млн. и у инвестора есть вполне конкретные цели — увеличить капитализацию компании минимум в 10 раз к моменту своего выхода (в среднем через 5 лет). Проект SmartMarket.net начал именно с этого вида инвестора, которого он привлек на первом раунде финансирования. Когда есть возможность сразу пустить фонд в проект, это обычно лучшее решение, так как оно дает сразу больше возможностей.
Финальным раундом будет стратегический инвестор.
Стратегом мы будем считать крупного игрока той же отрасли, который заинтересован в покупке проекта с получением контрольного пакета акций. Заметных примеров много — YouTube, который был куплен компанией Google, Skype приобретенный Microsoft и недавняя сделка по продаже проекта Instagram социальному гиганту Facebook. В данном случае риски стратегического инвестора уже минимальны, так как он будет покупать успешный и работающий бизнес. Отсюда вывод, что объем инвестиций практически неограничен и никакой экспертизы такой инвестор не предоставит, его компетенции лежат непосредственно в понимании отрасли, а не какой-то конкретной идеи. Проекты покупаются стратегом как правило для их последующей интеграции в основной бизнес.
Но на самом деле сейчас появляется еще один вариант.
В отдельно взятых странах Европы уже реализован механизм CrowdInvesting, т.е. привлечение венчурных инвестиций от широкого числа микроинвесторов, обычных людей. Это же реализует SmartMarket.net в России. На это можно смотреть как на эволюцию CrowdFunding, когда людям уже не интересны бонусы и плюшки. Так же их мало интересуют спекулятивный трейдинг, им нужен опыт. Ощущение и погружение в процесс, обучение на реальном бизнесе — вот что волнует аудиторию. Практические знания, которые можно применить в жизни. Совладение бизнесом в данном случае может обеспечить и набор бонусов (привилегий), и статус, и опыт того как развивается бизнес, и потенциальный доход. У этого типа инвестиций также есть свои особенности, здесь нужно хорошие умение работы с аудиторией, качественное общение с потенциальными микроинвесторами.
Инфографика наглядно отражает развитие этой идеи и ее реализацию в мире.
Какие основные сложности могут возникнуть на стадии общения с инвестором?
Первая и главная ошибка — неподготовленность. Отсутствие краткого и внятного изложения ващей бизнес-идеи, некачественная презентация проекта, неподготовленный бизнес-план, не проведен хотя бы общий анализ рынка, аналогов и конкурентов. Это те вещи, которые любой инвестор захочет понять в первую очередь, к ним нужно быть готовым. Это "грабли", по которым проходит каждый молодой бизнесмен. Нужно проанализировать все слабые стороны проекта, оценить риски, продумать план действий в случае исполнения этих рисков. Тогда вдруг окажется, что каверзные вопросы инвестора не вызывают у вас сложностей, а скорость и качество ваших ответов лучшим образом выделяют вас из списка техкому приходится общаться инвесторам.
Следующий момент — отстуствие практических тестов, опыта и исследований.
Обязательно нужно проводить испытания идеи любыми доступными методами. Причем именно методами, а не вариантами вроде опроса среди своих знакомых. Можно найти экспертов и записать их мнение, поговорить с предпринимателями в аналогичной среде, организовать сбор заявок на регистрацию в проекте, когда он будет запущен, собрать фолловеров в группах в социальных сетях, т.е. найти осязаемые доказательства интереса потенциальных клиентов к проекту, предоставить метрики на которых видно, что они растут.
Отсутствие четкого требуемого объема инвестиций на текущем этапе - нервирует любого, даже самого уравновешенного, инвестора.
Сумма, которая запрашивается у инвестора должна быть очень конкретной и обоснованной с планом и структурой расходов, которые понесет проект на текушем этапе. Мы получаем достаточное количество проектов, в которых сначала объявляется одна сумма, а затем, при подсчетах, вплывает множество неучтенных моментов. Деньги любят счет и все цифры лучше лишний раз перепроверить, а еще лучше обратитесь сразу к финансистам. Если упрощать, то презентация проекта инвестору состоит из двух частей: промо, когда проект будет качественно и красиво представлен, рассказ о вашей команде и все расчеты, из которых следует, что есть понимание проекта, чувство рынка, планы и расчеты.
Если первая презентация провалилась надо обязательно посмотреть портфель проектов инвестора, сравнить себя с ними и понять на основании чего именно получен отказ, чтобы минимизировать такой же сценарий развития событий на следующих переговорах.
Продолжение следует...
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как открыть микромаркет»
- 1 «Коммерсантъ»: «Т-Банк» закрыл сделку по покупке здания Центрального телеграфа
- 2 В Москве стала снижаться стоимость аренды квартир
- 3 Московским киберклубам разрешили использовать патентную систему налогообложения
- 4 В Москве задержали экс-заместителей Анатолия Чубайса